Проблема демократии не в том, нужна ли людям свобода, а в том, насколько они способны ею пользоваться.
Алексис де Токвиль, французский государственный деятель, историк, обществовед

Дождемся ли мы своего Фетхуллаха Гюлена?

15 ноября, 2010 - 20:17
ВИЗИТ ФЕТХУЛЛАХА ГЮЛЕНА К ПАПЕ РИМСКОМУ ИОАННУ ПАВЛУ II В 1997 г. СТАЛ ВАЖНЫМ ШАГОМ К РАЗВИТИЮ МУСУЛЬМАНСКО-ХРИСТИАНСКОГО ДИАЛОГА, ОСОБЕННО В ТУРЦИИ / ФОТО C САЙТА VESTI-TURKEY.COM

Впервые о Фетхуллахе Гюлене я услышал на прошлогоднем украинско-турецком симпозиуме «Проблемы интеграции научно-образовательного, интеллектуального потенциала в государственнообразовывающем процессе». Это именно он первым из исламских ученых откликнулся на теракт 11 сентября 2001 года и на трагические события в Беслане. В своих интервью Гюлен отмечал: «Убийство одного невинного создания эквивалентно убийству всего человечества». По мнению турецкого мыслителя, религия по своей сути наиболее отдалена от социального, морального и духовного насилия.

Фетхуллах Гюлен родился в ноябре 1938 года в селе Куруджук недалеко от Эрзурума — это восточная Турция. Его отец был сельским имамом, потому уже в тринадцатилетнем возрасте мальчик неплохо владел арабским языком и знал наизусть Коран. А в 26-летнем возрасте уже организовал свой кружок, где с большим успехом проводил беседы на религиозные темы. Молодого Гюлена интересовали такие темы, как социальная справедливость, самоусовершенствование, воспитание подрастающего поколения. Нельзя сказать, что он был бунтарем и революционером — для мусульманина это нонсенс, однако когда в 1980 году в Турции произошел военный переворот и был установлен достаточно жесткий режим, Гюлен ушел с должности проповедника. Но уже в 1988 году он начал активно писать статьи для журнала «Ени Умит» («Новая Надежда»). Первая из них называлась «В задушевной атмосфере новой надежды». Фетхуллах Гюлен всегда смотрел в будущее.

ПЕРВИЧНОСТЬ СЕРДЦА

Очень сложно в рамках одной статьи объяснить феномен Гюлена. Как видим, даже как журналист он дебютировал достаточно поздно. Тогда как же ему удалось за относительно короткое время стать звездой первой величины на духовном небосклоне Турции? Сильными сторонами Фетхуллаха Гюлена были человеколюбие, сердечность, умение убеждать, наконец, достойная удивления целенаправленность и последовательность. Вот как характеризует творческие возможности турецкого философа украинский писатель и востоковед Александр Шокало:

«Западная цивилизация стала известной благодаря абсолютной разумности. А Восток — колыбель морали и нравственности. У украинцев, как и у народов Востока, ведущим принципом жизни является первичность сердца, а не ума. Великий украинский педагог, основоположник украинской науки и народной школы, реформатор школьного образования Константин Ушинский ставит этот принцип в основу формирования характера: «Теоретическую жизнь ума образует ум; но только практическую жизнь сердца и воли образует характер». Разве не на таком общем для всех людей моральном принципе сердечности, любви и благодетельства основана воспитательная система и интеллектуальное миротворческое движение Фетхуллаха Гюлена? Подвижничество украинских мыслителей и педагогов, которые не зависели от конфессиональных догм, а сердцем исповедовали Истину и жили в ней, перекликается через века с современной подвижнической миссией Гюлена как исламского мыслителя».

Портрет философа дорисовывают оценки других известных людей. Скажем, русский академик Ростислав Рыбаков сказал так: «Очень важно, что в наше время есть такой интеллектуал, как Гюлен. Выступая против насилия, он желает духовного подъема человечества. Идеи Гюлена могли бы охватить весь мир...»

Представьте себе: если бы в начале горбачевской оттепели статьями турецкого философа зачитывалась интеллигенция России, Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы... разве были бы возможными кровавые конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Приднестровье, Чечне?

НЕВЕРОЯТНАЯ СПОСОБНОСТЬ К ДИАЛОГУ

«Гюлен — духовная личность, — с увлечением констатирует Александр Шокало. — Его душевность и сердечность стали причиной развития в нем невероятных способностей к диалогу! Он стал первопроходцем широкомасштабной деятельности в отрасли диалога с представителями других религий в турецком обществе, в котором долгие века преобладало мусульманское население. Встречи Гюлена с лидером католического мира Папой Иваном Павлом ІІ, главным сефардским раввином Израиля Элияху Бакши-Дороном, патриархом Константинопольским Православной церкви Варфоломеем, армянским патриархом Карекином и лидерами других общин нашли отзыв в обществе и подготовили фундамент для тесного сотрудничества общин. Из-за этого Гюлен стал самым любимым и самым уважаемым деятелем среди лидеров и членов других религиозных общин».

Как же нам не хватает такой авторитетной личности, которая для начала смогла бы объединить... ну, хотя бы украинское православие. Или помогла бы наладить живой, конструктивный диалог между интеллигенцией нашего востока и запада, к голосу которой прислушивались бы поссорившиеся партии и разрозненные общественные организации. А разве не пришло время богатым прислушаться к голосу бедных и обездоленных? Здесь тоже без посредников не обойтись. Досадно, что в Украине человека масштаба Махатмы Ганди до сих пор нет; зато в Турции — стране, на которую мы еще тридцать лет назад смотрели пренебрежительно, оказывается, есть. И этот человек — Фетхуллах Гюлен — наш с вами современник! Кстати, перед турками никогда не стояла задача освобождения от колониального гнета. Разве что была потребность в модернизации, ускорении экономического и духовного развития. В том, что потенциально мощное государство вышло из тени, есть определенная заслуга Гюлена. Экономика не в последнюю очередь зависит от уровня духовности и образованности населения. На этом поприще Фетхуллах Гюлен активно поработал и миссию свою выполнил с честью.

ШКОЛЫ НОВОГО ТИПА

Сила турецкого философа в том, что он смог постепенно увлечь своими идеями сотни тысяч человек. Как он это сделал? Через школы. Как хороший садовник годами и десятилетиями творит свой плодоносный сад, так и Фетхуллах Гюлен ориентировал своих учеников на последовательную, настойчивую передачу знаний и идей. Еще в 1966 году в Измире он в той или иной степени испытал модель, на основе которой через многие годы развились социально-образовательные инициативы, вдохновителем которых был сам Гюлен. Это — создание частной гимназии (обязательно — интерната, чтобы эффективнее было внеклассное воспитание учеников!). Впоследствии удалось наладить эффективное сотрудничество педагогов и симпатизирующих им предпринимателей. Со временем такой подход начал давать поражающие результаты! Не только интеллектуалы мусульманского мира признали это. Высоко оценивают гюленовские школы и в России. В частности, академик Рыбаков так описал свои впечатления от их воспитанников: «Молодые, активные, в высшей мере европеизированные — если использовать это слово в положительном смысле — широко образованные и замечательно воспитанные. Ради справедливости нужно сказать, что впервые я столкнулся с этим новым поколением даже не в Турции, а в среднеазиатских республиках в лице молодых киргизов и казахов, родившихся еще в Советском Союзе, но получивших путевку в жизнь в открытых там турецких школах...»

Странно, что Фетхуллах Гюлен, автор 65 книг и 7000 статей, так долго находился в тени. Только в 2005 году он был отмечен премией ЮНЕСКО за пропаганду идей толерантности и свободы. Зато уже в 2008 году занял первое(!) место в рейтинге всемирных интеллектуалов американского журнала «Foreign Policy». Сейчас у него миллионы последователей. Досадно, что они находятся не в Украине — иначе мы не докатились бы до нынешнего состояния. Конечно, специфика гюленовского учения в том, что оно базируется на исламе, но украинцы могли бы попробовать создать близкое по принципам движение на основе христианского учения. Напомню, что после Второй мировой войны именно христианские демократы Запада спасли разоренную Европу от краха. Причем конструктивная, объединительная роль христианской демократии проявилась даже в регионально разрозненных Италии и Германии. Разве это не актуально для нас? Нельзя сказать, что в Украине нет институтов, которые ставили бы перед собой те же цели, что и Фетхуллах Гюлен. Высокой оценки заслуживает работа Украинского католического университета, находящегося во Львове. А как не вспомнить добрым словом известного православного деятеля Евгения Сверстюка? Следовательно, почва есть, просто нужно поучиться у турков умению эффективно творить социальные сети, ведь именно в них причина успеха. Так или иначе, турецкий пример дает украинцам надежду. Фетхуллах Гюлен и для нас мог бы быть символом. Ведь это именно он, по словам академика Рыбакова, «без драматических эффектов, медленно, тихо, как садовник, изменил внутреннюю жизнь своей страны, изменил к неузнаваемости и, в конечном итоге, вырастил поколение свободных людей». Вполне понятно, что Украина теперь нуждается в обновлении не в меньшей степени, чем когда-то нуждалась в нем Турция...

Сергей ЛАЩЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ