Между «содержанием» и «формой»
Или несколько вопросов к «Новому курсу»...За девять лет работы в экономической редакции газеты «День» я давно научилась воспринимать декларации политиков между строк, понимать их мотивацию и пределы амбиций. И хоть в начале своего трехчасового приветственного слова Юлия Владимировна заверила, что меропритие непартийное, не является элементом предвыборной кампании или агитацией за нее как кандидата в Президенты, все было именно так.
Тимошенко является кандидатом-фаворитом следующих президенстких выборов по всем рейтингам. Но, справедливости ради следует отметить, что это не только ее заслуга. Результат Тимошенко — это тест на способность украинского общества расти. Если после всех историй в ее политической биографии она до сих пор не стала токсичным союзником для молодых политиков и интеллектуалов, и они охотно несут ей свои наработки, радуясь, что она «внесла их общественный дискурс» — это инфантильность на грани самоубийства.
Политический эксперт Сергей Фурса, описывая свои впечатления от «нового курса» Тимошенко, написал, что «Юля пошла all in». Что с картежного языка переводится как «максимальная ставка» — риск потери всего, что имеешь для игры. На самом деле ничего подобного. Пятничный форум в КиевЭкспоПлаза — это был не больше и не меньше чем тест-драйв нового имиджа. Тимошенко понимает, что рейтинга, который она сейчас имеет, недостаточно для победы. Потому что ее электоральная база застряла на уровне патерналистски ориентированного избирателя. Поэтому ей очень нужно привлечь новые группы. Интеллектуалы ее не воспринимают и не доверяют. И хоть они составляют меньшинство, но именно они задают тренды для более широких масс. Форум — это была попытка «продать» интеллектуалам их же идеи. И пообещать их реализовать после победы на выборах.
На обкатку нового имиджа штаб отводит два месяца. Если до августа президентский рейтинг Тимошенко не подрастет, она опять вернется к «косе, селу и «любі мої».
Новый Курс Тимошенко, по ее же определению, — это кардинальное переоснование страны по архитектурному плану, который создаст креативный класс.
Работа будет проходить в четырех направлениях, которым политик посвятила соответствующие дискуссионные платформы.
Первая — «твердый путь к миру». Он предусматривает выйти из состояния войны. Отстроить Донбасс и позаботиться о ветеранах. «Я знаю, с кем и как говорить о мире», — с улыбкой заявила Тимошенко.
Вторая — новая Конституция. Тимошенко предлагает переписать основной Закон Украины. А для этого — разработать новый общественный договор.
Третья — новый экономический курс. Тимошенко обещает, что если ее изберут президентом, в Украине не будет олигархов, коррупции, монополий и рынка земли. Будет поддержка малого и среднего бизнеса и ИТ.
Четвертая — создание гармоничной экосистемы. Юлия Владимировна обещает превратить Украину в человеко-центричную страну, которая предложит миру «принципиально новую систему сожительства наций». Тимошенко обещает сменить господствующую, по ее определению, парадигму «выживает сильнейший» на социально-справедливую «открыты все пути». «Мы не должны стыдливо заходить в историю и оглядываться по сторонам, мы должны в нее ворваться», — заявила Тимошенко.
Для этого Тимошенко обещает прежде всего сделать Украину парламентским государством канцлерского типа. То есть когда партия будет баллотироваться в парламент, то во главе списка должен стоять кандидат на должность канцлера. Таким образом, политсила, которая будет иметь большинство, не сможет «вытащить из-под стола» неизвестного фаворита, говорит Тимошенко.
Для усиления роли общества лидер «Батьківщини» предлагает предоставить общественным организациям право «вето молчания». Они бы могли не только предлагать свои законодательные инициативы, но и заблокировать на 10 дней голосование за дискуссионный законопроект, пока его не доработают.
Еще один новый орган, который предлагает Тимошенко, — Национальная ассамблея самоуправления. Это аналог верхней палаты парламента, которая действует во многих странах. По замыслу, ассамблея на треть будет состоять из глав всеукраинских ассоциаций и на две трети — из лидеров мнений.
«Она будет коллективным президентом», — говорит Тимошенко.
Полномочия у ассамблеи будут весомыми: прямое право вето, право законодательной инициативы, право награждать от имени государства и возможность назначать главу Центральной избирательной комиссии, руководителя Государственного бюро расследований и других руководителей.
Еще нововведение — возможность всенародного референдума по вопросу внеочередных парламентских выборов и право законодательной инициативы для украинцев.
Для судебной системы Тимошенко тоже имеет предложения: избирать судей первой инстанции дебатами, чтобы люди сами определяли, кому больше доверяют. А уже апелляционных и кассационных судей — по очереди в специальном реестре.
Таким образом Тимошенко — как «благодарная ученица» — практически повторила политический трюк Леонида Кучмы, который он использовал в начале своей политической карьеры на должности премьер-министра Украины, только несколько его модернизировала. Кучма-премьер в парламенте в ответ на упреки в свой адрес относительно глубокого экономического кризиса сказал: «Вы мне скажите, что мы строим, и я это сделаю!» Тимошенко пошла еще дальше: скажите, что сделать, и делайте сами.
ЧТО НЕ ТАК?
Если бы перформанс Тимошенко на сцене посмотрел режиссер Станиславский, он сказал бы: «Не верю». И был бы прав.
Спичрайтеры написали Юлии Владимировне десятки страниц текста о том, в чем она абсолютно не ориентируется, и что ей порой было сложно даже прочитать — вроде «линокса» или «айти-принтеров». Более того, подчеркнуто модернистский и футуристический компонент речи Тимошенко периодически вступал в острый контраст с абсолютно «пещерными» тезисами, которые она озвучивала значительно увереннее, чем рассказывала о линоксах и блокчейнах. Например, о внешнем управлении Украиной, которое осуществляется в интересах глобальной олигархии и ее неограниченных аппетитов. А когда она рассказывала о несправедливо распределенном ресурсе — 8 самых богатых людей планеты имеют в собственности столько, сколько вся самая бедная половина мира — было ощущение, что на сцену на смену «стриптизеру» выедет ленинский броневичок, и Юлия Владимировна призовет с него к новой пролетарской революции и экспроприации экспроприаторов.
«Любому, кто не страдает склерозом, была очевидна даже не вторичность, а тысячеричность озвученных Тимошенко модернистских призывов, — говорит журналист Орест ЗОГ. — Начиная с названия «Новый курс», где помимо явного подражания Рузвельту есть полуплагиат из порошенковского «Жити по-новому», — и вплоть до намерений продать обществу под выборы идею очередного обновления и модернизации. Сколько их уже было, этих команд озимого поколения, партий и партиек со словом «новая» в названии, призывов к новой индустриализации и всякого другого продуктивного села. Эти проекты в Украине регулярно и неминуемо проваливались. Тем более провалятся они в исполнении Тимошенко, которая, напомним, впервые попала в Верховную Раду в 1997-ом, а в правительство на вице-премьерский пост в 1999-ом. Вот он, новый человек во власти, который проложит для Украины новый курс, а свиньи научатся летать».
Ни игра голосом, ни сленг, ни приглашение новомодных интеллектуалов — не помогли лидеру Тимошенко убедить целевую аудиторию в своей искренности. «Я не почувствовала на эмоциональном уровне, что Тимошенко горит идеями, которые она презентовала. Ее выступление было искусственным, как и ее пластика на лице. Ей хочется всем нравиться. А так не бывает», — говорит политический психолог Богдана БАБИЧ.
Но даже если представить, что «Новый курс» — это действительно план действий нового Президента, то это не более чем, как говорит главный редактор «Дня» Лариса Ившина, «попытка наложить макияж на человека, которого нужно вести в реанимацию».
Как говорит Сергей Фурса, «Новый курс» Тимошенко — это курс на Венесуэлу. «Отсутствие рынка земли, активное печатание денег, чтобы поддерживать всех дотациями и дешевыми кредитами, активное вмешательство государства в экономику (баланс, елки-палки, между государственным и частным), дешевые тарифы, большая доля государственных предприятий (приватизация — это зло, даешь национализацию и реприватизацию ) — это все постулаты «Венесуэльского экономического чуда», которые формируют бедность, девальвацию, теневой рынок и инфляцию. И это все есть в предлагаемом уникальном новом курсе Украины», — говорит политолог.
Итак, двери в Европу закрыты, говорит Тимошенко. Нас там не ждут. А значит что? Что имеет в виду претендент на национальное лидерство? И почему этот тезис так напоминает тезисы Владимира Путина?
И еще, почему мероприятие не начиналось с гимна Украины?
Выпуск газеты №:
№107, (2018)Section
Nota bene