Перейти к основному содержанию

Субрегиональное сотрудничество с ЕС,

или Как Украине не оказаться за бортом интеграции?
24 октября, 20:52
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Политическое окно широких возможностей, появившееся с наступлением польского председательства в ЕС, будет оставаться открытым недолго. Если долгожданного подписания Соглашения об Ассоциации за этот шестимесячный период не произойдет, для Украины наступит время переоценки своих перспектив и поиска новых партнеров. Возникает вопрос: что лучше — затаить дыхание и ждать желаемого результата или уже сейчас начинать искать новых друзей? В то время, когда ЕС стремится сформировать круг дружественных и стабильных стран вокруг себя, Украина должна собственноручно создать круг друзей внутри ЕС. Ожидать одинакового отношения от всех стран-членов или делать ставку на полную преданность одной страны-адвоката не стоит. И хотя формулу альтернативного пути европейской интеграции через секторное субрегиональное сотрудничество в Европу нельзя считать идеальной, она способна выявить принципы, по которым следует налаживать дружеские и взаимовыгодные отношения со всеми странами-членами ЕС.

ДРУЗЬЯ НАВСЕГДА?

На своем пути в Европу Украина всегда пыталась найти надежных защитников своих интересов среди стран-членов Европейского Союза. Идея о том, что несколько сильных политических союзников способны «изнутри» лоббировать евроинтеграционные устремления Украины, таща ее, как на буксире, в европейское сообщество, стала чуть ли не аксиомой для украинской дипломатии. Майский «форум друзей Украины», который прошел в Люксембурге, стал наглядным тому подтверждением. Организованный нашими традиционными политическими «приятелями» (министерствами иностранных дел Польши и Швеции), проведенный в дружественной атмосфере, с обнадеживающими выводами и весьма широким спектром охваченных вопросов — от безвизового режима до военного сотрудничества. Упование на влиятельных друзей — это традиционная доминанта нашей внешней политики, и ее нельзя назвать абсолютно безосновательной. Особенно актуальной она кажется нынче, в период председательства Польши в ЕС, что совпадает с последними этапами переговоров относительно Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом. Однако не преувеличены ли такие надежды?

Украинские попытки сформировать «круг друзей», своего рода внутриевропейскую партию поддержки, преимущественно носили двусторонний характер и существенно зависели от личного взаимопонимания между отдельными политиками наивысшего уровня. Фактически стабильность такого круга друзей становится заложником политической ситуации и колебаний электорального маятника в каждой из стран-адвокатов Украины. Не исключено, что с изменением правящих коалиций в этих странах на место дружбе постепенно придет охлаждение и готовность оставить Украину в «серой зоне».

Кроме того, после присоединения к ЕС последней волны новых стран-членов Союз вплотную приблизился к потенциальным пределам своего расширения. Усталость от процесса расширения, которое теперь остро чувствуется в ЕС, заставила откорректировать политику относительно группы дружественных стран, граничащих с ЕС и стремящихся к вступлению. В пределах этой группы выделились две характерные категории: во-первых, это страны Балканского полуострова, участвующие в процессе стабилизации и ассоциации, что предполагает конкретные меры, направленные на скорейшее присоединение к ЕС. Во-вторых, это страны Европейской политики соседства, «европейскость» которых не ставится под сомнение, но которым не предоставляется реальных интеграционных перспектив. К последним относится и Украина. Хотя такая ситуация вызывает вполне оправданное разочарование у стран, оказавшихся за бортом интеграции, не стоит делать фаталистических выводов, что стены «крепости Европы» станут абсолютно неприступными для новых претендентов.

СЕКТОРНАЯ КООПЕРАЦИЯ — ОДНОЙ НОГОЙ В ЕС?

В эру европейского пострасширения участие в субрегиональных, секторально-ориентированных организациях может стать действенной альтернативой «полномасштабной» евроинтеграции в случаях, когда последняя (временно) не является возможной. Поэтому формат украинского сотрудничества с европейскими друзьями должен быть четко очерченным — иметь региональную привязку и секторное направление, а также, по возможности, договорную основу. Опыт вхождения в организацию партнерства, сформированную по этим критериям, Украина уже имеет. Речь идет о субрегиональной кооперации в пределах Европейского энергетического содружества (ЕнС), полноправным членом которого наша страна стала полгода назад. Можно рассчитывать, что при условии грамотного построения многосторонних отношений со странами-членами ЕнС эта организация позволит сохранить интеграционную динамику в отношениях Украина — ЕС в условиях, когда процесс расширения начинает замедляться.

Членство страны в Энергетическом содружестве открывает возможность максимального приближения политик Украины и ЕС, что, впрочем, будет происходить лишь в пределах энергетического сектора. Такой узкоспециализированный подход выводит энергетический сектор Украины в авангард интеграции, делая его своеобразной тестовой лабораторией, в которой будет проверяться европейский способ выработки политики, а также адаптироваться европейские нормы и процедуры.

Энергетическое содружество нередко рассматривают как подготовительный этап к вступлению в ЕС, так называемый инструмент предыдущего вступления (pre-assession instrument). Впрочем, полной унификации политик государств-членов ЕнС и Европейского Союза он не предусматривает. Это потребовало бы создания полноценного общего законодательного пространства в отдельном секторе, в котором действовало бы все законодательство ЕС, в том числе новое.

Зато на Украину, как члена Энергетического содружества, распространяется действие лишь ряда «старых», проверенных на практике Директив ЕС в сфере энергетики, свободной конкуренции, охраны окружающей среды. Поэтому утверждать, что членство в ЕнС является де-факто членством в энергетическом секторе Европейского союза, будет не совсем правильно. Оно является, скорее, платформой для кооперации, которая охватывает ближайших друзей Европейского Союза — как потенциальных кандидатов на вступление в ЕС (Балканы), так и стран, у которых таких шансов в ближайшее время нет (Украина, Молдова). Для первых участие в ЕнС — необходимое условие для вступления, для вторых — доступ к европейским рынкам, источник наилучших практик и, что самое главное, шанс наладить глубокие секторные связи с будущими членами ЕС. Для Украины это реальный шанс получить новых потенциальных союзников в европейском сообществе еще до того, как они станут де-юре членами ЕС.

БОЛЬШЕ ДРУЗЕЙ, БОЛЬШЕ ПЕРСПЕКТИВ

Принципиально важным является метод, с помощью которого Украина будет выстраивать эти секторные связи. В ЕС широко используется практика двусторонних соглашений, охватывающих определенный сектор. Этот билатеральный подход является определяющим для отношений ЕС с такими странами, как Швейцария и Россия. Относительно упомянутого в стратегии безопасности ЕС кольца дружественных и стабильных стран-соседей, приоритетным определяется иной, мультилатеральный подход, с большим количеством актеров и синергией политик многих стран. Организации типа ЕнС и Европейской ассоциации свободной торговли построены именно на этих, мультилатеральных принципах. Энергетическое содружество к тому же имеет еще и ярко выраженный региональный акцент — сначала основано как инструмент координации энергетических политик на Балканском полуострове, после присоединения Украины и Молдовы оно распространилось на еще большую часть Балкано-Черноморского субрегиона. Эта региональная версия мультилатерализма предусматривает поиск региональных ответов на региональные проблемы, в том числе путем налаживания трансграничного сотрудничества — в вопросах торговли, энергетической инфраструктуры, охраны окружающей среды и т. д.

Несмотря на то что сама структура ЕнС побуждает к построению многосторонних связей, отношения Украины с Содружеством разворачивались традиционным для нас двусторонним способом, с одной Европейской комиссией в качестве главного партнера. Этот орган действительно выступал координатором энергетической интеграции на Балканах еще с первых дней так называемого Афинского процесса, который предшествовал созданию ЕнС, однако теперь никоим образом не имеет монополии на представительство интересов всех стран-членов. Именно с представителями последних должно быть налажено конструктивное секторное сотрудничество. Ориентироваться нужно в первую очередь на страны Западных Балкан, которые считаются в «первой очереди» вступления в ЕС, — Хорватию, Македонию, Сербию. Если они войдут в Евросоюз с уже установленными глубокими инфраструктурными и торговыми связями с Украиной — это реально приблизит Украину к Европе. Лучшего повода предварительно гарантировать себе союзников в ЕС нечего искать. Также для Украины оправданным шагом станет формулировка общей позиции по ключевым вопросам с Республикой Молдова, ввиду того, что интеграция этих двух стран в ЕнС проходила синхронизированно.

Ларион ЛОЗОВОЙ — исследователь проекта Международного центра перспективных исследований «Четыре моря», который финансируется при поддержке Европейской комиссии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать