Перейти к основному содержанию

Была ли на Руси культура, или Кто утопал в грязи?

05 ноября, 18:46

Сегодня в России не утихают дискуссии на тему преподавания религиозных дисциплин (православных) в светской государственной школе. Речь идет о преподавании Закона Божьего в учебных классах, где учатся дети не только православных, но и представителей других религий, а также атеистов. Эта стратегия Русской православной церкви, поддержанная многими видными общественными деятелями, в том числе политиками, а негласно — и самим президентом (он любит «ненавязчиво» демонстрировать свою набожность), является прямым продолжением в сфере образования традиционной политики давно почившей в Боге царской России. С ее помощью опасных «инородцев» превращали в покорных православных подданных империи. Газета «День» информировала своих читателей о том, что группа выдающихся ученых — гордость России — выступила с коллективным письмом, в котором осудила (с научной точки зрения) клерикализацию образования в России. За что на них обрушилась лавина беспардонных обвинений со стороны светских и духовных радетелей «религиозной реформы в школах».

Сегодня всех противников изучения курса основ православной культуры (ОПК) в светских школах устойчиво относят к русофобам, к разрушителям русской культуры, а также к «мифотворцам», которые якобы искажают как русский характер, так и русскую историю. (Мимоходом отметим, что в России, так же, впрочем, как и в Украине, практически отсутствует необходимый корпус квалифицированных педагогов для преподавания ОПК. Поэтому введение такого курса может привести к результату, противоположному намерениям учредителей, как это имело место в царской России в конце ХIХ — начале ХХ веков: «школьные» батюшки часто становились объектом насмешек гимназистов и тем самым толкали последних к атеизму).

В прошлом месяце интернет- журнал Сретенского монастыря (Московский патриархат) опубликовал статью некоего Владимира Семенко, посвященную этой проблеме. Автор делает попытку развенчать «устойчивые исторические русофобские мифы», которые сегодня якобы формулируются противниками преподавания ОПК в школах. Поскольку это «развенчивание русофобских мифов» имеет прямое отношение к истории Украины — Киевской Руси, коротко перескажем взгляды автора, имея при этом ввиду, что история формирования имперской России построена (в значительной мере) на более поздних имперских мифах.

Итак, миф первый по Семенко: «Россия сама по себе долгое время была культурной пустыней, все ее культурные достижения относились к узко богослужебной сфере; своей светской, внебогослужебной культурой Россия обязана исключительно достаточно поздним западным влияниям». (А разве это не так — разве не является западной вся имперская и помещичья культура России?). Семенко считает, что к этому достаточно «абсурдному и невежественному утверждению примыкает и миф второй: европейская культура является гораздо более древней, нежели русская и вообще культура восточно-православного ареала. Поэтому именно Европа (а не Россия) якобы является подлинным носителем культурной преемственности». Этот факт Семенко категорически и бездоказательно отрицает. А для того, вероятно, чтобы мы не заблуждались, «кто он есть в России», ни к селу ни к городу пишет: «Оспаривать подобного рода суждения новых митрофанушек (противников ОПК), выросших в удушливой атмосфере диссидентских кухонь, в общем-то, достаточно просто».

Расправившись с Европой в нескольких предложениях, автор приступает к анализу древней культуры России, начиная с письменности: «Возьмем, к примеру, такой хрестоматийный факт нашей культурной истории, как так называемые новгородские берестяные грамоты. Датируются берестяные грамоты, по авторитетному утверждению историков и археологов, по меньшей мере X веком и относятся к сфере повседневной, бытовой письменности, принадлежа часто перу совсем простых людей, а вовсе не ученого монашества. Все это есть абсолютно неопровержимое доказательство того исторического факта, что спустя всего только столетие с небольшим после крещения (в Киеве, заметим) грамотность, то бишь письменная культура, имела на Руси (на какой Руси, позвольте спросить?) если не поголовное, то уж во всяком случае массовое распространение, а в Европе в то же самое время как раз неграмотность была обычным явлением даже и среди знати. Встречались и неграмотные короли». Это действительно так, однако в своих рассуждениях автор весьма редко упоминает Киев, а киевского князя Владимира в связи с Крещением вообще не упомянуто. И создается впечатление, что все, что называлось Киевской Русью, — это органическая территория Московского государства. Даже об известном советском паллиативе — «колыбели трех народов (Украины, Беларуси и России)» ни словом не вспоминается. Как говорил бессмертный Ноздрев: «Все, что до горизонта, — мое. Что за горизонтом — тоже мое!»

Дочь Ярослава Мудрого Анну автор вспоминает только для того, чтобы неопровержимо свидетельствовать: во времена Киевской и Новгородской Руси (то есть в X— XI вв.) письменная культура на Руси была несопоставимо выше, чем в Европе! (Свою грамотность и христианскую философию Европа действительно скрывала тогда в монастырях). Отметим, что в этом пассаже автор забывает, как и в других местах, упомянуть весьма важное обстоятельство: брак Анны с французским королем ярко засвидетельствовал значимость Киевской Руси в системе тогдашних европейских государств (увы, пока без Москвы!).

Далее идет речь о письменных свидетельствах, оставленных нам учеными людьми Киевской Руси. Семенко возмущается: «Читая некоторые тексты, выходящие из- под пера либеральных «просветителей», начинаешь чувствовать себя в каком-то абсолютно абсурдном, запредельном мире. А может быть, действительно, никакой литературы до конца XVII века у нас не было?». Но быстро спохватывается: «А как же знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (начало 40-х годов XI в.), «Память и похвала Владимира», «Сказание о Борисе и Глебе» и т.д. и т.п. (все это вторая половина XI в.). А колоссальная по своему масштабу фигура Нестора Летописца со всем многообразием его творческого наследия; знаменитейшее «Поучение детям» Владимира Мономаха; «Хождение» игумена Даниила в Святую Землю; «Слово» и «Моление» Даниила Заточника; «Послание Фоме» митрополита Климента Смолятича; «Притча о человеческой душе» Кирилла Туровского (конец XII в.); наконец, известное каждому школьнику «Слово о полку Игореве»... А ведь, заметьте, в своем перечислении я еще не вышел за пределы домонгольского периода!»

Это сильно напоминает бесшабашную презентацию краденого. Ибо какое отношение имеет Москва ко всем перечисленным бесценным произведениям духовных писателей Киевской Руси? В советские времена, повторим, создан был хотя бы паллиатив — так называемая «общая колыбель» трех восточнославянских народов. Очевидно, эту колыбель теперь ликвидировали — и вся бесценная наша история отошла к Москве (отметим, что во времена, когда создавались упомянутые книги, Москва и другие северные славянские города весьма мало интересовались литературой).

Еще пример из статьи, касающийся на сей раз архитектуры: «На Руси, все в тот же домонгольский период, встречается достаточно большое количество именно каменных построек, что свидетельствует уже о необычайно высоком уровне развития градостроительства. По свидетельству историков архитектуры, таких построек к началу татаро-монгольского нашествия было не менее 400... (речь, конечно же, идет о Киевской Руси. На севере еще долго строили деревянные «дворцы»). Что же касается итальянских архитекторов, которые действительно славно потрудились на Руси, но много позднее, уже в эпоху подъема Москвы, это происходило уже в период культурного расцвета в Западной Европе, связанного с Ренессансом». (Таки признали!)

Далее наш герой Владимир Семенко пишет совершенно замечательные вещи: «Не могу не остановиться на такой важнейшей культуре (в широком смысле), как парламентская культура. Уж здесь-то, казалось бы, беспроигрышная ситуация для русофобствующих либералов: ведь и дети знают, что родина парламентаризма — Западная Европа!». Но и это, как утверждает автор, «не более чем миф, созданный либералами! Ибо на Руси традиция народного представительства является не менее древней, чем в Западной Европе! Первый парламент в Европе — кортесы Великого Арагона (на территории современной Испании) — 1185 год. Созыв первого английского парламента датируется 1265 годом. «А первое сословное представительство на Руси (прообраз будущих земских соборов) созвано великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1211 году (снова без Киевской Руси не обойтись!). Почему же мы должны считать Древнюю Русь (почему не Киевскую?) какой-то демократической пустыней, полной одного «авторитарного мракобесия» и начисто лишенной политической культуры и парламентских традиций? (Действительно, почему, скажем и мы. Ведь так легко переписать историю! Это случалось неоднократно, но до «московских парламентских традиций» еще не доходило!)

Автор счел своим долгом обратиться также к обсуждению совсем уж «оскорбительно-карикатурного и упорного либерального мифа об утопающей в грязи Руси (Подумать только! Кто посмел!), что якобы свойственно ее варварской природе»! В связи с этим он пишет: «Бытовая культура с ее неискоренимой привычкой к чистоплотности всегда была на Руси на несоизмеримо более высоком уровне, чем в Европе (сегодня — тоже)... Вряд ли целесообразно слишком подробно останавливаться на других аспектах бытовой культуры Руси, например на том, как часто (по сравнению с Европой) русские люди просто мылись (Очень интересно бы остановиться!). О русской бане, имеющей древнейшее происхождение, написано так много, что повторяться уже просто неприлично». (За недостатком места опустим подробные и квалифицированные доказательства фантастической российской чистоплотности — исторической и современной, а также ссылки на нечистоплотность Запада, любезно представленные автором в статье).

В заключение позволим себе обратить внимание на одну деталь, а именно, на фамилию автора-апологета — Семенко. Очевидно, что это — «малороссийская» фамилия, и весьма вероятно, что и корни нашего героя — украинские. Возникает вопрос: пытались ли когда-либо ученые-социологи определить, сколько поколений искусной русификации необходимо в среднем для того, чтобы образованный человек бестрепетно отказался от всего, связанного с историей его предков? Чтобы он в словосочетании «Киевская Русь» регулярно пропускал слово «Киевская», а имперский режим России называл бы «народной монархией» (и даже «прилепил» в качестве доказательства Всеволода Большое Гнездо)?

А сколько таких «семенков» живет в Украине? Избираются в Верховную Раду, составляют школьные программы для украинских детей, пишут истории, мало отличающиеся от писаний нашего сегодняшнего «героя»? Пусть бы лучше переезжали на «родину предков»!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать