Россия: убийство нормы
Почему важно помнить о Владе Колесникове — россиянине, затравленном год назад из-за поддержки УкраиныПолтора года назад история этого парня была на слуху, им восхищались. Напомним, в июне 2015 года на занятия в техникум он пришел в футболке с украинским флагом и надписью «Вернуть Крым!». Влада отчислили из техникума, дед, приверженец политики Путина, отправил его к отцу в Жигулевск Самарской области.
Влад не изменил своих взглядов. Тысячи людей читали его страничку в Facebook, где он критиковал российских властей, о парне писали медиа разных стран. Другое дело — окружающие. «Радио Свобода» Колесников рассказывал, что ему угрожают избиением, обзывают, а обращаться в полицию — бесполезно. Признавался, что ищет возможность куда-то уехать. А 25 декабря 2015 года принял смертельную дозу лекарств.
В последние дни украинцев иногда обвиняют в отсутствии сочувствия к россиянам — в контексте убийства посла РФ в Турции и крушения Ту-154 российского Минобороны в Черном море. Так или иначе, смерть — внезапная, наглая — это удар и трагедия. Все-таки, умение сочувствовать тем, кто в горе, — при нас. Как и умение хранить память о погибших.
«ТОЛЬКО ПЕРВЫЙ УДАР БОЛЕЗНЕН. ПОТОМ ВСЕ ПРИВЫКАЮТ»
Что делает людей озлобленными, нетерпимыми по отношению к тем, кто имеет иную позицию? «День» пообщался с Яной ГОНЧАРОВОЙ, координатором проекта «РосУзник», а с недавнего времени — и проекта «Слова свободы», участники которого собирают письма и открытки для политзаключенных, которые сидят в России. В июне 2016 года Яна эмигрировала из Ростова-на-Дону в Киев. «Часто говорят о чудовищном влиянии путинской пропаганды на жителей страны. Действительно, ее влияние сложно переоценить. Но российская пропаганда — серьезное оружие в умелых руках, — размышляет Яна. — За последние несколько лет именно благодаря влиянию телевизора огромная часть населения России буквально превратилась в зомби, говорящих языком телеведущих. Мне кажется, такая восприимчивая почва в виде податливых умов готовилась давно — долгие годы телевизор крутил бессмысленные сериалы, реалити и ток-шоу, которые давали людям готовые решения проблем и отсутствие необходимости анализировать и размышлять. Учитывая большое количество сложившихся факторов — уровень образования, «тучные двухтысячные» и прочее — когда появилась необходимость вложить в умы «образ врага», это было сделано невероятно успешно. Сейчас даже не приходится прилагать больших усилий — население настолько пропиталось пропагандой, что смогут не хуже любого «киселева» рассказать, почему вокруг — недруги».
То, что произошло с Владом Колесниковым, Яна называет трагедией молодого максималиста, отвергнутого обществом и родителями. Парень не сумел найти «своих» людей и потерялся в жестокости российских реалий. «В одиночку в таком прессинге выжить очень тяжело — всегда нужны единомышленники, потому что быть непонятым и непринятым невероятно сложно, особенно в таком возрасте, — продолжает Яна. — Конечно, такая ситуация, это нечто выбивающееся. Но только в первый раз. После гибели Влада шумели и Россия, и Украина — это понятно, потому что Влад активно выступал против российской агрессии. Но совсем недавно покончил с собой еще один молодой парень — 21-летний Константин Задоя из Новосибирска. Это его отец выступал против нашумевшего запрета оперы «Тангейзер» и был активным православным патриотом. Он принуждал сына соблюдать пост, конфликтовал из-за того, что сын не поддерживает политику власти и выходит на оппозиционные митинги. В результат Костя повесился. Об этом написали всего пару изданий — это уже не громкая трагедия. Первый арест — больно, страшно, все поднимают шумиху. А с каждым последующим все утихает. В России каждый день происходит что-то выбивающееся из, по крайней мере, моей картины мира, но общество настолько ко всему привыкло, что уже не обращает внимания. И пока общество будет равнодушным, пока жизнь каждого человека не станет ценностью — самоубийства юных идеалистов будут продолжаться. Будет продолжаться все то, что мы так ненавидим в этом режиме. Важно понимать, что это может прийти и в Украину — если общество будет привыкать и молчать, когда случаются трагедии».
«ПОДДЕРЖИВАТЬ УКРАИНУ СЛОЖНО, НО НЕОБХОДИМО»
По мнению Яны, быстро изменить отношение россиян к Украине возможно «обратной пропагандой» или хотя бы наличием другого мнения на центральных телеканалах. «Когда и если в России закончится безумный режим тоталитаризма, когда к власти придут другие люди, когда отключат поток ненависти из каждого утюга, только тогда, возможно, большая часть населения очнется. В долгосрочной перспективе любые изменения — в настроениях, в уровне самосознания и ответственности — возможны только путем общего повышения уровня образования. Убеждена, что именно в недостатке последнего — основная причина большинства проблем любого общества», — утверждает Гончарова.
Жить в современной России, поддерживая Украину, возможно, но приносит массу проблем, говорит Яна. Объясняет: так как для России Украина сейчас — «главный противник», соответственно, к любому, кто поддерживает «хунту», относятся с презрением и агрессией, обвиняют в предательстве. «Я жила, закрывая на это глаза и не придавая этому значения, — вспоминает Яна. — Пока есть реакция, отрицание или раздражение, — нападки будут всегда. Быть «не как все», а поддерживать Украину это именно из этого раздела, всегда сложно, но в России еще отягощается тем, что массовая агрессия может привести не просто к осознанной общественной изоляции, но и к изоляции реальной — человека могут посадить в тюрьму, обвинив в чем угодно. Мы видим это на примере более 40 уголовных дел над украинцами и огромным количеством дел — над россиянами. Написал в блоге «Крым не наш» — статья за «...нарушение территориальной целостности...», срок до пяти лет. Репостнул картинку с красно-черными флагами — «...призывы к осуществлению экстремистской деятельности...», тоже до пяти лет. Так и воспитывается общество людей, которые боятся делать вообще хоть что-то».
«Важно, чтобы и в России, и в Украине понимали — есть люди, которые адекватно воспринимают происходящее и понимают, кто против кого воюет, что случилось с Крымом и где, на самом деле, наши враги», — акцентирует Гончарова. А как с этим жить? Яна цитирует украинского политзаключенного в России Олега Сенцова: «Научиться не бояться».
Выпуск газеты №:
№237, (2016)Section
Мировые дискуссии