Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Мы должны снова научиться воевать»

Эстонский политолог Кармо ТЮЙР — о том, как страны Балтии и Украина могут противостоять российскому экспансионизму
30 сентября, 12:04
ФОТО REUTERS

В последнее время возросло количество провокаций со стороны российских ВВС по отношению к странам Балтии и Скандинавии. В связи с этим, особенно в бывших советских республиках, присутствуют опасения по поводу дальнейших действий Москвы. На территории Литвы подобных инцидентов в текущем году было уже 68, и это максимальный показатель более чем за десять лет. Из Латвии сообщают о 150 «случаях сближения», а в воздушном пространстве Эстонии российские самолеты появились в этом году пять раз, тогда как за предыдущие восемь лет было зарегистрировано всего семь таких случаев.

И наиболее вопиющим фактом нарушения суверенитета Эстонии стало похищение российской ФСБ на территории этой балтийской страны контрразведчика Кохвера. Это произошло близ пограничного пункта Лухамаа 5 сентября около девяти часов утра. Неизвестные проникли на территорию Эстонии из России. Угрожая оружием и применив к сотруднику спецслужб физическую силу, его увезли в Россию.

До сих пор этот эстонский контрразведчик находится в России, которая не собирается его отдавать. Во многом этот инцидент напоминает случай с украинской летчицей Надеждой Савченко, которую тоже вывези из Украины и теперь намерены судить за какие-то непонятные преступления.

«День» обратился к политологу Тартуского университета (Эстония) Кармо ТЮЙРУ с просьбой прокомментировать происходящие «провокации» со стороны России, в том числе похищение эстонского контрразведчика, — как все это воспринимается в странах Балтии и что нужно делать этим странам и Украине, чтобы не стать жертвой путинского режима.

«РОССИЯ СЕЙЧАС СТАРАЕТСЯ ПО ВСЕМУ ПЕРИМЕТРУ ДАТЬ ПОНЯТЬ ВСЕМ ЗАПАДНЫМ СОСЕДЯМ, КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН...»

— Речь об офицере безопасности, который входит в отдел контрразведки и по правилам не ведет своей деятельности на территориях других государств. Такие сотрудники занимаются чисто контрразведкой как таковой, в том числе вопросами контрабанды, коррупции и крупномасштабными преступными действиями. То есть по определению он не мог быть на чужой территории, а именно Российской Федерации. Это исключено, его взяли со стороны эстонской территории, и, наверное, за этим стоят структуры ФСБ, которые покрывают и пограничников в России, и «крышуют» контрабанду. И вот этот конкретный офицер занимался именно противодействием этой контрабанде. Его задержали те ФСБ-шники, против которых он работал.

Что касается общей картины, то это вписывается в ряд весьма неприятных деяний по всему периметру российской границы. Задержание литовского рыбацкого корабля, слишком многочисленные нарушения воздушного пространства не только в странах Балтии, но и в Финляндии, и Швеции. Кроме того, были еще ситуации в связи с Калининградом. В общем, суть в том, что Россия сейчас старается по всему периметру дать понять всем западным соседям, кто в доме хозяин, что они могут позволить себе такое, что другие не могут. И главный вызывающий вопрос, задаваемый этими действиями: и что? Что вы сделаете? Так что же вы собираетесь делать дальше? Всеми методами россияне стараются доказать — и самим себе, и западному миру, что эта западная общность, различные организации, Европейский Союз и НАТО — это пустые лозунги. И на самом деле, они ничего не могут поделать, они боятся, они недееспособны и так далее.

ОБ ОТСУТСТВИИ ЛИДЕРСТВА В ЕС

Хотелось бы услышать от вас оценку реакции Запада. Например, в интервью The Washington Post президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что на Западе нет лидерства, чтобы противостоять России. А что вы думаете по этому поводу?

— По поводу того, что на Западе нет лидерства. Одна из самых распространенных ошибок в ожиданиях к Европе заключается как раз в том, что, мол, у нас нет сильного лидера. Но этого и быть не может. Ведь вся архитектура Европейского Союза и вся философия за самой этой идеей — именно состоит в том, чтобы, не дай Бог, не было сильного лидера, который за всех решает и за всех говорит. Так что в этом смысле такие слова, что у нас нет лидера и поэтому мы не можем действовать, — это именно так, иначе быть не может, иначе мы бы не были Европейским Союзом, мы бы не были той самой западной цивилизацией, которую мы представляем.

Что касается реакции на самом деле, то наблюдается довольно медленная как для демократических государственных структур подготовка к реакции. С чисто технической стороны сейчас наша граница усиленно обустраивается, оснащается новой техникой и так далее, с тем чтобы оказать максимальное давление на Россию, чтобы она прекратила такие свои действия. Звучит глупо, но это так.

А применение санкций — видите ли вы эффект от них?

— Санкции введены по поводу действий России в Украине, и в основном из-за Крыма. Такие меры по отношению к России — за захват территории, даже не за то, что происходит на востоке Украины. И эти санкции, как бы там ни было, дают свой результат, довольно ощутимый. И в самой России они уже имеют последствия. Самое печальное — то, что само российское руководство повернуло эти точечные санкции против населения, объявив бойкот западным продуктам. Тем самым эти санкции дают обратный эффект. И это уже ощущается в России. Эта протестная волна начинает набирать обороты и выливается в какие-то странные, причудливые формы. Так что санкциями пытаются наказать Россию не столько за то, что она захватила нашего контрразведчика, сколько за то, что она сделала в Крыму. Россия, в свою очередь, теперь огрызается, показывая тем западным странам, которые ввели санкции, что она тоже способна на что-то такое, условно говоря, несистемное, такие действия, на которые западные страны не могут отвечать, потому что они относятся к системе.

«ЧТОБЫ РОССИЯ ОТДАЛА КРЫМ, ОНА ДОЛЖНА ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ САМОДЕРЖАВНОЙ ИМПЕРСКОЙ РОССИЕЙ...»

Как все-таки повлиять на поведение России? Несколько лет назад Европарламент осудил нацизм и сталинизм. Не является ли происходящее сейчас в России результатом того, что там не излечились от сталинизма и, действительно, страна не стала развиваться демократически?

— Для того чтобы Россия могла признать и приравнять сталинизм к нацизму, она должна перестать быть той Россией, какой она сегодня есть. Это тесно связано и со следующей проблемой. Украина не может вернуть себе Крым, это Россия должна отдать Крым. Для того чтобы Россия отдала Крым, она должна стать другой, перестать быть самодержавной имперской Россией, какой она сегодня есть. Она должна представлять собой нечто иное. Очевидно, сейчас они всячески от этого устраняются — от преобразования империи в нормальное западное государство. Подобные идеи большинством населения там отвергаются. Также одна из проблем заключается в том, что те люди, которые сейчас являются главными в российском политикуме и принимают ключевые решения — это люди в возрасте 50 и старше, и они сейчас возвращаются в свою зону комфорта: их идеал — такое сильное авторитарное государство, где все более-менее идет по понятиям, и те понятия им удобнее, чем законы. Они стремятся вернуть Россию в то состояние, в котором они выросли, которое они считают для себя самым удобным и в котором они могут свободно действовать. Так что нынешняя Россия при нынешнем руководстве ни в коем случае не может идти на то, чтобы признать свои преступления и приравнять сталинский режим к нацистскому.

И что же в этом случае могут сделать страны Балтии и Украина, какую они должны избрать стратегию или тактику, чтобы противостоять России, которая пытается вернуть их под свое подчинение?

— Ни страны Балтии, ни Украина не могут сделать что-то России, чтобы ее изменить. Россию должна изменить сама Россия, сам российский народ должен прийти к этому — поменять свое мировоззрение и взгляд на Россию, как мы это называем. Что мы можем сделать? Это то, что мы можем делать для себя: научиться лучше себя защищать. И не только политическими лозунгами. И в реальном смысле этого слова, как ни печально, мы должны снова научиться воевать. Вы там уже почти научились, ну, и нам придется.

«СТРАНЫ РЕГИОНА, КОТОРЫЙ МОСКВА СЧИТАЕТ СВОИМ, ДОЛЖНЫ ОЧЕНЬ ЧЕТКО ДАТЬ ПОНЯТЬ МОСКВЕ, ЧТО ЭТО ЕЙ НЕ ПО ЗУБАМ»

То есть вы видите лишь один путь — строить армию, вооружаться, чтобы не дать дальше распространиться этой красной заразе, на этот раз путинской?

— Красная зараза? Это из другой эпохи. Нужно возвращаться к истокам. Россия стремится сейчас вернуться в свою зону комфорта — сильного авторитарного государства с имперскими региональными амбициями. И вот теперь страны этого региона, который Москва считает своим, должны очень четко дать понять Москве, что это ей не по зубам. Что если она попытается их снова подчинить своему контролю, ей же будет хуже. Это единственное, что нужно делать. Мы не можем менять власть в Кремле. Не наше дело это менять, это сами россияне должны сделать. А мы можем делать что-то для себя.

А разве США и ЕС не должны здесь тоже играть определенную роль, демонстрировать твердость в поддержке наших стран?

— Так и сяк. Все-таки это точно так же, как на востоке Украины начались боевые действия и не получается рассчитывать на кого-либо. Пока вы сами не начинаете за себя воевать, никто другой за вас этого делать не будет. Точно так же и другие страны: прежде всего, все мы должны сами быть достаточно сильными и тем самым быть уверенными в том, во-первых, что имеем волю противостоять всяким попыткам нас подчинить. Во-вторых, у нас должна быть реальная возможность противостоять таким попыткам, и лишь потом, на третьем этапе, мы сможем надеяться на то, что нам придут на помощь наши друзья и союзники... Это без сомнения. Но сначала мы должны это сделать сами для себя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать