Каждый народ может только тогда духовно и физически развиваться и расти, если его граждане пользуются полной свободой совести, мысли, слова и собраний.
Михаил Сорока, украинский политический деятель, диссидент, член ОУН

Чей миф – того победа

Государство должно заботиться, «образы» какого будущего создаются у граждан
12 марта, 2021 - 11:01

Человечество всегда слагало мифы, которые мотивировали людей, давали им видение будущего.  Современные люди так же нуждаются в мифах, которые влияют на коллективное сознание.  Технологии дают возможность скорейшего их распространения, и через нашу зависимость от информации мы все практически становимся зависимыми от мифов.  Ключевой вопрос — от каких именно мифов.  Важно, что миф отличается от фейка тем, что является положительной историей, а фейк — это ложь.

«В ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙНАХ ГРАНИЦЫ СНАЧАЛА НАНОСЯТСЯ В ГОЛОВАХ ЛЮДЕЙ»

«Миф — так называемое клише, которое должно транслировать, куда двигаться стране, чтобы людям было безопасно, хорошо и полезно в нем. Как работают психотехнологии в информационном пространстве?  Есть физическая реальность, есть психическая реальность.  В современных условиях перенасыщения информацией человек нуждается в простом понимании того, что происходит.  Именно это ему дают мифы: о гегемонии США, о принадлежности к ЕС, о могуществе.  Массы мыслят штампами, обобщенными образами.  Поэтому государствообразование заключается в создании и благоустройстве идеологии, в первую очередь для масс», — считает медиаэксперт, доктор философии и психологии, профессор кафедры политической психологии и международных отношений Национального педагогического университета им.  М.П.  Драгоманова, политический коуч с опытом работы в США, Канаде, Израиле, странах ЕС и постсоветского пространства Всеволод ВОЛОДИН.

Он добавил, что в современной информационной войне создание мифов — это залог победы: «Например, идеи об «ДНР», «ЛНР» — это мифы, которые нужно вычистить из сознания.  В Крыму были распространены мифы о безопасности, колбасе по 2,20.  Информационная война — это ко-гда мы комментируем то, что говорит враг, а не наоборот.  Побеждает в войне тот, чья «повестка» у людей на устах.  Наиболее скрытая и мощная война — культурная: чтобы мы смотрели то, что предлагает определенная сторона.  Так, в течение 30 лет мы смотрим европейский, американский, российский продукт, только недавно начали смотреть украинское, и его мало... К сожалению, мы мало сегодня делаем для создания так называемого собственного идеологического космоса — чтобы он защищал и формировал культуру, как это делает Евросоюз  или Россия.

Он добавляет, что сегодня методологически Украина проигрывает РФ именно потому, что мы очень сильно отстали от понимания самих процессов.  По словам господина Володина, в инфор-мационных войнах «границы» сначала наносятся в головах людей, а затем происходит захват территорий.  Он продемонстрировал карту Украины, которая имеется в русской Википедии: на ней написано «восточная», «западная» и «центральная» Украина.

«Как будто их у нас три. Я знаю людей в РФ, которые отвечают за то, чтобы в Украине распространялись топононимы, по которым эти части Украины пишутся с большой буквы.  Филологи говорят, что с большой буквы пишутся только отдельные страны. Мы не замечаем это влияние, но создание такого мифа о двух-трех Украинах привело к тому, что именно в эти границы наносится «новороссия».  Происходит некое семантическое внушение. Я много работаю с силовыми подразделениями, — есть определенные операции, задачи, поэтому убежден, что интеграция оккупированного Донбасса должна быть сначала внутренней, — продолжил эксперт.  — В Украине много пишут о гибридных войнах, но мало кто интересовался тем, что это такое.  Гибрид — это как Кентавр: скрещивание разных мифов между собой, создание искусственного суррогата для решения идеологических задач современности. Так, миф о «русском мире» — это гибрид, который соединил в себе ценности и мифы Российской империи, советского сталинского периода и нынешней России — абсолютно взаимоисключающие три концепта, которые искусственно соединились».

НОВЫЙ МИФОДИЗАЙН

По словам Всеволода Володина, информационная реальность состоит из веры, философии, искусства и науки: «У нас большинство исследователей остались в эпохе модерна, суть которого заключается в поиске национальной идеи, которая удовлетворит всех.  Эти характеристики эпохи модерна, к сожалению, отстают от реальности лет на 50-100: мы даем идею, а она подвергается жестким нападкам... Постмодерн — это когда в 70-х люди поняли, что можно творить идею и ее охватить всех.  XXI век — это метамодерн.  В этих условиях мы работаем, в этих условиях ведутся информационные и гибридные войны.  Суть в том, чтобы создать миф (это — комплексная технология), вокруг которого люди захотят объединяться: берем четкие референтные факты, называем их определенными словами в нашу пользу, чтобы был проукраинский взгляд, и придать этому смысловое значение и определенное социальное клише, как мы  должны себя вести — миф должен быть конструктивный.  К примеру, Дед Мороз — вокруг этого персонажа и Нового года люди строят свое поведение, покупают елки, ожидают подарков, все верят и не верят одновременно.  Пример такого продукта в России — это «Бессмертный полк», когда людям дали фрейм (рамку), в которую каждый может вложить свой смысл, пожелания и получает свои подарки».

Специалист подчеркнул, что нам нужны современные мифы, которые нужны Украине и которые уже имеют страны Прибалтики, Средней Азии, а также Молдова и Россия.  Это мощные мифы о предках, тех, кто создал государство.  Должны быть мифы о великих предках, вождях, художни-ках. Нужны мифы о величественных победах. У нас нет мемориалов, пантеонов, которые есть во всем мире.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ