Публика проявляет ненасытное любопытство ко всему, за исключением того, что действительно стоит знать.
Оскар Уайльд, выдающийся ирландский англоязычный поэт, драматург, прозаик, эссеист

«Я пытаюсь зафиксировать вневременные реалии»

Фотограф из Чили Николас Валь создает проекты о прифронтовом городе на Донбассе
4 мая, 2018 - 12:23

Летом прошлого года документальный фотограф из города Вальпараисо Николас Валь (Nicolas Val) неожиданно отправился в Авдеевку с гуманитарной миссией. В эту поездку его пригласила Сандра Брионс из ICW Latina — организации женщин, которые живут с ВИЧ. Сам Николас раньше более восьми лет сотрудничал с этой организацией. Фотограф, который до этого мало знал об Украине, в частности о войне на Донбассе, быстро согласился. Миссия заключалась в волонтерстве в небольшой местной церкви, исследовании, как организация может помочь женщинам с ВИЧ, живущим в зоне военных действий, просветительской работе. Николас помогал волонтерам и собирал материалы для нескольких своих проектов. Хотя «собирал» звучит слишком формально — фотограф пытался стать своим в городе, чтобы дать взгляд на его жизнь изнутри, а не сквозь оптику туриста или журналиста. Как этого достигал и почему планирует возвращаться в Авдеевку опять, Николас Валь рассказал «Дню».

«СНАЧАЛА Я СНИМАЛ КАК ТУРИСТ, КОТОРЫЙ ГУЛЯЕТ ПО ВОЮЮЩЕМУ ГОРОДУ»

— Николас, в вашем интервью читала, что вы поехали в Авдеевку спонтанно, с гуманитарной миссией. Что стало главной причиной, чтобы согласиться отправиться туда?

— Действительно, я планировал делать исследование и фотопроект в Центральной Америке, но получил сообщение от приятельницы, которая работала со мной в организации для ВИЧ-позитивных женщин в Чили. Она рассказала мне о конфликте в Восточной Украине и спросила, хочу ли я поехать туда с ней, чтобы помочь. Также она сказала, что у меня будет возможность заниматься своей работой. Я обдумывал это десять минут, отменил свой проект в Центральной Америке и ответил: «Да, давай сделаем это».

Но главная причина, почему я согласился, заключалась в том, чтобы продолжать рассказывать истории своими изображениями и пытаться немного помочь ими миру.

— Насколько трудно было найти общий язык с жителями Авдеевки? Ведь вы живете в совсем другой культуре, реальности, также существует языковой барьер.

— Культурные столкновения всегда интересны, думаю, они дают толчок, чтобы начать новый проект, ведь придется реконструировать себя и искать и мыслить в разных направлениях, пытаясь приспособиться к новой культуре. Думаю, единственным барьером был языковой, но со временем и он начал разрушаться. Людей, которые пытались учить меня, я считаю очень приятными и терпеливыми. Теперь я могу немного говорить по-русски, выразить свое мнение.

Как вы совмещали волонтерство и работу с фотопроектом?

— Благодаря помощи которую мы оказали жителям Авдеевки, мне удалось приблизиться к новому миру, в который, думаю, в одиночестве я никогда не смог бы войти. Например, мы приносили еду людям, которые не могут готовить или выходить из дома по разным причинам, связанным с войной. Благодаря этому я смог почувствовать и увидеть много реалий и историй, которые позволяют мне понять войны, существующие в этом обществе, которое живет под звуки войны 24/7. Я говорю о ментальных войнах, которые приводят к такой ситуации больше, чем социальная и политическая война. Когда я понял это, начал делать свои фотографии. А сначала я снимал как турист, гуляющий по воюющему городу, ничего не понимая.

— Поддерживаете ли связи с жителями Авдеевки сейчас?

— Практически постоянно. Это место я продолжу посещать долгое время. Я познакомился там с очень хорошими семьями, у меня есть замыслы по многим проектам.

«СТАТЬ НЕВИДИМЫМ В АВДЕЕВКЕ — НЕЛЕГКАЯ ЗАДАЧА»

— Знаю, что вы хотите сделать фотокнигу об Авдеевке и проекте с портретами ее жителей. Уже разрабатывали концепцию книги?

— Сейчас я в процессе ее создания. Фотокнига будет далека от военного мира, а также от насилия и войны, идея — передать энергию ежедневной жизни на востоке Украины и переместить читателя от изображений к месту действия. Сейчас я ищу средства на реализацию этого проекта.

— Николас, вы отмечали, что не хотите показывать страдания или смерть. Что вы хотите выразить этим проектом?

— Это личный проект, который является попыткой погрузиться в повседневную жизнь города в зоне войны. Благодаря фотографическим упражнениям по быстрой и интуитивной съемке я пытаюсь зафиксировать вневременные реалии, в которых живут люди в Авдеевке последние четыре года. Эти реалии обусловлены неуверенностью, через которую люди проходят ежедневно, поскольку не знают, что случится дальше или когда это закончится. Через эти упражнения я попадаю в сообщество как один из ее членов, без намерения восприниматься как турист, журналист или кто-то чужой.

Стать невидимым в этом городе — нелегкая задача, но нужно делать это, чтобы документировать изнутри смятение в повседневной жизни. Таким образом я пытаюсь изобретать себя с каждым новым опытом, разговором или чем-то увиденным, что помогает мне делать попытки рассказать эту историю без явного насилия, бомб и журналистской оптики.

«В ЧИЛИ И В ЦЕЛОМ В МИРЕ ЛЮДИ НЕ ЗНАЮТ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ВОСТОЧНОЙ УКРАИНЕ»

— Вы планируете показывать этот проект в Чили? Где вы хотите его представить?

— Сейчас я живу в Германии и хочу показать этот проект в Украине и Европе в целом, а в Чили — пока нет. Теперь я в процессе планирования того, чтобы показать проект в некоторых местах также.

— Вообще что в Чили знают о ситуации в Украине?

— В Чили и в целом в мире люди, которым я рассказываю о ситуации в Украине, ничего не знают о том, что там происходит. Среди них — и люди из Украины.

В целом в Чили люди не очень знают об этой ситуации. Когда я рассказываю о своем проекте, они думают, что это о Крыме или революции на Майдане, но они не знают, что происходит в Восточной Украине.

В конце 2017 года вы рассказывали о планах посетить Авдеевку опять в начале 2018-го. Вам удалось это сделать?

— Да, я вернулся из моей последней поездки в Авдеевку месяц назад. Там я провел два месяца, общаясь с местными жителями, теперь — моими друзьями. Я хочу вернуться туда следующей зимой, хочу сделать там больше проектов, о которых пока не буду рассказывать. Потому что, знаете, если вы много говорите о своих замыслах, они не воплощаются. Вообще у меня есть идеи и реальные проекты на будущее, связанные с детьми.

«МЕНЯ ИНТЕРЕСУЕТ ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ»

— Какие темы вам вообще интересны? В каких странах вы работали?

— Преимущественно меня интересует повседневная жизнь. То, что происходит у вас перед глазами изо дня в день, захватывает, и не нужно преодолевать много километров, чтобы найти интересные миры. Сейчас я работаю с проектом об окрестностях моего района в Берлине.

В прошлом году я завершил свою первую книгу, также связанную с повседневной жизнью города, в которой проживал в Чили.

— Мы живем среди безумных потоков изображений в интернете и на улице. С вашей точки зрения, каковы сегодня важность и сила фотографии?

— Действительно, мы живем во время, когда изображения окружают нас всюду. Сегодня красивые картинки для меня на втором плане, не так важны. Интереснее увидеть фотографию и спросить себя о многих вещах, поинтересоваться, кто ее сделал и почему он выбрал эту сцену, а ты, увидев ее, прекращаешь смотреть все больше и больше фотографий. В этом для меня сила фотографии. И лучше, когда вы видите больше одного изображения, чтобы глубже понять историю, перенестись в другую реальность.

 

 

Мария ПРОКОПЕНКО, «День». Фото предоставлены Николасом Валем
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ