«В этой стране возможно по-другому»
Исполнитель главной роли и продюсер нашумевшего сериала «Слуга народа. От любви до импичмента» Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ — о своем проекте, творчестве, жизни вне политики и... в нейВпервые украинский комедийный сериал — политическая сатира на злободневные темы, приковала к экранам — не только телевизоров, но и компьютеров, — столько зрителей. Каждая из серий нового сезона, вышедшего этой осенью, набрала более миллиона просмотров на Youtube. «Счетчик» популярности растет изо дня в день — премьерный телевизионный показ второй части завершился лишь неделю назад, а зрители из разных стран мира (но, в основном, конечно, из Украины) продолжают «смаковать» картину, созданную «кварталовцами», в интернете.
«Слуга народа» стал качественным доказательством античной мудрости «кто мешает, смеясь, говорить правду?» Так, усилиями комиков в сериале обнажаются проблемы современного политического пространства, которые резонируют в общественной жизни. Сам факт их артикуляции в сатирической форме, которая уже пошла в массы и вызвала такой отклик у миллионов зрителей, — важный сигнал отечественному политикуму. «Слуга народа»-2 не уступил первой части в юморе и актерском мастерстве героев (к слову, один из главных актеров сериала — Станислав Боклан, рассказал «Дню» «закадровую» историю своего персонажа — читайте «Нам не важна была личностная похожесть», №207-208 от17—18 ноября с.г.) Наряду с хорошим юмором сериал предлагает зрителю интересные социальные контексты и глубокие месседжи о роли политики и политиков в жизни общества, многие из которых — серьезный повод для разговора. Обсудить их «День» предложил самому президенту (а в прошлом, напомним, учителю истории) Василию Голобородько. В жизни — талантливому актеру, продюсеру и шоумену Владимиру Зеленскому, который, кажется, ни на минуту не прекращает работу над многочисленными и разноплановыми проектами «Квартала».
«СТРАНА, НЕ ГОТОВАЯ К КАРДИНАЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ...»
— С успехом завершился показ нового сезона комедийного сериала «Слуга народа. От любви до импичмента». Перед этим полнометражный фильм «Слуга народа-2» в украинском прокате собрал рекордный среди кинокартин локального производства бокс-офис — почти 24 миллиона гривен. Кроме того, опцион на формат вашего сериала уже приобрели компании США, Франции, Греции и Южной Кореи. В чем, по вашему мнению, секреты успеха картины?
— Слово «секрет» как раз и подразумевает, что разгадку никто до конца не знает. И даже создатели. (Улыбается.) Могу только предположить, какие положительные стороны и моменты могли стать составляющими этого секрета. Во-первых, сериал получился очень откровенным, это честная и современная история про людей и отношения между ними. Несмотря на некую фантазию, это история ненадуманная. Это просто мечта каждого из нас, миллионов граждан этой страны. Мы это поняли, потому что людей тронула эта история, задела за живое, и зрители своим смотрением и положительными отзывами, активными обсуждениями в соцсетях, в метро и спортзалах продемонстрировали нам, что тоже так думают и так чувствуют. Придумав «Слугу народа», мы своими размышлениями и представлениями о том, как должно быть правильно, точно попали в ощущения и ожидания людей. И это главная составляющая успеха. Тот случай, когда продукт создается не в соответствии с конъюнктурой или по заказу, а творчество предопределило конъюнктуру, в хорошем смысле этого слова. Второй фактор успеха, и это подтвердит любой продюсер, конечно, люди, команда. Люди вообще важны. По обе стороны экрана. О зрителях я уже сказал, а сейчас скажу о тех, кто находится по эту сторону экрана, специалисты в нашей профессии. «Слугу» делала прекрасная команда. Люди собрались для того, чтобы им поверили. Поэтому я считаю, что актеры, режиссер, оператор, сценаристы и все, кто приложил руки, мозги, душу и сердце к этому проекту — ключевые создатели его успеха.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ «КВАРТАЛ 95»
— Василий Голобородько и Владимир Зеленский — насколько отличаются взгляды на украинский политикум этих двух людей?
— Почти не отличаются. Сочиняя своего героя, ты все пропускаешь через себя. Тем более, если ты играешь не злодея. А образ Василия Голобородько в этом кино — это центральный, добрый, немного наивный персонаж. Честный идеалист. Да, я не учитель истории, но политические взгляды очень схожи. По-другому не может быть, иначе тогда мы бы очень сильно соврали.
«СТРАНА, НЕ ГОТОВАЯ К КАРДИНАЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ...»
— Каковы, по вашему мнению, основные проблемы в стране Петра Порошенко, а не Василия Голобородько?
— Абсолютно те же проблемы. Сюжет этого кино не высосешь из пальца. Если не жить в нашей ситуации, то такой фильм никогда не сочинишь. Мы придумали его вот таким. Живи мы в Польше, Швейцарии, Америки, Франции, наверное, он был бы совершенно другим. Везде есть свои проблемы и волнения. Поэтому, когда у нас западные компании покупают историю, она им очень близка, но они все равно приобретают права на формат, потому что будут показывать свои реалии и проблемы. Сюжет «Слуги народа» пересекается с реальной жизнью, чего греха таить. Иначе бы наши люди это не поняли.
— Критики упрекают проект в том, что в нем много прямолинейных штампов об Украине — коррупция, кумовство, продажность... Что можете им ответить?
— Вместе с этим мы показали самое хорошее — в этой стране возможно по-другому. Это самое положительное, что может быть. Мы не показали, что по-другому — это в Америке или где-то в Европе. Именно в Украине. Ведь страна, не готовая к кардинальным изменениям, — это либо устоявшаяся, стабильная, либо пропащая. Я считаю, что мы не устоявшаяся страна, но точно не пропащая. (Улыбается.)
— Знаете реакцию тех, кого она саркастически изображает, — чиновников, депутатов, олигархов?
— Честно говоря, не знаю до конца реакцию каких-то людей пофамильно. Лично для меня она не важна. Знаю, что многие политики уже цитировали, использовали у себя в выступлениях придуманное нами. Это говорит о том, что люди слышат. Думаю, и политикам, и обычным гражданам в этом кино есть что посмотреть. Не разделяю никого на какие-то кланы, в любом случае, все люди — наши зрители. Каждый должен вынести что-то свое, ради чего он смотрит наше кино.
«В ПОЛИТИКУ ПОЙДУ В СЛУЧАЕ БЕЗЫСХОДНОСТИ»
— Недавно вы сделали громкое заявление, что идете... в самолет. Соответствующее шутливое видеообращение опубликовали у себя в социальных сетях. Действительно, как вы и написали, многие представители нашей политической элиты уже сказали, что идут в президенты и с ними «все будет классно». Да и не только политики — в соцсетях не утихает обсуждение, например, кандидатуры музыканта Вакарчука. А рядом с тем предлагают: так давайте Зеленского в президенты, он уже имеет опыт этой роли. Хотели бы попробовать себя в реальной политике?
— Сложная тема, на которую стоит подискутировать... Давайте? Представьте себе, вы что-то очень сильно любите, безумно. Получаете ежедневное удовольствие от своего занятия, даже уставая, приходя поздно домой, не уделяя достаточного внимания семье и так далее. Представили? Так вот, я именно так люблю свою работу, дело, которым занимаюсь. И ни на что его не променяю. Если бы не одно «но». На что я могу променять свою профессию? Только на безысходность. Если у меня эту профессию будут отбирать. А мне кажется, что законодательно мою профессию сегодня у меня отбирают. Привык говорить не абстрактно, а конкретно. Многие законы, связанные с телевизионным квотированием и так далее, бьют конкретно по нашей компании. Мы — украинский производитель, который четко обозначил свою гражданскую и общественную позицию. С соседями из ближнего зарубежья никаких отношений у нас нет по принципиальным соображениям. И как бы финансово это не отражалось на нашей компании, морально мы на взлете. Но некоторые сегодняшние законы и абсурдные законодательные инициативы очень сильно усложняют нам жизнь. Например, некоторые из них дают больше прав зарубежным компаниям на производство контента в Украине, чем нашей. Все прекрасно знают коллектив «Квартала 95» как главный украинский сатирический рупор с понятной однозначной позицией. В коллективе у нас есть Степа Казанин, который родом из Надыма (Ямало-Ненецкий автономный округ). Родился он в России, но всю свою сознательную жизнь проработал в Украине. Сколько раз он пытался получить украинский паспорт — ничего не вышло. Но есть вид на жительство в Украине, он работает много лет в «Квартале», о’кей. Тут возникает очередная абсурдная инициатива некоторых народных депутатов из Комитета по вопросам культуры и духовности, которые предлагает запретить ко-производство со странной-агрессором, а точнее — сотрудничество с любым ее гражданином, вне зависимости от его взглядов, его личной и творческой биографии. Стало быть, мы должны выгнать из коллектива человека, который с нами 15 лет проработал? Это полный бред по отношению к моему другу и просто человеку, который давно определился со своей позицией. «Квартал» — моя семья, и если на то пошло, многие из нас знают украинский язык лучше, чем некоторые политики. А уж чей вклад весомее в развитие украинской культуры и становление национальной идентичности украинцев, а значит, духовности — того же «Слуги народа» или ряда новых законов — большой вопрос.
Какой в этой ситуации у меня выход? Моя позиция очень простая и заключается в следующем: если кто-то попробует отобрать у нас возможность заниматься любимым делом, снимать кино, ТВ-проекты и выступать, я отберу у них политические рейтинги.
— По вашему мнению, какой президент нужен Украине?
— Мне кажется, любой человек — наивный или жесткий, мужчина или женщина, любой профессии и национальности, который родился в этой стране, любит ее, хочет в ней жить, — может претендовать на пост президента сегодняшней Украины. Не будущей, технократической, а той, которая сейчас — в переходном периоде. Просто хочется получить честных людей во власти. Умных и честных. Это самое важное.
«ТЯЖЕЛО РЕШИТЬСЯ НА ПРОДОЛЖЕНИЕ»
— Не можем не спросить: будет ли продолжение сериала? Когда можно ждать «Слугу народа-3»?
— А вот это, как ни странно, самый сложный вопрос. Я хотел бы снимать. Творческие люди — они же, как зажигалки, идея родилась — и горит желание это срочно делать. Так вот идея для «Слуги народа-3» уже есть, хотелось бы ее реализовать, но не могу ни обещать, ни гарантировать, ни назвать временные рамки. Это очень непростое дело. Мы делали второй сезон два года, а люди посмотрели его за пару недель. Конечно, это круто, что сериал вызвал такой резонанс, обсуждения, но я сижу вечером после показа финальной серии, жена спрашивает: «Ты почему такой расстроенный?» А я чувствую себя таким выжатым, вот только что закончилась последняя серия, а снимали два года — это же, Господи, так много. Она отвечает: «Но какое количество людей посмотрело, как все счастливы». Да, это самое главное. Но два года!!! (Эмоционально подчеркивает, смеется.) Это большой труд. Легче, когда знаешь цель, но точно не представляешь, сколько для ее достижения нужно будет проработать — может, месяц-два, полгода или больше. Тебя затягивает, по ходу это выясняется. А когда заранее осознаешь, что каждый твой шаг — несколько лет, решиться на продолжение сложно.
Выпуск газеты №:
№212-213, (2017)Section
Медиа