Как несвоевременны решения власть имущих. Когда они за что-нибудь, наконец, после долгих сомнений решаются взяться, жизнь уже ушла вперед, и они снова остаются перед разбитым корытом.
Павел Скоропадский, украинский государственный, политический и общественный деятель, последний гетман Украины

Другое качество школы

Новый закон о среднем образовании: что должно измениться для педагогов, учеников и их родителей
15 марта, 2019 - 10:43
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

С особенностями Новой украинской школы общество уже более-менее разобралось. Начальная школа теперь — с новым пространством и новыми программами, которые осваивают учителя. Логическим продолжением перемен должно стать создание другой учебной среды в средних и старших классах. Каким оно должно быть, прописывает законопроект «О полном общем среднем образовании».

Путь этого документа достаточно длинный. Еще в мае прошлого года Министерство образования и науки вынесло проект закона на общественное обсуждение. Только на этой неделе члены Кабинета Министров ознакомились с новой версией документа и передали его на рассмотрение парламента. Теперь документ должен пройти голосование в первом и втором чтениях. В МОН обещают лоббировать вопрос, чтобы законопроект попал в сессионный зал как можно быстрее.

«Сейчас наша задача — как можно быстрее вынести законопроект на рассмотрение парламентского комитета по вопросам науки и образования и на рассмотрение депутатов, — отмечает Лилия ГРИНЕВИЧ, министр образования и науки. — Программа-максимум — попасть в повестку дня и проголосовать за законопроект в первом и втором чтениях до завершения каденции этого парламента. Программа-минимум — проголосовать в первом чтении, чтобы данный закон был одним из первых, который будет рассматриваться следующим составом парламента. Мы со своей стороны будем делать публичную кампанию относительно стимулирования депутатов все-таки рассмотреть закон о среднем образовании как можно быстрее. Ведь этот документ предоставляет механизмы имплементации многих хороших идей, выписанных в Законе «Об образовании».

НОВЫЕ ТЕРМИНЫ

По словам Лилии Гриневич, поддержанный правительством документ — это закон новых возможностей для учеников, родителей, педагогов и образовательных управленцев. Так, законопроект «О полном общем среднем образовании» закрепляет трехуровневую систему общего среднего образования: начальное образование должны получать на протяжении четырех лет, базовое среднее образование — на протяжении пяти лет, а профильное рассчитано на три года.

В первый класс детей будут принимать без всяких конкурсов и тестов, а вот в старшую профильную школу — на основании годового оценивания результатов их учебы и государственной итоговой аттестации. Также появляются новые термины, например: «обеспечение качества полного общего среднего образования», «институционный аудит», «академическая добропорядочность», «ассистент ребенка с особыми образовательными потребностями» и тому подобное.

Как акцентировала министр образования на заседании правительства, чтобы учесть психологические особенности детей, в проекте закона предусмотрены два адаптационных цикла: в 1—2 классах и в 5—6 классах. Также закон дает возможность создавать межклассные группы для изучения выборочных предметов, когда дисциплину слушает не весь класс, а сборная группа из учеников классов одной параллели и смежных классов.

ТРИ ЯЗЫКОВЫХ МОДЕЛИ

Языковой вопрос стал в законопроекте одним из ключевых. Так, предлагается три модели обучения. Первая предусмотрена для коренных народов Украины, которые не проживают в языковой среде своего языка и не имеют государства, которое этот язык защищало бы и развивало. Речь идет о крымских татарах. Они будут учиться на языке коренного народа с первого до 11 (12) класса параллельно с обстоятельным изучением украинского.

Вторая модель касается школ с языком обучения национальных меньшинств, языки которых принадлежат к языкам ЕС. В начальной школе дети будут учиться на родном языке на уровне с государственным, а с пятого до девятого класса не менее, чем 40% учебных дисциплин, должно вестись на украинском языке.

Третья модель будет работать для остальных национальных общин Украины. Она касается национальностей, язык которых принадлежит к одной с украинской языковой семье, а также тех, кто проживает преимущественно в среде собственного языка (русский). В таком случае начальная школа также будет языком меньшинства вместе с изучением украинского, а с пятого класса не менее 80% учебного времени должно преподаваться на государственном языке.

БОЛЬШЕ АВТОНОМИИ У УЧИТЕЛЯ

Законопроект предусматривает ротацию директоров, которых будут выбирать на конкурсных принципах. Родители имеют право провести институционный аудит заведения, если вдруг в каком-то противоречивом вопросе не нашли компромисс с директором.

Появится больше доплат для учителей, в частности от 10 до 20% от зарплаты за заведование ресурсными комнатами, кабинетами информатики и спортивными залами. Кроме этого, педагоги смогут сами выбирать систему оценивания и мотивации учеников, сопоставляя ее с 12-бальной системой. Молодые учителя будут иметь в школе наставников — старших коллег, которые быстрее введут в курс дел.

Изменений так много, что, по прогнозам советницы министра образования и науки Иванны КОБЕРНИК, реформа средней школы стартует с 2022 года и коснется только тех, кто сейчас учится в первом классе. «Для всех остальных — надежда только на адекватность учителей и везенье их встретить. Академическую свободу Закон «Об образовании» учителям дал, но не все ею способны воспользоваться», — отметила советница министра.

Лилия Гриневич отмечает, что образовательное сообщество должно готовиться к изменениям уже сейчас: «Закон о среднем образовании дает очень много академической автономии учителю и педагогическому коллективу всей школы. Это значит, что им нужно будет делать выбор и творчески подходить к учебному процессу. Конечно, будут ориентиры и модельно-образовательные программы, по которым они могут работать. Но в рамках данного закона можно будет проявлять значительно больше творчества, внедрять авторские учебные программы, определять, каким будет расписание, кто хочет работать в формате пар, а кто — уроками. То есть педагогическому коллективу отдают много разных полномочий, которые когда-то диктовали исключительно сверху, из центра».

«НУЖНО ДРУГОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ»

Родители тоже ждут изменений в школьном образовании, потому что не устраивает много вещей: от качества преподавания до школьного быта. В Минобразования к их мнению прислушиваются. Так, к разработке законопроекта «О полном общем среднем образовании» приобщили представителей родительских инициативных групп.

«Для нас важно, чтобы после голосования в парламенте сохранились без изменений пункты о родительском самоуправлении, над чем мы работали. Мы предлагали, чтобы это был не зависимый от администрации заведения орган, чтобы его решения не были обязательными, как сейчас прописывают решением родительского комитета школьную форму или еще что-то, — комментирует Елена БОНДАРЕНКО, сопредседатель общественной организации «Родители SOS». — Мы пытались прописать то, чтобы администрация не протягивала через родительский комитет какие-то свои негативные решения, чтобы родители были помощниками и волонтерами школы, а не людьми для сбора денег».

Родители хотели бы видеть в новом законе четкие механизмы финансовой автономии школы. Так, сейчас школы отчитываются о своей финансовой деятельности, учатся формировать бюджеты, сотрудничать с местными органами власти, например, закупая оборудование для Новой украинской школы, до сих пор учебное заведение не распоряжается выделенными на него из бюджета деньгами.

«Когда предлагали Закон «Об образовании», намерения были намного более решительны, чем воплощение на бумаге. Потому что образование — это крайне консервативная сфера, провести реформы в ней очень тяжело. Это видно и по опытум НУШ, — добавляет Елена Бондаренко. — Кстати, НУШ сначала тоже не восприняли, а затем пошли позитивные отзывы, после чего родители старшеклассников стали спрашивать, почему только начальная школа, мы тоже хотим реформ. Мне кажется, после НУШ дети придут в среднее звено еще более другими: они уже с рождения другие, еще и поучатся в других условиях. Как по мне, в случае начальной школы было тяжело донести людям саму идею реформы, но относительно самих изменений — это было проще всего, потому что в среднем звене нужно переучить еще большее количество педагогов и больше всего изменить. Но в любом случае нужно двигаться дальше, ведь нужны другое качество образования и другое отношение к детям».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ