Перейти к основному содержанию

Инициатива Мушаррафа

21 мая, 20:04

Предложение президента Пакистана Первеза Мушаррафа относительно введения в Ирак миротворческих вооруженных сил исламских государств, является, с одной стороны, неожиданным, а с другой стороны, имеет, бесспорно, логику. Ведь уже некоторое время и со стороны политических кругов США, Европы и других стран раздаются иногда призывы, иногда просто рассуждения по поводу того, что хорошо было бы, чтобы сами страны, культура которых вытекает из исламской, в цивилизованных рамках урегулировали свои внутренние конфликты.

При этом западные страны видят это таким образом, что подобное урегулирование будет в рамках их цивилизационной парадигмы или под их патронатом, о чем прямо не объявляется, но имеется в виду. В последнее время подобные призывы начали раздаваться со стороны разнообразных политических сил исламского мира, и они различны по спектру. Поскольку поступают не только от мусульманских правительств, стоящих на прозападных позициях, но и от крайне радикальных исламистских. Каждое из них имеет абсолютно противоположное видение, для чего это нужно. И в этом, наверное, наибольшие опасности и сложности использования и внедрения подобных мероприятий.

Если рассматривать разногласия интересов довольно линейно, то, в первую очередь, каждая страна хотела бы иметь доминирующую роль в мусульманском мире. Это довольно естественно и просматривается достаточно просто. Но не нужно забывать, что среди политических и военных лидеров исламского мира есть люди, которые, в той или иной степени, хотели бы не только объединить усилия этих стран, но и создать определенную систему гарантий безопасности и вообще сожительства. Ведь уже всем понятно, что в ближайшее время без внедрения каких-то системных мероприятий исламский мир будет чрезвычайно бурным и опасным как для проживания, так и для ведения бизнеса, а следовательно, и перспектив экономического и политического развития больших не будет. Во всяком случае у тех стран, которые на сегодняшний день не достигли развития и интеграции во всемирную экономическую и политическую систему.

Мушаррафа обвиняют со стороны происламско настроенных политиков и аналитиков, что он таким образом хочет отвлечь политикум и социум собственной страны от внутренних проблем. Как считает пакистанский политолог Заррар Кхухро, «Единственная причина, по которой Мушарраф запустил в ход идею послать мусульманские силы по поддержке мира в Ирак, заключается в том, чтобы «подлизаться» к США и отвлечь внимание от нарастающих внутренних неприятностей. На данное время Ирак пребывает в состоянии гражданской войны, и признаем мы это или нет, но посылание любых войск вообще только приведет к тому, что эти войска окажутся среди хаоса и убийств. Весь мир знает, что США отчаянно ищут выход из Ирака, и предложение Мушаррафа предназначено для того, чтобы помочь им сделать это, не потеряв окончательно свое достоинство».

Возможно, частично, это и так. Возможно, таким образом он также хочет заслужить большее доверие США как партнера, взявшего на себя большой груз в разрешении иракской проблемы. Но здесь нужно видеть и другие его внутренние движущие факторы. Дело в том, что на сегодня Ирак является тем опасным гнойником на теле всего мусульманского мира, прорыв которого угрожает не только власти, а и политической системе, и странам, на сегодня уже в общем сложившимся. То есть существует перспектива повторного превращения исламского мира в аморфную, неструктурированную массу. И то, что будет после этого, возможно, устраивает только наиболее радикальных исламистов, считающих это шагом к единому, если не всемирному, то панисламскому халифату, который в дальнейшем мог бы проводить экспансию по всему миру.

Для трезво мыслящих политиков это шаг к очень долговременному, кровавому анархичному и деградирующему состоянию, при котором ни о какой политике в сегодняшнем измерении, экономике и других цивилизационных схемах жизни и работы просто не может быть и речи. Но интересно то, что реакция, во всяком случае сегодняшняя, США на эту инициативу Мушаррафа негативна, и также негативна реакция на эту инициативу со стороны иракских правящих кругов. Логика, на мой взгляд, такой негативной реакции у них несколько разная. США, прежде всего, не устраивает то, что это очень слабое предложение, которое в большей степени является демонстрацией благожелательности, а не предложением, которое может решить проблему, и не предложением, которое приведет к осуществлению целей, поставленных обществом перед операцией ввода американских и международных сил в Ирак.

Однако негативная реакция иракских военных имеет несколько другую логику. Ведь они видят, со своей точки зрения, стабильность в Ираке по образцу той стабильности, которая есть, в том числе, и в Пакистане, и в некоторой степени также в Турции. То есть в тех странах, где военные играют доминирующую роль в политической системе, а не только в военной, и на которых лежит ответственность одновременно и гаранта, и наибольшей действенной силы в политике и других внутренних процессах в государстве. При этом делиться влиянием и подвергать такое влияние опасности со стороны других, сегодня действующих политических лидеров, иракские военные явно не желают. Потому что, с их точки зрения и точки зрения развития их системы, это действительно является угрозой. Поскольку это может привести к ослаблению их позиций.

Можно сказать, что в будущем США могли бы согласиться на подобные инициативы, если бы, во-первых, это было инициативой под эгидой ООН, но инициативой структурированной и хорошо подготовленной. Возможно, негативная реакция США является сигналом для того, чтобы продолжать работу, а не для того, чтобы ее остановить. В этом ключе, возможно, эта инициатива будет иметь свое продолжение, и не обязательно только от президента Мушаррафа. Если же говорить более глобально, может ли в ближайшем будущем исламский мир играть роль в урегулировании иракского конфликта и подобных конфликтов в дальнейшем, то здесь нужно сказать, что перспектива, бесспорно, есть. В первую очередь, в том случае, если эти инициативы будут иметь не спонтанный, демонстративный и линейный характер, а системный, проработанный подход и более глобальный по своим операционным и стратегическим возможностям.

То есть если бы сегодня в рамках какой-нибудь из программ ООН было создано что-то вроде комитета начальников штабов или главнокомандующих вооруженных сил (а может и то, и другое) исламских стран, причем тех стран, которые зарекомендовали себя как страны, вписывающиеся на сегодняшний день в контекст политический и экономический, то можно было бы ввести достаточные силы, чтобы поддерживать реальный порядок. А не просто для того, чтобы отвлекать американские вооруженные силы от выполнения операций. И оставить США роль, в какой-то степени, арбитра, наблюдателя и исполнителя некоторых специфических функций, например, воздушных сил, аэрокосмических исследований и, возможно, определенных спецопераций. Это бы устроило все стороны. Но только в том случае, если эти инициативы будут согласованы и, в большей степени, будут реализовываться под руководством иракской власти. Тогда это будет выглядеть как действительно помощь, а не патронаж, навязывание и ослабление иракского режима.

Собственно, в этом заинтересованы, наверное, как сами здравомыслящие иракские деятели, так и американские, и европейские политики. Поскольку это является ключом к стабилизации, а потом к возможности вписывания Ирака хотя бы в те рамки, в которых сегодня находится Пакистан или Турция, расположенная ближе к Ираку географически. В таком случае Ирак мог бы стать существенным противовесом не только в исламском мире, а и среди шиитского сообщества, среди которого нынче нет лидера, который имел бы прозападную ориентацию, и был бы сильным в военном плане государством. И в таком случае мог бы конкурировать в этом смысле с иранским режимом, не являющимся дружественным к западному миру.

Вообще, инициатива Мушаррафа является не только пиар-ходом, а стала, наверное, в большей степени пробной пулей, призванной прозондировать реакцию Запада, мусульманского мира, иракского правительства и арабских стран, заинтересованных в разрешении этого конфликта. И может пробудить поиск того, как это сделать реально. По всей вероятности, работа будет вестись именно в этом русле по систематизации, международной интеграции и разработке долгосрочных и реалистических планов, а не просто заявлений, которые за собой почти ничего не несут. Тогда инициатива Мушаррафа будет засчитана, и он реализует определенные цели — увеличение своего авторитета в глазах США.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать