Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Американский лидер, который нам нужен

03 ноября, 20:09
БАРАК ОБАМА ИЛИ ДЖОН МАККЕЙН? ЗАВТРА ОДИН ИЗ НИХ СТАНЕТ ЛИДЕРОМ США / ФОТО РЕЙТЕР

Во всем мире американская президентская избирательная кампания привлекла такое же внимание, как и внутренние политические разногласия в каждой из наших собственных стран. Интерес, который проявляет мир к Америке, — это лучший пример мягкой власти Америки и урок в демократии со стороны единственной мировой супердержавы. Если бы только кроме того, чтобы наблюдать и слушать, мы также могли голосовать, потому что исход является жизненно важным для всех нас во всем мире.

Чего хочет мир — и, возможно, что еще важнее, что ему нужно — от нового американского президента?

Несмотря на то, что некоторые никогда это не признают, антиамериканизм — это чувство, которое развивалось и подпитывалось в годы Буша. И все же мир все еще нуждается в американском лидерстве.

Да, мы являемся свидетелями восхождения Китая, Бразилии и Индии в качестве важных глобальных экономических игроков. Да, мы наблюдали унизительное падение властелинов вселенной на Уолл Стрите. Да, американская военная мощь иссякла в том регионе, который Уинстон Черчилль называл «неблагодарными пустынями Месопотамии», а ее моральная власть была ослаблена событиями в разных местах от Залива Гуантанамо до Абу Грэйб.

Все это так. И все же Соединенные Штаты остаются единственной супердержавой в мире, единственной страной, которая имеет вес в каждой части земного шара, единственной страной, способной мобилизовать международные действия для решения глобальных проблем.

Первая задача нового президента будет состоять в том, чтобы вернуть экономическую конкурентоспособность Америки и ее уверенность в себе. Будет не легко управлять в условиях чрезмерного расходования средств и чрезмерного заимствования, восстановить реальные семейные ценности экономности, бережливости, ответственности и справедливого вознаграждения. Для достижения этих целей необходимо также большее уважение к социальному равенству после периода, в течение которого очень богатые были в состоянии защитить образ жизни «Ревущих двадцатых», умно используя в своих интересах «культурные войны» — т.е. популистские предубеждения своих гораздо более бедных сограждан.

Поскольку Америка отходит от своей глобальной роли заемщика последней инстанции, остальным из нас придется увеличить свою конкурентоспособность для того, чтобы продавать на других рынках. Крайне важным является то, что возвращение к протекционизму не должно этому помешать. Новому американскому президенту будет сопутствовать успех, если он будет помнить о бедственных последствиях протекционизма в 20-х и 30-х гг. Неудачи президента Герберта Гувера должны послужить жестким уроком.

Мы все надеемся на то, что следующий американский президент вновь наладит отношения с мировым сообществом и международными организациями и признает, что даже супердержава должна придерживаться правил, которые распространяются на всех остальных. ООН вовсе не совершенна. Она нуждается в реформе — также, как и органы, которые обеспечивают глобальное экономическое управление. На это потребуется время. Но необходимым, хотя и не совсем достаточным условием для изменений, является преданность Америки процессу и ее руководящая роль в нем. Забудьте об отвлекающей внимание попытке создать альтернативу ООН — так называемую Лигу демократических государств. Она не будет эффективной.

Нам нужен новый президент, который будет стремиться достичь успеха на Конференции по продлению Договора о нераспространении ядерного оружия в 2010 году, уничтожив больше оружия, прекратив научные исследования в области ядерного оружия и призывая других сделать то же самое. Это было бы лучшим фоном для того, чтобы установить более жесткое наблюдение и контроль, начать налаживать диалог с Ираном и найти способы вовлечь Индию и Пакистан в глобальное соглашение о сотрудничестве в ядерной области.

Перед этим новый президент должен развязать творческий потенциал Америки в повышении энергетической эффективности и развитии чистых технологий. Это стало бы долгожданным сюрпризом, если бы всесторонние дальнейшие шаги после Киотского соглашения были бы согласованы в следующем году. Но по крайней мере, мы должны пытаться прийти к соглашению по поводу процесса, который подтолкнет мировые обсуждения в правильном направлении, и на базе этого Америка должна стремиться привлечь Европу, Китай и Индию, в особенности к таким технологическим достижениям, как чистый уголь.

Отношения Америки с Китаем будут ключом к процветанию и безопасности в этом новом столетии. Я не думаю, что борьба за гегемонию неизбежна или что она желательна. США должны заострить внимание на Китае, не притворяясь, что о репутации Китая в вопросе о правах человека можно умолчать. Китай не может поддерживать свое экономическое развитие без политических изменений и экологических усовершенствований.

На Ближнем Востоке израильский премьер-министр Эхуд Ольмерт предложил мудрый совет следующему президенту США после ухода в отставку. Израиль и Палестина, сказал он, стали безнадежной и кровавой призмой, через которую американская дипломатия, кажется, часто смотрит на мир. Давно уже пора продвинуться вперед, приложив жизнеспособные усилия для такого урегулирования, которое уже почти было достигнуто в годы Клинтона.

Во всем этом есть парадокс. На протяжении многих лет мир призывал к многостороннему подходу из Вашингтона. Когда он у нас будет, ответят ли на самом деле остальные из нас — Европа, например — достаточной преданостью и реальными действиями? По крайней мере, это будет долгожданным вызовом, который необходим для того, чтобы направить наши усилия туда, где была одна риторика.

Крис ПАТТЕН — бывший специальный уполномоченный ЕС по международным отношениям, председатель британской Консервативной партии, был также последним британским губернатором Гонконга. В настоящее время он является канцлером Оксфордского университета и членом Британской палаты лордов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать