Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О шантаже по-российски

«С одной стороны, РФ несет большие потери от санкций в результате своей агрессивной политики, а с другой — наращивает ядерный потенциал», — эксперт
26 июня, 19:36
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Недавно в Дипломатической академии Украины состоялась конференция, организованная Центром исследования России, на которой дискутировалась тема: «Российский ядерный арсенал: мифы, реальные угрозы и противодействие им».

Во вступительном слове экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко очертил основной лейтмотив дискуссии: «С одной стороны, РФ несет большие потери от санкций в результате своей агрессивной политики, а с другой — наращивает ядерный потенциал». Участники конференции согласны с тем, что экономическое давление и здравый смысл сохранения мира в мире не влияют на Кремль. Например, в правительстве РФ было предложено объединить так называемый Фонд национального благосостояния и Резервный фонд, в которых осталось 45 млрд долларов и 60 млрд долларов соответственно. Такая неутешительная для российской экономики картина вроде бы должна была заставить Путина повернуться в сторону Запада и пойти на уступки в вопросах «российской экспансии».

Тем не менее именно ядерное оружие, по словам Владимира Огрызко, является средством имперского шантажа, которым Россия стремится давить на Запад. Вспомнились слова российского политика Геннадия Бурбулиса, который отмечал, что не стоит упрощать Россию до термина «терроризм». Россия, по его убеждению, пребывает в более широкой парадигме имперского синдрома.

Угроза ядерной войны кажется невероятной, ведь может поставить человечество на грань самоуничтожения. В таком ракурсе уже не до национальных или государственных интересов. Под угрозой окажется жизнь на Земле с соответствующими последствиями. Но не стоит забывать, что кроме стратегического ядерного оружия, существует еще и тактическое, которое в случае с РФ ориентировано на действие в пределах Европы. Украина полностью подпадает под фокус такого удара. Эксперты отметили, что, к сожалению, высшее военное руководство Украины не принимает во внимание аспект возможного применения ядерного арсенала в войне РФ против Украины. Первый заместитель министра иностранных дел Украины Вадим Пристайко считает, что у журналистов и военных возникает паника при представлении последствий возможного ядерного противостояния в действии. «Но у нас, украинцев, немного опций, — говорит Пристайко. — Мы либо погибнем, либо должны бороться».

Директор Одесского центра по вопросам нераспространения Одесского национального университета имени. И.И. Мечникова Полина Синовец обратила внимание на эволюцию военной доктрины РФ. Именно с приходом Путина в 2000 году произошли показательные изменения в ВД, в которой применение ядерного оружия предусматривалось, «если существование РФ будет поставлено под угрозу». Решать, существует ли такая «угроза», должен президент РФ, а сама она, очевидно, содержит очень размытые критерии. Применение ядерного оружия предусматривалось «в критических для национальной безопасности ситуациях» в условиях неэффективности других средств. Функцией ядерного оружия было отмечено: «деэскалация конфликта» и возможность его использования в «региональных конфликтах». То есть уже тогда речь шла о региональной войне, где главную роль из ядерного оружия имеет именно тактическое. РФ на это время является лидером сохранения тактического ядерного оружия, которое для стран Запада является своеобразной красной линией. В 2014-м порог возможностей использования ядерного оружия в российской оборонной доктрине вырос еще больше.

Кремлевский политолог Сергей Караганов в 2014 году заявил, что Россия борется «ради сохранения территорий, считающихся жизненно важными для ее выживания». Разумеется, что такими «территориями» РФ считает соседние страны и заботится об их «сохранении». В этом контексте были приведены слова Збигнева Бжезинского, который утверждал, что Россия не может быть полноценной западной империей без Украины («Большая шахматная доска», 1997 года). Другой политолог, внук Молотова, Вячеслав Никонов уже в этом году заявил: «Если Украина позволит натовским или американским войскам войти в неподконтрольный Донбасс, Россия будет применять ядерное оружие». Такие слова российских политологов, которые якобы не являются официальной позицией Кремля, в действительности являются месседжами самого Путина. В придачу участники встречи вспомнили слова патриарха Кирилла Гундяева о том, что для России ядерное оружие является «божьим промыслом». Был даже придуман дивный термин «ядерное православие» для насыщения этого фактора войны идейным содержанием. Таким образом, ядерное оружие в России является элементом самоидентификации.

Член Экспедиционного совета Центра исследования армии, конверсии и разоружения Юрий Бараш детально описал ядерный потенциал РФ и то, в каком состоянии он находится (его тактико-технические характеристики). В частности, на данный момент, например, вооружение ракетных войск стратегического назначения РФ достигает 322 комплекса из 1078 боезарядов. Срок эксплуатации большинства из них заканчивается только в 2030—2040-х годах. Бараш сделал неутешительный вывод: Россия наращивает ядерный арсенал и по многим аспектам догнала НАТО. Причем это наращивание уже по ряду пунктов противоречит договору СНВ-III, который был подписан Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой в 2010 году. Окончание действия договора и вопрос его пролонгации встанет 5 февраля 2021 года. Тогда перед РФ встанет вопрос: либо сокращать ядерные боезаряды, либо выйти из Договора, что, безусловно, поставит мир перед фактом очередной дестабилизации баланса сил.

Гость конференции из США президент Потомак Фаундейшен доктор Филипп Карбер детально описал возможные сценарии использования РФ ядерного оружия и возможность такого удара. По мнению Карбера, многое в этом плане будет зависеть от позиции и поведения президента США Дональда Трампа. На карте видно, что РФ фактически взяла в «кольцо» Украину, имея «пушечное мясо» и резерв кадровых военных не только в Донбассе, а в так называемом Приднестровье. Неутешительной ситуация остается и с севера, то есть из Беларуси, руководство которой сотрудничает с Кремлем, при том, что над ними самими нависает российская армада. Российская теория так называемой ядерной деэскалации, по мнению западных экспертов, заключается в следующем алгоритме: демонстрация (мишени без населения), запугивание-демонстрация (одиночные удары), запугивание (групповые удары для изменения баланса сил), запугивание-отплата (удары из-за угрозы удара), отплата-запугивание (массовые удары для уничтожения врага) и в конечном счете отплата (массовые тактические и стратегические удары).

Видно, что для Украины 2014 год был только началом испытаний в сфере вооруженной защиты национальных интересов. Но и для мира Россия несет не меньшую (хоть и отсроченную) угрозу. Ведь, учитывая тенденцию наращивания Россией оружия Апокалипсиса, оккупационные намерения Москвы и использование ядерного вооружения сужается до амбиций конкретных людей и групп. Сами же россияне, похоже, одобрительно воспринимают бряцанье «Тополями» и «Искандерами» нынешней кремлевской власти.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать