Каждый народ может только тогда духовно и физически развиваться и расти, если его граждане пользуются полной свободой совести, мысли, слова и собраний.
Михаил Сорока, украинский политический деятель, диссидент, член ОУН

Генпланы для людей

За четыре года все украинские громады и города должны разработать новые схемы планирования — с учетом урбанистических реалий
18 февраля, 2021 - 10:38
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Генпланы городов или сел — это не только повод для бурных обсуждений с местными жителями, почему вместо стадиона чиновники запланировали ТРЦ или жилой комплекс.  К сожалению, в жизни мегаполисов много раз возникали такие конфликты между обществом и органами местного управления из-за несовершенных генпланов или противоправно принятых изменений к нему.  Но генеральный план — это прежде всего комплексный проект, как в одном населенном пункте комфортно будут сосуществовать жители, здания, транспорт, объекты социальной сферы, природные ландшафты и тому подобное.  Конечно, это упрощенное объяснение.

Однако именно сейчас каждая громада, город и село обязаны разработать свой новый генеральный план.  К этому обязывает принятый Закон «О внесении изменений в земельный кодекс Украины и другие законодательные акты по планированию использования земель».  И от качества наполнения этого документа как раз и будет зависеть, станет ли Киев или Харьков комфортным городом для людей и не будет возникать в дальнейшем споров из-за несовершенно принятой градостроительной документации.

«НАКОНЕЦ УПОМИНАЮТСЯ ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ»

До 2025 года действует переходный период, поэтому у громад есть время и возможность разработать новый комплексный генплан, внести изменения в документацию, но с учетом требований нового закона.  «По новому закону на местном уровне появляется новый документ территориального планирования, градостроительного развития — комплексный план пространственного развития территориальной громады, — объясняет Мария Маркина, архитектор, урбанист, разработчик градостроительной документации, старший преподаватель КНЭУ.  — Это документ планирования на местном уровне, но он теперь будет разрабатываться на территорию всей ОТГ и станет основным документом местного уровня планирования.  На его основе будут разрабатывать генпланы конкретных населенных пунктов.  В этой документации говорится, что комплексный план будет включать положения и градостроительства, и землеустройства — это новация.  Для меня это плюс, поскольку часть вопросов, когда были несогласованности, сейчас такой план должен решить.  И наконец упоминаются принципы устойчивого развития и вводится понятие концепции интегрированного развития.  Надеюсь, что эта документация будет — для людей, будет решать те вопросы, которые в последнее время не мог решить генплан».

Мария Маркина напоминает, что сейчас действует три уровня разработки градостроительной документации — федеральный, региональный и местный.  На каждом из них градостроительная документация состоит из текстовой части и графических материалов.  Такое распределение действовало в соответствии с тем территориальным устройством страны, которое мы имели до недавнего времени.  «В настоящее время мы с вами стоим на пороге разработки новой схемы планирования, она нуждается сейчас в обновлении, поскольку расчетный период у нее истек, — продолжает она.  — Последний местный уровень до недавнего времени включал генплан населенного пункта, план зонирования территории и детальный план территорий.  Именно на этом местном уровне в период децентрализации будет ставиться наибольший акцент.  По определению из закона генплан должен содержать принципы развития, застройки, планирования и другого использования территории определенного населенного пункта.  Также он разрабатывается и утверждается в интересах соответствующей территории и громады».

Чтобы новые генпланы не повторили судьбу предыдущих, к их созданию нужно готовиться очень тщательно.  По данным Минрегиона, по состоянию на 1 сентября 2019 года из 152 городов Украины только у 50 имеется концепция развития в составе генплана, еще 85 городов имели утвержденную стратегию социально-экономического развития, и только 41 город из этих 85 учел стратегию в генплане.

«Большинство украинских генпланов не выполняются даже на 15%, так как выполняются шаблонными методами, не базируются на точных и реальных данных, то есть нет сбора данных, методологии и точных демографических показателей.  Не открывается потенциал и индивидуальность каждого города.  Не выявляются потребности общества и бизнеса», — комментирует Анна Палеха, бывший главный архитектор Николаева, основательница программы «Городские решения и архитектор доверия».

Возможно, на пути воплощения генпланов становилось то, что писались они по образцам Советского Союза, учитывая новые запросы и потребности общества. «В реалиях 2021-го считаю, что мы находимся на пороге кризиса генплана.  Я не имею в виду что-то плохое, — добавляет Мария Маркина, — просто у нас сложились новые потребности, мы пришли к пониманию, что нужны новые механизмы, чтобы воплощать и обеспечивать эти новые потребности. Но до сих пор у нас не было соответствующих знаний, опыта или предпосылок, чтобы воплощать это новое».

10 ПРИНЦИПОВ ЛЕЙПЦИГСКОЙ ХАРТИИ

Источником таких знаний и опыта эксперты считают «Лейпцигскую хартию устойчивого европейского города».  Впервые этот документ был принят в 2007 году по случаю заседания неофициального Совета ЕС по вопросам развития городов и территориальной сплоченности.  В прошлом году хартия была обновлена.  Она пропагандирует 10 принципов для интегрированного развития городов, среди которых — сбалансированное социальное и экономическое развитие регионов;  улучшение взаимоотношений города и села;  сбалансированная транспортная доступность;  расширение доступа к информации и знаниям;  уменьшение ущерба, нанесенного окружающей среде;  повышение ценности и защита природных ресурсов и природного наследия;  приумножение культурного наследия как фактора развития европейских городов и пр.

Хотя Лейпцигская хартия не имеет юридической силы даже для европейских стран, но ее философия становится основой для городской политики.  И чтобы принять какое-то решение о развитии города, оно сначала соглашается с обществом, частным сектором и городской властью.

«Лейпцигская хартия — это пример того, что прежде чем начинать распространение механизмов в национальное и общее законодательство, проводится общественная работа в кругу экспертов, политиков, все приходят к общему знаменателю относительно определенных задач.  А результат будет отображаться в законах и других нормативных документах, — говорит Мкртич МКРТИЧЯН, начальник управления коммунального имущества Николаевского городского совета.  — Иногда наши генпланы — как новогодняя елка: все знают, что они есть, но все забыли, почему они исчезли и какие задачи решают.  Лейпцигская хартия акцентирует внимание на интегрированном подходе, кроме пространственных решений, одновременно решаются вопросы социального, экономического, экологического характера.  И все вопросы и интересы надо решать одновременно.  Важно участие и совместное творчество, потому что мы, как город, создаем ценность.  Если ценность создают бизнес-структуры, то кто с этим согласен, своими деньгами голосует за это и покупает.  В отличие от бизнеса, ценности, которые создаются в городской сфере, люди получат независимо от своей воли, поэтому нужно привлекать все заинтересованные стороны, чтобы эти ценности не были чужеродными».

Кстати, принципы Лейпцигской хартии уже апробировали на собственном опыте Винница, Черновцы, Полтава, Житомир, Львов и Подольский район Киева — в рамках совместного проекта с европейскими партнерами. Теперь пора — проявить инициативу остальных городов и громад.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ