Всем без разбора?
Министр информационной политики Юрий Стець предлагает не давать российским журналистам аккредитации для работы в УкраинеПосле того, как Верховная Рада во вторник приняла Постановление №1854 о признании России государством-агрессором, на сайте телеканала «24» появилось интервью с министром информационной политики Юрием Стецем. Некоторые вопросы касались в частности и российских журналистов. На вопрос журналистки: «Будет ли министерство информации не разрешать аккредитацию российским СМИ для работы в Украине?» Юрий Стець ответил: «... По поводу журналистов или медиа-представителей страны-агрессора, то их пребывание на территории Украины, я считаю невозможными, потому что они работают не на медиа, а на ФСБ, которая полностью контролирует средства массовой информации... Я говорю, что важно, чтобы они не могли получать эту аккредитацию. Зачем бороться, нужно просто запретить, да и все».
Запретить всегда легче всего, особенно если всем без разбора. Но можно ли назвать такой подход справедливым и демократическим? Как быть с тем небольшим количеством профессиональных журналистов, которое действительно находится в России во внутреннем экзиле, а не только называются оппозиционерами? Вместо того чтобы привлечь на свою сторону и сделать своими союзниками тех, кто, например, работает над темами антисталинизма, антиимпериализма вместе с правозащитниками, кто пишет правду о российских солдатах на востоке Украины и вообще выступает против политики Путина — министр обдумывает возможности поставить перед ними железный занавес. Часть таких журналистов, не имея возможности печататься в России, выступают на страницах «Дня». Кстати, с помощью русской версии нашей газеты их активно читает не только украинская, а, собственно, и российская аудитории. Как быть с частью тех россиян, которые хотят узнать правду о событиях в Украине?
Что же действительно должна была бы сделать украинская власть, чтобы промаркировать действия российских пропагандистов и оградить украинское информационное пространство?
«День» обратился за комментарием к директору Института Медиа Права Тараса ШЕВЧЕНКО:
— После принятия закона «О доступе к публичной информации» в 2011 году был отменен институт аккредитации иностранных журналистов, что отвечает демократическим стандартам. В настоящее время идет попытка вернуть этот институт, для того, чтобы не предоставлять такую аккредитацию россиянам. В случае принятия такого закона совершенно естественен отказ в аккредитации журналистам пропагандистских изданий, которых трудно назвать журналистами. Это может стать инструментом недопущения представителей российских пропагандистских медиа к выполнению обязанностей в Украине. Считаем, что такой вариант в принципе приемлем, но не лучший. В данной ситуации возможен также выборочный подход, который будет учитывать, какие именно масс-медиа представляет журналист, и таким образом сможет дифференцировать пропагандистов независимых СМИ. Но в варианте аккредитации у меня складывается впечатление, что мы больше подражаем российским недемократическим практикам: как они ограничивают деятельность, в том числе и украинских журналистов — мы хорошо помним, как журналист «1+1» был задержан в РФ, и ему предъявили обвинение, что он якобы незаконно осуществляет журналистскую деятельность и не имеет аккредитации.
Наилучший вариант, о котором мы говорим с начала конфликта и с начала Майдана, — прокуратура должна была возбудить уголовные дела за разжигание межнациональной вражды. Это должны были бы быть одни из самых громких уголовных дел, по которым должны были проходить десятки и сотни журналистов, особенно работники телеканалов «Звезда», LifeNews, Russia Today и другие. После попадания новых журналистов этих изданий они должны были бы задерживаться и допрашиваться по этим уголовным делам. В разжигании военного конфликта в первую очередь на Донбассе и не только виновны представители российских СМИ, которые — кто-то сознательно, кто-то неосознанно — втянуты в абсолютно продуманную и спланированную акцию по разжиганию войны. Акцию, которая вылилась в тяжелые последствия и тысячи погибших. По нашему убеждению, правоохранительные органы, как и большинство органов государства, демонстрируют неэффективность при осуществлении своих служебных полномочий. Расследования таких уголовных дел нужны были в частности и для обеспечения информационной безопасности, и с точки зрения ведения дискурса с Востоком, и с западными странами. Чтобы объяснить, в чем именно претензии к российским медиа, мы должны были бы базироваться на материалах уголовного дела. На это должны были нанизываться, в том числе решения Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания по отказу в ретрансляции. А так получается, что база у нас не собирается, зато мы ищем другие пути: как же не допустить журналистов.
Выпуск газеты №:
№14, (2015)Section
Медиа