Каждый народ может только тогда духовно и физически развиваться и расти, если его граждане пользуются полной свободой совести, мысли, слова и собраний.
Михаил Сорока, украинский политический деятель, диссидент, член ОУН

Быть Гарвардом

Что необходимо современному университету, чтобы попасть в перечень лучших учебных заведений мира
12 октября, 2011 - 20:14
ОРИГИНАЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ ВЫПУСКНИКОВ ГАРВАРДА: НАДПИСЬ «ВОЗЬМИТЕ МЕНЯ НА РАБОТУ!» И АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ. ИМЕННО ТАК ЗАРАБАТЫВАЕТ ВЫСОКИЙ РЕЙТИНГ АМЕРИКАНСКАЯ ВУЗОВСКАЯ ЭЛИТА, ЯРКО ЗАЯВЛЯЯ О СЕБЕ И СВОЕМ УНИВЕРСИТЕТЕ / ФОТО РЕЙТЕР

Недавно был обнародован очередной рейтинг Times Higher Education, который составляется одноименной британской газетой на основе данных агентства Thomson Reuters. Рейтинг включает в себя перечень 200 лучших университетов мира и считается одним из самых влиятельных и самых компетентных. В этом году список традиционно возглавили американские вузы. Первое место занял Калифорнийский технологический институт, второе разделили легендарный Гарвард и Стэнфордский университет. В целом, в первую десятку вошли семь американских вузов, а всего их в списке — 75. Великобритания попала в рейтинг с 32 университетами, Нидерланды и Германия — с 12 каждая, Канада — с девятью, Австралия — с семью. Также в рейтинг попали вузы Швеции, Дании, Финляндии, Бельгии, Ирландии, Израиля, Японии, Китая, Тайваня, Сингапура, ЮАР, Бразилии и других стран. Украинских и российских университетов среди лучших нет.

Основной разницей между украинскими, американскими и европейскими вузами эксперты называют отсутствие «академической свободы и институционной автономии», оторванность учебного процесса от потребностей и требований реального рынка труда. «Современный университет не может быть отрезанным от остального общества. В настоящее время он должен быть автономным от государственного вмешательства и открытым для бизнеса. Только тогда он сможет приносить политикам, бизнесу и простым людям решения, которые следует принимать», — поделился мыслями с «Днем» вице-президент по международной деятельности Университета Париж-Дофин Арно РЕНУАР во время Международной конференции в Киево-Могилянской академии «Пути свободы».

Унаследовав от СССР патерналистский подход к высшему образованию, государство фактически тормозит развитие этой отрасли, ограничивает вузы в перестройке функциональной, действенной инфраструктуры и академической этики. «Основными для любого университета должны быть два фактора: академическая свобода и институционная автономия», — считает почетный профессор и бывший президент Карлтонского университета (Канада) Робин ФАРКУХАР.

Автономия предоставила бы университетам возможность самим нести ответственность за качество обучения и собственную академическую репутацию, усилила бы мотивацию всех участников учебного процесса, способствовала бы внедрению осознанных внутренних реформ, а не навязанных сверху, а значит — «неродных» и таких, которые не отвечают потребностям и вызовам каждого конкретного университета. «Студенты должны иметь свободу выбора тех учебных программ, которые они сами пожелают, — объясняет декан факультета социальных наук Университета Западного Онтарио Брайан ТИМНИ. — К тому же, университет также должен иметь очень хорошее сочетание исследовательского и учебного комплексов».

Сегодня в Украине лишь несколько вузов активно участвуют в процессе интеграции в мировое академическое сообщество и выстраивают собственную репутацию. Большинство украинских университетов так и остаются незаметными и малозначимыми для научного мира. Странно, но глобализация высшего образования обошла стороной много украинских вузов, лишив их шанса заявить о себе. Лишь несколько из них делают попытки стать действительно интеллектуальными центрами страны, интегрироваться в мировое сообщество, формировать общественное мнение и способствовать демократизации не только своего учебного процесса, но и распространять эти ценности в обществе. Кстати, децентрализация управления для многих вузов может стать той лакмусовой бумажкой, которая подтвердит или опровергнет задекларированные академические ценности, принципы и этику. И рыночные условия — едва ли не самый лучший катализатор этого процесса.

«Мы переживаем очень важное время в своей истории — люди больше, чем когда-либо, нуждаются в образовании. Университеты играют в этом ключевую роль, ведь они помогают нам решать наши проблемы, лучше используя технологии, а также сами они непосредственно являются центрами, где разрабатываются эти технологии», — считает координатор евразийских студий в Институте зарубежной службы Государственного департамента США Уильям ГЛИСОН.

В статье «Лига Плюща, или Высшее образование в США» «День» предлагает проанализировать рецепт популярности и конкурентоспособности американских вузов. Некоторый опыт и принципы их успешного функционирования не требуют глубоких реформ для внедрения и в украинских реалиях.

Мария СЕМЕНЧЕНКО, Игорь САМОКИШ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ