Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Война за доверие

27 декабря, 12:26
ФОТО REUTERS

Свобода слова в регионах — тема, с одной стороны общая и, скажем для Ивано-Франковска, и для Чернигова в силу социально-экономических условий и проблем коррумпированности всего нашего постсоветского общества. Но, с другой стороны, в каждом регионе эта проблематика наслаивается и на сугубо местные особенности, о которых стоит поговорить в каждом отдельном случае. Предлагаем начать такую дискуссию с материала из Мариуполя, в котором руководительница проекта 0629.com.ua Анна Романенко оголяет довольно-таки угрожающую ситуацию в регионе.

«Мариупольцы так и не поняли ничего об этой войне...» — грустно сказал в эфире Прямого канала известный журналист Мыкола Вересень, пообщавшись с депутатом Верховной Рады Сергеем Магерой, избранным в Мариуполе.

Депутат говорил о жажде мира, компромиссах и о том, что «за это проголосовали люди». А ведущие сокрушались, ну как же так. И войну эти люди видели, и кровь, и бандитов дэнээровских — а все туда же, не понимают элементарных вещей про то, кто развязал эту войну, и кто ее может остановить.

Но проблема в том, что в Мариуполе практически не осталось тех, кто мог бы эти вещи пояснять.

До начала 90-х в городе медиасфера развивалась на противоборстве олигархов. Каждый крупный бизнесмен имел свое СМИ (одно или несколько), и в этом противоборстве, как ни странно, сквозь печатную картинку газет и стройный видеоряд городских новостей на ТВ-каналах проступали черты объективной реальности.

Все изменилось в 2011-м, когда Ринат Ахметов ухитрился выкупить у Владимира Бойко Мариупольский меткомбинат имени Ильича. Причем прихватил он его вместе с газетами, телевидением, сайтом. Так из трех точек влияния (Ахметов, Бойко, Савчук — владелец машиностроительного концерна «Азовмаш») остались только две.

А через год умирает президент концерна «Азовмаш» Александр Савчук. Завод без него постепенно сворачивает свою работу. И в Мариуполе не остается фактически никого, кто бы мог составить конкуренцию Ахметову в его монопольном влиянии на умы людей.

Вот и вся история. Очень типичная для востока Украины. В результате которой регион оказался в 2014 году фактически без людей, способных профессионально делать свою работу — давать людям  объективную информацию о том, что происходит вокруг.

Так мы и встретили  Майдан, а потом  начало российской агрессии на востоке Украины — с громким корпоративным шумом, который работал исключительно на сохранение влияния  олигарха в регионе. Стоит ли теперь удивляться, что люди «ничего не поняли».

Некому пояснять. Все так увлеклись в профессиональной медиасреде, доказывая друг другу, что СМИ не должны быть орудием пропаганды, что позабыли, что СМИ также не должны быть и орудием пиара. И сегодня отсутствие некорпоративных СМИ на востоке, возможно, даже более серьезная проблема, чем сама война.

Почему? Во-первых, потому что большая часть корпоративных СМИ приняла непосредственное участие в разжигании войны на Донбассе и ненависти к тем, кто восстал против власти Януковича. Прежде чем войти в Украину танками, Россия оккупировала сначала людские головы. И делала она это не только через своих вещателей, но и через украинских.

Какую ответственность, к примеру, понесла корпоративная — и вообще единственная в Мариуполе — газета Рината Ахметова «Приазовский рабочий» за распространение лживой информации о том, как украинская армия расстреливает мирных мариупольцев 9 мая? Правильный ответ — никакую.

Во-вторых, некоторые из СМИ на востоке и сейчас не несут в себе Украину и находятся в жесткой оппозиции не правительству, нет. В оппозиции к Украине. И такая ситуация лишает Украину малейших шансов победить в войне за умы и сердца своих граждан.

Если просчитать условную мощность «передатчика российской пропаганды», который посылает свои месседжи украинскому зрителю через собственных ретрансляторов, то единственной возможностью перебить этот сигнал может стать абсолютно консолидированная позиция ВСЕХ украинских СМИ по всем вопросам, касающимся государственного суверенитета. У нас такого единства нет, к сожалению.

У нас наблюдается другая история, когда из ресурса, отстаивающего демократические принципы развития государства и европейский вектор развития, делают «бандеровцев и лгунов». Причем делают это не враги из-за поребрика, а коллеги в родном городе. К примеру, в 2015—2016 годах не  только в социальных сетях, но и на каналах Ахметова была развернута кампания по дискредитации сайта 0629.com.ua. «Фашисты, бандеровцы, продажные. Самое лживое СМИ в городе» — все эти клеше забрасывались в общество сознательно и планомерно. На телеканале МТВ позволили себе устроить публичную порку сайту. Посадили за стол редакторов трех корпоративных ахметовских СМИ, чтобы они «проанализировали» безобразную деятельность журналистов 0629, которых-то и «журналистами назвать нельзя, потому что сайты же в Украине не являются средствами массовой информации».

Фактически с 2014 года мы работаем в новых реалиях, где на журналистов давит  не только информационная война со стороны РФ, но и информационная кампания антидоверия, развязанная теми, кто хочет сохранить монополию на информацию.

Наш мариупольский сайт 0629.com.ua был создан в 2006 году как учебная платформа для группы айтишников, который создали веб-студию и хотели зарабатывать на создании сайтов. На нашем они учились. Потом в команду пришли люди, способные продавать рекламу, а с 2009 года — там появилась редакция. Вот так «неспециально» нескольким мариупольцам удалось реализовать проект «медиа как бизнес», который до сих пор мало кому удается у нас. 

И надо сказать, что никогда команде сайта еще не работалось так сложно. Потому что, с одной стороны, сужается рынок рекламы (в монопольной экономике плохо развивается предпринимательство — основной поставщик рекламы для региональных сайтов). С другой — приходится постоянно бороться за доверие читательской аудитории, отбиваясь при этом от атак российской пропаганды. И в этой борьбе за доверие мы пока что не можем похвастать большими победами.

Но мы не сдаемся. Мы продолжаем лупать эту скалу, потому что, хочется верить, именно нам суждено эту скалу разбить.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать