Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Философия и школа

Спрос на «любовь к мудрости» свидетельствует о присоединении Украины к образовательным мировым тенденциям и взросление общества
18 ноября, 2021 - 17:39
ЮЛИЯ КРАВЧЕНКО

Всемирный день философии (World Philosophy Day) отмечается ежегодно в третий четверг ноября с 2005 г. по решению 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. В документе говорится, что «Провозглашение Всемирного дня философии должно благоприятно повлиять на популяризацию преподавания философии, которое отсутствует в учебных программах многих стран,.. постепенному включению философии в учебные программы, чтобы поощрять тренировки рефлексивности и критичности в мышлении и рассуждениях». Всемирный день философии отмечается более чем в 70 странах. В Украине тоже растет количество мероприятий, приуроченных к этому дню, так же, как и внимание к философскому образованию в школе.

ФИЛОСОФИЯ — РОСКОШЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

Люди часто спрашивают: «Для чего нам философия? Что она может дать человеку в повседневной жизни?» На первый взгляд, странный вопрос для тех, кто философией занимается профессионально или самостоятельно изучает, и вполне понятный — с точки зрения сложности самостоятельного овладения содержанием философских текстов и опыта изучения предмета «Философия» в учебных заведениях. Такое отношение к философии, как к непонятной и ненужной роскоши, царит не только в Украине, но и в мире в целом. Одной из причин сложившейся ситуации, по моему мнению, являются неэффективные образовательные подходы в ее изучении.

Важно также различать профессиональное изучение философии для создания новых рефлексий об имеющемся положении вещей в мире, формировании теорий и гипотез и базовый необходимый уровень владения навыками философствования, чтобы уметь самостоятельно делать выводы, задавать вопросы, избегать логических ошибок в своем  языке и видеть их в информационном пространстве, таким образом защищая себя от манипуляций (политических, экономических, социальных).

Профессиональному чтению философских текстов предшествует тренировка навыков философствования. Об этом говорится в замечательной статье Альдоны Побоевской «Для чего, кого и как учить философии?» в журнале «Философия образования» (2014 г., №2). Помню личный опыт обучения на философском факультете: как было сложно после школы, где не тренировались соответствующие навыки (и так, к сожалению, сегодня в большинстве украинских школ) читать тексты, формулировать вопросы, выстраивать связь между теорией и практикой.

МЕТОДИКА ПО РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Приятно констатировать, что подход успешной тренировки философских навыков у детей есть, и он не так уж нов. Речь идет о Программе «Философия для детей» (Philosophy for Children (P4C) Мэтью Липмана, профессора Колумбийского университета. Свое открытие Липман сделал на основе факта о том, что большинство студентов не умеют формулировать собственные суждения и аргументировать свою позицию Корень проблемы философ увидел в недостатках школьного образования, основанного на принципе запоминания и передачи знаний.

Результатом исследования проблемы стала упомянутая методика по развитию мыслительных навыков, а конкретнее — по формированию критического, креативного и заботливого  мышления. Сердцем программы Липман считал логику, изучение которой должно быть интересным и понятным детям. Для этого он написал первый философский роман «Приключения Гарри Стоттлмайера» для учащихся 11-12 лет, в котором изложил основы логического мышления. Текст романа был успешно апробирован в школах г. Монклер в 1970 году, что мотивировало  автора двигаться дальше в этом направлении, собрать команду единомышленников, с которыми был создан корпус философских романов для детей всех возрастов, начиная с пяти лет, и пособия для педагогов.

В 1974 году совместно с Энн-Маргарет Шарп Липман основал Институт по развитию философии для детей (IAPC) в Монклерском университете, который до сих пор остается центром мирового движения философского образования. Выражение «философия для детей» в мировой практике четко ассоциируется с разработкой Мэтью Липмана, которого также называют отцом мирового движения введения философского образования в школе. Успех программы «Философия для детей» очевиден — сегодня ее применяют более чем в 70 странах мира.

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ В УКРАИНЕ

К счастью, Украина тоже есть среди них! Впервые украинские педагоги на профессиональном уровне познакомились с методикой в 1999-2001 годах в рамках грантового сотрудничества между Кировоградским государственным педагогическим университетом (сегодня это Центральноукраинский государственный педагогический университет имени Владимира Винниченко) и Монклерским государственным университетом (США) при финансовой поддержке Бюро США. Американский вуз посещала делегация украинских педагогов с целью изучения программ по развитию критического мышления и, в частности, Р4С.

Приятно знать, что Украину с учебными тренингами посетил звездный состав экспертов по философии для детей: Эн-Маргарет Шарп, Дэвид Кеннеди, Меган Ловерти, Мо Грегори. Результатом внедрения гранта стали переводы философских романов Мэтью Липмана «Элфи» и «Пикси» для учащихся начальной школы, а также сопутствующие пособия для учителей. К сожалению, практическое применение методики в ее классическом варианте среди украинских педагогов не стало результатом этого проекта.

Программа «Философия для детей» нелегка в овладении и требует длительного практико-ориентированного обучения. Существует дискуссия относительно того, могут ли учителя без философского образования овладеть ею. Мэтью Липман и Эн-Маргарет Шарп как основные разработчики считали, что овладеть методом философского вопроса (Philosophical Inquiry), который является ключевым в программе, могут учителя различных дисциплин и могут проводить философствование в классе с учениками. Я с этим соглашаюсь и добавлю, что не все учителя с философским образованием могут проводить занятия по методике (!). С моей позицией можно спорить. Я объясню, что это обусловлено подходами и правилами программы организации учебной атмосферы на занятии или уроке.

Во-первых, принцип модерации требует выстраивания партнерского сотрудничества между учителем и учащимися. Это другая поведенческая модель, которой нужно научиться, потому что она требует ломки привычных стереотипов в стандартной школьной модели «ученик — учитель».

Во-вторых, нужно создать пространство, в котором дети не боятся ошибаться. В-третьих, есть модератор — слушатель с высоким уровнем активного слушания, который слышит ключевые смыслы и помогает сообществу через вопросы их развивать.

«ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ» И ДЕТЕЙ, И ВЗРОСЛЫХ

Высокий уровень владения этими и другими навыками превращает педагогический процесс в искусство сотрудничества и диалога для создания нового знания. Педагог, который овладел программой и практикует ее, является человеком «до» Р4С и «после». Самокоррекция как навык тренируется и становится частью характера педагога. Методика осуществляет «повышение квалификации личности» и детей и взрослых. К таким выводам я пришла благодаря десятилетнему изучению программы и активной ее апробации в последние пять лет в образовательном процессе с соискателями образования и педагогами в Национальном центре «Малая академия наук Украины» (НЦ «МАНУ»).

НЦ «МАНУ» является площадкой внешкольного образования. Именно благодаря этому есть возможность апробировать вполне новые методики и подходы в педагогике. С 2016 года программа «Философия для детей» Мэтью Липмана была ключевой в организации школ для школьников по «Философии», «Культурной дипломатии», «Украинской культуре», в которых за пять лет приняло участие около 500 человек. Родители отмечали изменения, которые происходили в поведении и мышлении детей после участия в пятидневных школах. Отмечалось улучшение навыков аргументации и коммуникации, повышение мотивации учиться. Одновременно проводилась презентация программы для педагогов в столице и регионах.

Масштабным событием в течение месяца стал пятый визит корейского профессора Джинвана Парка (известного международного эксперта программы) в Украину в июне 2016 года. Рабочая программа визита включала: тренинг в America House для учителей права; школу по философии для детей, участие в форуме образования в Арсенале Идей, тренинги для педагогов в Ривном, Львове и Тернополе, круглый стол в Министерстве образования и науки Украины с участием бывшего министра образования и науки Лилии Гриневич.

В настоящее время эти мероприятия проходят в рамках лаборатории по развитию критического мышления (онлайн из-за пандемии).

Если сравнить интерес украинского общества к философскому образованию в школе в 2011, 2016 и 2021 годах, то с большой радостью можно констатировать, что он, видимо, растет. Подтверждением этому является появление предмета «Философия» в школьных программах, особенно частных школ, выступления, интервью, публицистические статьи интеллектуалов и ученых, платные философские программы для взрослых, на которые есть спрос. Этому способствуют как образовательные мировые тенденции и разные рейтинги измерения полезных мягких навыков, так и взросление украинского общества (особенно после Майдана 2013), которое активно формирует запрос на диалог о ценностях, идентичности, самоидентичности, свободе, правах человека. Рост «знания общественности о важности философии» является частью задач, сформулированных в декларации ЮНЕСКО, которые медленно из слов на бумаге становятся действительностью. Действует универсальный принцип — «Сначала было Слово»!

Юлия КРАВЧЕНКО, кандидат философских наук, заведующая лабораторией по развитию критического мышления НЦ «МАНУ», тренер по методике «Философия для детей» Мэтью Липмана, фулбрайтовский стипендиат в Колумбийском университете 2021-2022 гг. (США)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ