Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В плену иллюзий

Изменилось ли за 7 лет отношение украинского общества к врагу?
18 сентября, 12:14

Уже седьмой год идет война, которую Россия ведет против Украины, уже седьмой год Крым и часть Донбасса находятся под российской оккупацией. Изменилось ли за это время принципиально отношение украинского общества к врагу? Поскольку любая страна, сделавшая с другой страной то, что РФ совершила против Украины в 2014 году, объективно является врагом своей жертвы.

Может потому, что предыдущий верховный главнокомандующий пытался воевать против агрессора частично «местами» (сегодня воюем, завтра договариваемся, послезавтра у нас перемирие), превращая в сознании масс войну за независимость Украины от бывшей метрополии в узкорегиональный местный конфликт (Донецкая и Луганская области), общество не было поставлено перед жестким выбором: как относиться к России? Есть еще один момент. Неискренность власти с народом. По этому поводу кандидат в президенты Зеленский во время избирательной кампании поиздевался над действующим тогда (и я должен признать, что справедливо) президентом Порошенко: «Публично Порошенко кричит: «Путин! Я тебе покажу!», а непублично передает ему «приветики» от Медведчука». Какие могут быть «приветики» врагу?! Это не осталось большой тайной в Украине. Люди некоторых регионов решили, что если боевые действия идут на востоке, то пусть «схидняки» сами справляются. Другие решили, что война какая-то странная и непонятная и можно ее оставить власти, мол, это не наша война.

Власть не продемонстрировала народу, что агрессор воюет против всей Украины за возможность вновь подчинить ее себе и, как раньше, по собственному усмотрению решать ее судьбу. Большинство населения Украины до сих пор не почувствовало, что государство находится в состоянии войны. Этот факт остается где-то на периферии сознания. Этому способствовал отказ от введения военного положения хотя бы в нескольких областях. А также полный отказ тогдашнего главы государства от борьбы против внутреннего врага. Результат был закономерным. Объединенные силы олигархов, «пятой колонны» и спецслужб Кремля во всеоружии аффилированных с ними СМИ на выборах 2019 года порвали наивного президента Порошенко (который пытался демонстрировать искусство Леонида Кравчука ходить между капельками) в клочья. Кстати, это искусство не спасло и Кравчука, который потерял власть в 1994 году, не добыв даже первой президентской каденции. Руководство государства, как прошлое, так и нынешнее, не спешит развеивать народные иллюзии, нередко являясь их носителем и распространителем. Поэтому настоящей военно-патриотической пропаганды как не было, так и нет. В Киеве трудно почувствовать, что это столица воюющего государства. Украинским гражданам не сообщается, кто является врагом, кто убивает украинцев, кто оккупирует украинские земли. Об этом боялись вслух заявить при Порошенко, еще больше боятся при Зеленском.

Вообще, отсутствует со стороны государства морально-психологическая мобилизация всего общества на выполнение патриотического долга. Это делают волонтеры на свой страх и риск. В то же время торговля Украины с РФ уменьшилась, но не прекратилась. Миллионы украинцев работают в России на агрессора, и украинская власть их за это не осуждает.

Недоукраинская политика предыдущей власти и нередко проявления антиукраинской со стороны нынешней власти лишают общество правильных ориентиров в момент большой национальной опасности, что отражается на настроениях рядовых граждан.

І. За что украинцам любить Россию?

Относительно недавно Киевский международный институт социологии (КМИС) и Левада-центр (Россия) провели исследование на тему, как украинцы и россияне относятся друг к другу.

Оказалось, что украинцы относятся к россиянам значительно лучше, чем те к ним. 54% украинцев симпатизируют стране-агрессору, а плохо к России относятся всего 39% украинцев, значительно меньше половины населения страны. И только 44% россиян говорят, что хорошо воспринимают Украину (против 47% российских граждан, которые заявляют о враждебности к Украине). Такое соотношение настроений в государстве-агрессоре и в государстве, являющемся жертвой агрессии, не может не удивлять. Ведь война идет не на территории России, она идет на территории Украины. Именно здесь российские войска убивают украинцев. Украинских войск ни на одном квадратном километре российской земли нет. Именно россияне захватили украинские территории, а не украинцы российские. Итак, у украинцев есть гораздо больше оснований не любить россиян, чем наоборот. Что это, воспоминания молодости о жизни в СССР, с которым отождествляют нынешнюю Россию, или национальный мазохизм, привычка к рабскому восприятию «господина», к раболепию перед ним как способу выживания и самозащиты? Может, это склонность наивно полагать, что вся беда в Путине, а российский народ (где большинство поддерживает и захват Крыма и войну на Донбассе) добрый и симпатичный? Чтобы понять, насколько эти украинцы ошибаются, достаточно спросить рядового россиянина: «Чей Крым?» Не Путин сформировал российский народ таким, какой он есть, это российский народ взрастил Путина, долго искал и наконец нашел. Российский имперский шовинизм придумал не Путин, это российский народ «короновал» Путина как идеальное воплощение настроений шовинистических масс.

При Президенте Зеленском пророссийские настроения в Украине заметно выросли. Иллюзия легкого, быстрого и простого достижения мира, вместо понимания того, что Россия согласится на мир только и исключительно на своих условиях с целью установления полного контроля над Украиной, способствовала победе на выборах 2019 года промоутера таких иллюзий пана Зеленского. Подумаем, зачем России было все начинать в 2014 году, чтобы сегодня заключать мир, выгодный Украине? Массы об этом не думают, а власть спешит рассказывать о своих мотивах, поэтому эти иллюзии до сих пор работают и дают Банковой (не Украине!) нужный результат.

ІІ. Белорусы сегодня, как украинцы вчера

Но оказывается, что украинцы прошли очень большой путь преодоления пророссийских иллюзий, если сравнить украинскую ситуацию с соседней Белорусью. То, что происходит там сегодня, очень напоминает украинские события 80-х — начала 90-х годов ХХ в., времен «революции на граните». Тогда украинцы также верили, что они будут спокойно жить в своей новой стране, а россияне не станут этому мешать, наоборот, с ними будут дружить, сотрудничать, торговать, а они радостно будут хлопать в ладоши по поводу очередного украинского успеха... Безграничная украинская наивность, о роли которой в национальных неудачах Украины писал еще Лев Троцкий... К чему приведет безграничная белорусская наивность? Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич предложила просить Путина стать посредником в диалоге Лукашенко с белорусским народом. Она обратилась к российской интеллигенции с призывом: «Почему вы молчите, когда видите, как растаптывают маленький гордый народ? Почему вы молчите? Мы слышим только жидкие голоса в поддержку. Мы все еще ваши братья...» А когда корреспонденты телеканала «Настоящее время» брали в Минске интервью у митингующего, он сказал: «Мы с вами — один народ». Любимый геополитический тезис Путина... От иллюзий надо вовремя избавляться. Иначе от них избавит сама жизнь с присущей ей жестокостью...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать