Перейти к основному содержанию

ПОД СЕНЬЮ БОЛЬШОЙ ЕДИНИЦЫ

ЛИТЕРАТУРА
28 декабря, 00:00
Со старым годом нужно прощаться по-хорошему. В конце концов, мы прожили вместе целых двенадцать месяцев и как-то привыкли друг к другу. Жалко будет расставаться — но что поделаешь.

Может, именно поэтому мы решили распрощаться со старым годом на свой, журналистский манер. Мы учли, что это был не обычный год — но самый первый в новом веке — и потому составили рейтинг «самых первых», наиболее приметных событий и премьер, осуществленных в уходящем сезоне. И, надо сказать, материала было предостаточно — несмотря на извечный скепсис и ворчания по поводу упадка отечественной культуры, от года к году она становится все более плодовитой. Был, конечно, в подборе наших лауреатов и определенный субъективизм, но, в любом случае, это в большинстве своем — весьма одаренные люди, благодаря их делам мы действительно можем встречать Новый год весело и беззаботно.

ЛИТЕРАТУРА

ПРОЗРЕНИЕ ГОДА

Когда более 83% членов Шевченковского комитета отдали свои голоса «Щоденному жезлу» Евгения Пашковского, удивлению многих не было границ. В то же время многочисленные голоса, еще до объявления результата, прогнозировали победу именно этого писателя в конкурсе самой престижной национальной литературной премии. Говорят, что не последнюю роль в решении вопроса, кого же короновать, сыграл Павло Загребельный. Как бы там ни было, победа Пашковского засвидетельствовала выход нашей литературы на качественно новую ступень. Здесь наверно классический случай творческого озарения, недоступный моментальному пониманию и постижению читательскими массами, как не было прижизненно признано творчество многих великих писателей и композиторов. Благодаря творчеству писателя современная украинская литература отошла от плаксивой описательности к осмыслению внутреннего подтекста явлений. Теперь вот совсем нетрадиционный случай, когда государство — в лице комитета — достойно отметило человека, опередив массовый успех, который по многим причинам затормаживается и отдаляется.

«ЗІВ’ЯЛЕ ЛИСТЯ» ГОДА

Гений Франко подсказывает не только название этой грустной номинации, но и вынуждает втиснуть в ее безграничные рамки главное окололитературное событие: III съезд Национального Союза писателей Украины. В свое время, вроде бы прийдя в себя от буйства советских идеологем, писатели Х республиканский съезд перекрестили во II-й Украинский. Формальный отказ от прошлого, однако, мало что изменил в умах творцов литературы. Ситуация зеркально повторила аналогичное движение в политической жизни, когда с обретением независимости в старых кабинетах и дальше продолжали сидеть старые люди под исправленными вывесками. Не была проведена ни люстрация, ни соответствующая переаттестация, что позволяет и по сей день неизвестно что делать десяткам сотен людей под вывеской НСПУ. Вместе с избранием нового председателя (В. Яворивский), национальный союз и сегодня является прибежищем певцов тоталитаризма и его главных проводников. В политологии такое явление обозначают термином «незаконченная революция». Хотя, присмотревшись тщательнее, можно поставить вопрос и об ее начале, ведь между кардинальными переменами и бытовым приспособленчеством разница все-таки есть. Есть и намеки на регенерацию «зів’ялого листя»: во всяком случае, прекращена тихая раздача за бесценок имущества союза.

СИМПТОМ ГОДА

Проведение VIII Форума издателей во Львове подтвердило существование несколько давно вызревающих тенденций. С одной стороны, акция, несомненно, продолжает держать главные позиции на не очень густо засеянном поле национального книгоиздания. В конечном счете, причины этого можно найти в отсутствии пристойной конкуренции; а та, что есть, выглядит настолько смешно и беспомощно, что само упоминание о ней кажется неуместным. С другой — Форум постепенно теряет те черты, которые являются доминирующими в определениях понятий стиля и концептуальности. Он и в дальнейшем остается событием, в самом положительном значении этого слова. Но все больше его проведение воспринимается, как элементарная возможность купить книгу. Просто купить — как это делается в любой книжной лавке. Все больше говорят о том, что во Дворце искусств тесновато и душно. Кажется, организаторы оказались перед патовой ситуацией, когда достигнув своих намерений (популярности, признания), их идея вдруг спрофанировалась теми, для кого все это делалось. Форум издателей приобретает черты книжного базара. И выход из этого, на самом деле, найти не так и просто. Наконец, «рядовому читателю» от этого ни холодно, ни жарко — конечная цель книгопечатания достигается, ибо издатель продает, а читатель покупает. Возможно, собственно «форум» начинает прятаться за посетителями, переходя на какой-то другой уровень, где самоорганизация определяет течение событий. А возможно, просто нужно разделить эти два понятия — базару оставить базарное, а форуму — форумово.

МЕМУАРЫ ГОДА

В феврале в издательстве «Золоті літаври» вышла уникальная по эмоциональной пронзительности книга воспоминаний «Монолог перед обличчям сина», написанная отцом знаменитого украинского композитора Михаилом Ивасюком. В ее основу положен дневник, который вел писатель всю свою жизнь. Читатели узнали о Владимире с первых его дней. Как радовались рождению первенца его родители, как по халатности медсестры чуть не ослеп младенец. О школьных и студенческих годах Володи, о его первых успехах в музыке, о том как рождались его песни, о друзьях и недругах композитора. Особенно тяжело читать о роковом дне 24 апреля 1979 года — времени трагического исчезновения Владимира. А так же о том, как родители пережили смерть сына и о десятилетии забвения маэстро. Это издание вышло без купюр, ретуши и цензурных ножниц, которым был подвержен первый вариант, опубликованный в 1991 году.





ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

«ПОРТРЕТ» ГОДА

Старая запылившаяся трещина ментально-социальной расколотости украинцев хоть и не зацементирована, но, по крайней мере, залита воском — в обращении появилась купюра достоинством 200 гривен. Невероятность факта заключается не в увеличении государством наличности, а в том, что самая крупная банкнота украшена изображением женщины — Леси Украинки. Над уважаемыми усачами и бородачами верх взяла-таки Она. Как и подобает настоящим рыцарям, мы учтиво уступили Ей место. Мы боимся сделать это в Верховной Раде, Кабинете Министров, Администрации Президента… Стремимся и впредь навязывать искусственный комплекс «слабости», забывая, что в Украине всегда «Как папа скажет, так по-маминому и будет». Осознание своего отличия (полового, расового, возрастного и т.д.) повсеместно толкает на подсознательную борьбу. Упрямая патриархальность догматично боится сдавать свои позиции, но только что перед десятилетием Независимости, стыдливо обнародовала припорошенную банковской пылью правду. Остается только поднять уровень экономики так, чтобы обычный украинец получал хотя бы небольшую стопку таких купюр, полюбовался национальным гением и почувствовал собственное достоинство.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

ВИЗИТ ГОДА

Одна из номинаций, где не стоит долго рассуждать и сомневаться: визитом, безусловно, нужно признать исторический приезд Иоанна Павла II в Украину. Впервые за все время существования Церкви, нога Его Святейшества ступила на нашу землю. Его голос обращался к украинцам на родном языке народа, призывая к единению, уважению и взаимопониманию: «Нужно, чтобы род человеческий шел к единству через многогранность, чтобы учился быть единой Церковью в плюрализме форм мышления и деятельности, культур и цивилизаций». Он не говорил о псевдоканоничности, обусловленной политическими факторами, — вместо этого призывал к миру, явил пример высшей культуры и толерантности. Несмотря на трусливое государственное акцентирование — приглашался не Глава Церкви, а глава государства Ватикан — был достойно встречен украинскими верующими. Несмотря на традиционные «благожелательные» соседские предостережения о новых расколах и беспокойстве, визит принес радость в сердца и укрепил в вере огромное количество людей. Деятельность Иоанна Павла II по праву считается одной из наиболее плодотворных на этой должности. Великая справедливость заключается в том, что Украина все-таки попала в тот широкий список стран, которые посетил понтифик. Его посещение состоялось во время непростой внутриполитической ситуации, но засвидетельствовало понимание трудностей и поддержку в их преодолении. Визит Иоанна Павла II был первым реальным шагом на пути духовного возрождения и единения.

КИНО

ДЕБЮТ ГОДА

Собственно, с этим пунктом нашего рейтинга было легче всего определиться. Долгожданная премьера фильма «Мойщики автомобилей» Владимира Тихого на последнем кинофестивале «Молодость» стала для многих настоящим знаком надежды. Ведь это был первый полный метр, снятый молодым режиссером, за много лет. В условиях, когда и кинопроизводство, и прокат лежат в руинах, когда и заслуженные мастера обречены на простой либо, как учитель того же Тихого, Вячеслав Криштофович, снимают сериалы, такой дебют почти равен чуду. Причем, что важно, «Мойщики» (см. фото) сделаны в современных украинских реалиях, обращаются к молодой части аудитории. То есть выступление Тихого, как полноформатного постановщика, это, в определенном смысле, и дебют его поколения в целом.

НАДЕЖДА ГОДА

Это, безусловно, победа молодого киевского режиссера Тараса Томенко во внеконкурсной Панораме Берлинского кинофестиваля. Десятиминутный фильм «Тир», сделанный практически без средств студентом кинофакультета Киевского театрального института, впечатлил ареопаг Берлинале настолько, что призовой грант — стажировку в Нью-Йоркской киноакадемии — отдали украинскому студенту. Это событие действительно дает надежду всем начинающим коллегам Тараса. История «Тира» — яркая иллюстрация того, как можно действовать и побеждать вопреки обстоятельствам: сначала снимать, невзирая на абсолютное безденежье, год добиваться нужного результата, потом быть принятым в штыки всеми существующими в Киеве кинематографическими структурами и, наконец, явочным порядком вписавшись во внеконкурсную программу, победить на европейском кинофоруме класса «А». Сейчас Томенко, выиграв президентский грант, собирается снимать новый фильм. Денег от Министерства культуры нет уже более полугода...

МАСТЕР-КЛАСС

В этом году в Киеве с ретроспективой своих фильмов побывал выдающийся российский режиссер Александр Сокуров. Событие неординарное не только потому, что Александр Николаевич вообще впервые в жизни гостил в Украине. Этот визит возродил прекрасную, порядком забытую традицию встреч аудитории с артистом, живого и непосредственного общения с автором фильмов, несомненно, повлиявших на весь российских и постсоветский кинематограф. Это тем более важно, что ныне Сокуров находится на взлете своего творчества, завершает свою грандиозную «тетралогию власти» и участвует в еще нескольких, не менее амбициозных проектах. Диалог с мастером — та составляющая, без которой невозможно становление новых талантов.

МУЗЫКА

ФЕСТИВАЛЬ ГОДА

В январе впервые в нашей стране прошел Международный фестиваль классической музыки «Ave Verdi», приуроченный 100-летию со дня смерти великого итальянского маэстро. Целую неделю зрители, приходившие в Национальную оперу Украины, наслаждались прекрасными произведениями (операми «Травиата», «Набукко», «Трубадур», «Риголетто», «Аида») над которыми совершенно не властно время. На одной сцене выступали украинские артисты и гости из Италии, Канады и Японии. А финальным аккордом фестиваля стал знаменитый вердиевский «Реквием», когда за дирижерский пульт симфонического оркестра и хора Киевского оперного театра стал известный итальянский музыкант Алессио Влад, солировали Камела Аполлонио (сопрано), Марилена Монтуоро (меццо-сопрано), Михаил Дидык (тенор) и Тарас Штонда (бас). Подводя итоги праздника музыки, зрители, критики и организаторы были единодушны во мнении, что наша вокальная школа нисколько не хуже зарубежной, а украинские примы и премьеры могут дать фору многим именитым звездным гастролерам.

ОПЕРНАЯ ПРЕМЬЕРА ГОДА

В мае во Львовском театре оперы и балета им. Соломии Крушельницкой состоялась мировая премьера оперы «Моисей» Мирослава Скорика, приуроченная визиту главы государства Ватикан Иоанна Павла II в Украину и получившая благословение Папы Римского. В основе либретто Богдан Стельмах использовал одноименную поэму Ивана Франко. Этот спектакль можно занести в Книгу рекордов как самое эпическое современное украинское произведение последнего десятилетия, поставленного на оперных подмостках и первой нашей национальной оперой нового тысячелетия. В спектакле было занято около двух тысяч человек. Главную партию пророка Моисея исполнил солист Александр Громыш. По мнению артиста, образ вождя еврейского народа, который вывел свой народ из рабства и в наше время остается актуальным. Примечательно, что ни одно из классических произведений не имело такой большой поддержки. В канун премьеры были выпущены аудио- и видеокассеты, компакт-диски и это позволило познакомиться с произведением Скорика миллионам любителей оперы.

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПРЕМЬЕРА ГОДА

Если отбросить гастроли и сосредоточиться на внутрикиевской жизни, то здесь вне конкуренции исполнение Национальным заслуженным академическим симфоническим оркестром Украины (главный дирижер — Владимир Сиренко) Восьмой симфонии Малера. Конечно, Сиренко и его подопечные прекрасно поработали в этом сезоне, завершив грандиозную акцию по исполнению всех Малеровских симфоний. Но именно исполнение Восьмой — «тысячеголосой» — стало настоящим испытанием коллектива на зрелость. Уникально сложное произведение австрийского композитора отваживались исполнять лишь немногие: так, в СССР это удалось лишь таким титанам дирижерского мастерства, как Рождественский и Светланов. Владимир Сиренко, организовав в единое музыкальное целое симфонический оркестр, два хора и шесть солистов, явил в Национальной филармонии неслыханную ранее мощь и виртуозность, адекватные шедевру Густава Малера.

СОЛО ГОДА

В шевченковские дни украинская оперная примадонна Виктория Лукьянец (на фото), которая последние годы выступает по контракту в ведущих театрах Австрии, Италии, Великобритании и Германии, дала сольный концерт на родине в Колонном зале им. Лысенко. Вместе с Киевским камерным оркестром под управлением Романа Кофмана она исполнила произведения зарубежной и украинской классики, которые редко звучат, а также современные сочинения. Особый интерес публики вызвала «Молитва» Ирины Кирилиной в интерпретации певицы.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

САМАЯ КРАСИВАЯ ВЫСТАВКА

Выставок и презентаций разного рода в этом сезоне было очень и очень много. Но, представляется, «Над городом. Радость», прошедшая в «Арт-центре на Костельной», по своей продуманности и изяществу оставила позади прочие акции подобного рода. Выставка, собравшая живопись и графику двух очень непохожих и по манере, и по таланту художников — Аджинджала Ахры и Бориса Егиазаряна, устроена таким образом, что воспринимается как единое целое, читается как цельный, связный художественный текст. Сдержанную, тихую графику Ахры дополняют праздничные холсты Егиазаряна, пляска цветов на картинах одного перекликается с колористическим ритмом другого. Картинам вторят настоящие, пунцовые гранаты и мандарины, только что сорванные с ветки, таятся в укромной нише палитра и флейта... Художникам удалось задействовать пространство галереи таким образом, что оттуда просто не хочется выходить — ибо там зритель испытывает какой-то радостный комфорт, органично присущий детству.

СКАНДАЛ ГОДА

Здесь — без выбора. Скандалом нынешнего сезона однозначно является ситуация, сложившаяся вокруг участия Украины в 49-й венецианской биеннале. Самое последнее и пустое дело — пускаться в рассуждения о том, какая из сторон более виновна или более пострадала в этом конфликте. Наиболее пострадала сама Украина, престиж ее культуры. Не стоит забывать — это было первое представление нашего искусства на столь высоком уровне. И обернулось оно, увы, склокой в лучших традициях коммунальной кухни, причем роль остервеневших домохозяек с равным пылом и страстью играли и художники, и арт-кураторы, и государственные мужи. Результат — налицо. Не выиграл никто. Особенно обидно за художников, с каждой стороны в сваре участвовали достаточно талантливые люди, могущие как генерировать, так и воплощать неординарные идеи. Несомненно, все хотели как лучше, но в итоге получилось хуже для всех. (См. фото: так непризентебельно выгдядела украинская экспозиция на биеннале.) Наиболее удручает то, что от повторения подобной ситуации мы по-прежнему не застрахованы.

ТЕНДЕНЦИЯ ГОДА

Несомненно, она складывалась, как минимум, последние два сезона. Однако в этом году стала явной и ощутимой. Похоже, в Киеве и в целом по Украине намечается настоящий расцвет изобразительного искусства и галерейного движения, обеспечивающего искусство экспозиционным пространством. Выставки открываются практически ежедневно, определилась целая когорта непохожих, очень интересных художников. Впечатляет разнобой направлений, концепций и методов. Даже самый заметный скандал в культурной сфере развернулся именно на материале соперничества разных арт-группировок (см. выше). Соответственно, растет и интерес публики, и внимание зарубежных покровителей прекрасного — украинские творцы практически постоянно работают и выставляются в Европе. Хотелось бы надеяться, что пассионарность художников вдохновит и их собратьев по другим цехам — кинорежиссеров, литераторов, театральных деятелей.

ЭСТРАДА

КОНЦЕРТ ГОДА

В ноябре во Дворце «Украина» состоялся вечер «Песни Назария Яремчука. Для тех, кто помнит...», отмечая 50-летие со дня рождения знаменитого эстрадного певца, к сожалению, не дожившего до своего юбилея. Такого супераншлага на концерте отечественных исполнителей этот зал видит не так часто. Организаторы отказались от традиционного сценария когда со сцены звучат высокопарные воспоминания. О Назарии говорили его песни, записи, сделанные в разные годы, и современные аранжировки популярных артистов. Пели его дети: восьмилетняя Маричка и сыновья Назарий и Дмирий, заканчивающие консерваторию. А когда прозвучала злотниковская «Свіча» все участники концерта вышли на сцену с зажженными свечами, то зрители встали и почтили минутой молчанья своего любимого певца. А заканчивался вечер знаменитой ивасюковской «Червоной рутой» — песней, ставшей визиткой творчества артиста.

ЛЕГЕНДА ГОДА

В июне впервые в нашу страну приезжала с сольным концертом суперзвезда мировой эстрады Мирей Матье. Певица, которую называют легендой, золотым голосом Франции, новой Эдит Пиаф. В программе прозвучали шлягеры «Гимн любви», «Падам, падам», «Хорошо», «Мое кредо», принесшие актрисе заслуженную славу, а во время исполнения знаменитого романса «Очи черные» ей подпевал весь зал. Матье показала высший пилотаж вкуса и профессионализма, выступая без всяких новомодных подпевок и подтанцовок в сопровождении симфонического оркестра, а когда звучал ее чистый и сильный голос, то у слушателей даже мурашки по коже пробегали.

ТЕАТР

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОДА

Спектакль «Кто боится?..» по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра для театралов Киева по своей значимости явно выходил за пределы обычной премьеры. Эта премьера с самого начала воспринимается как знак возвращения на родину постановщика спектакля — Олега Липцына. Липцын для сценической жизни столицы был и остается весомой фигурой. Ученик знаменитого Анатолия Васильева, автор феноменальных спектаклей — «Дюшес» по «Уллису» Джойса (три «Киевские пекторали»), «Старуха» по произведениям Гоголя и Хармса, «Гамлет-лабиринт», «Счастливые дни» по Семюэлю Беккету, он привносил на украинскую сцену совершенно иную, интеллектуальную традицию режиссуры. Отъезд режиссера за океан, в США и Канаду, значительно обеднил театральный пейзаж Киева. «Кто боится?..», первая работа Липцына в Киеве после двухлетнего перерыва, стала если и не триумфом, то несомненной удачей — киевские театры сегодня редко достигают такого уровня сценической энергии. Вопрос только в том, обернется ли возвращение новыми работами.

ГАСТРОЛИ ГОДА

В Киев каждый сезон приезжает множество театральных проектов, но это, как правило, антрепризы, в которых, похоже, даже привлеченные звезды плохи вопреки своей талантливой природе. Беда Украины в том, что практически прекратился обмен между действительно интересными, сыгранными театральными организмами. Поэтому событием года, безусловно, следует назвать спектакль Московского ТЮЗа «Иванов и другие», показанный в помещении Национального театра имени Франко. Постановщик спектакля, Генриетта Яновская, — один из фаворитов режиссерского искусства в России, супруга столь же знаменитого руководителя МТЮЗа Камы Гинкаса. С «Иванова», собственно, и началась ее сценическая слава. Это очень странная интерпретация хрестоматийной пьесы Чехова — здесь потрясающий Иванов — Сергей Шакуров катается на роликах и совершает непредсказуемые поступки, выдающие его глубокое экзистенциальное неблагополучие.

ТАНЕЦ ГОДА

За последние 19 лет в Киеве дважды в течение года проходили гастроли Мариинского театра. По праву этот коллектив из Санкт-Петербурга считается одним из самых лучших в мире и по количеству звезд, работающих в труппе, и по отточенной технике кордебалета (между прочим, репетирующего ежедневно несколько часов), и по разнообразному, сложному, интересному репертуару. В феврале российские артисты показали свою восстановленную «жемчужину» — балет Джорджа Баланчина «Драгоценности». А в ноябре фокинские шедевры «Шопениану», «Жар-птицу» и «Шехерезаду». В очередной раз восхитив своим мастерством даже самую искушенную публику.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать