Как капля долбит камень не двукратным, а многократным падением, так и человек становится мудрым не от двукратного, а от многократного чтения.
Джордано Бруно, итальянский философ эпохи Возрождения, поэт, представитель пантеизма

Гоголь, дипломаты и «Записки сумасшедшего»

Зал Посольства России в Украине на время стал сценической площадкой
19 марта, 2009 - 18:33
ЗАЛ ПОСОЛЬСТВА — НЕ ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА, НО АРТИСТАМ ВАЛЕНТИНУ ШЕСТОПАЛОВУ И ОКСАНЕ ВОРОНИНОЙ В СПЕКТАКЛЕ «ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО» УДАЛОСЬ СВОЕЙ ИГРОЙ ПЛЕНИТЬ ВСЕХ ГОСТЕЙ ВЕЧЕРА / НЕДАВНО ПРЕКРАСНЫЙ МАСТЕР СЦЕНЫ, АРТИСТ РУССКОЙ ДРАМЫ И ХУДРУК ТЕАТРА «АКТЕР» ШЕСТОПАЛОВ ОТМЕТИЛ ЮБИЛЕЙ. ПОДАРКОМ ВАЛЕНТИНУ НИКИТОВИЧУ СТАЛ ОРДЕН ДРУЖБЫ, ВРУЧЕННЫЙ ПОСЛОМ РФ ВИКТОРОМ ЧЕРНОМЫРДИНЫМ

Впервые в рамках «Дипломатического салона» показали одноактный спектакль «Записки сумасшедшего» из репертуара Киевского театра «Актер» в исполнении Валентина Шестопалова (Поприщин) и Оксаны Ворониной (Девушка), артистов Театра имени Леси Украинки.

— Сегодня нас собрал Николай Васильевич Гоголь, — подчеркнул посол РФ в Украине Виктор Черномырдин. — Нынешний год ЮНЕСКО объявило Годом Гоголя. В настоящий момент проходит заседание международной группы, которая определит, как в России и Украине на общегосударственном уровне будут проводиться юбилейные торжества, посвященные 200-летию классика. Чей он писатель? Для россиян — наш, и для украинцев он тоже свой. И это хорошо, что Николай Васильевич принадлежит всем, кто любит литературу и историю. Гоголь создал бессмертные произведения, до сих пор восхищающие людей разных стран мира. Один мой знакомый архитектор вывел формулу России: «Это водород и кислород: два Гоголя и Пушкин» (Александр Сергеевич — это русский язык, а Гоголь рассказал нам правду о нас самих)...

В этот раз гостями салона стали дипломаты, аккредитованные в Украине, политики и деятели культуры, гости из Москвы — актрисы Екатерина Райкина, Марианна Вертинская, Дарья Хмельницкая, Светлана Головина и их коллеги из Монреаля (актриса Анна Варпаховская и режиссер Григорий Зискин из Театра им. Л. Варпаховского, Канада). Предваряя постановку, атташе по культуре посольства РФ Андрей Гасюк заметил, что «Записки сумасшедшего» ими выбраны не случайно, процитировав слова знаменитого критика В. Белинского: «С этого произведения Гоголь стал главой русской литературы».

Кстати, первоначально повесть задумывалась писателем как «Записки сумасшедшего музыканта», но под давлением цензуры название и сюжет ему пришлось изменить. Впервые повесть вышла в 1835 г. в сборнике «Арабески» под заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Позднее «Записки» вошли в сборник «Петербургские повести». По словам современников, перед написанием этого произведения Гоголь консультировался с психиатрами и поэтому очень правдиво описал, как человек сходит с ума, а также страдания «маленького человека» — чиновника Аксентия Ивановича Поприщина. В спектакле Валентин Шестопалов сумел передать трепетную душу Поприщина, рассказать о мечтах героя, разбившихся об стену суровой реальности. За 40 минут сценического действия перед зрителями происходят метаморфозы героя, и актеру удается показать, как постепенно Аксентий Иванович начинает жить в собственном иллюзорном мире... Последняя фраза постановки, произнесенная Девушкой (актрисой Оксаной Ворониной): «А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?» — не просто бессмыслица: ею словно навсегда захлопывается дверь перед героем, оставляя Поприщина до конца его жизни страдать в сумасшедшем доме...

— Это был замечательный вечер, прекрасная постановка, чудесно играл Шестопалов, — поделилась своими впечатлениями с «Днем» Екатерина Райкина. — Валентин — прекрасный партнер. Мы вместе с ним играем в спектакле «Бабье лето», но в «Записках сумасшедшего» он меня потряс — и как постановщик, и как исполнитель. В этом спектакле Шестопалов по-новому раскрывает свой талант. Он сыграл труднейшее произведение Гоголя. Зал посольства — не театральная сцена, но актеру удалось захватить своей тонкой игрой всех гостей вечера. Вы знаете, я видела «Записки сумасшедшего» в исполнении Александра Калягина в Московском театре им. Ермоловой. Это было, когда он только начинал свой актерский путь. Калягин играл моноспектакль, и то было талантливо. Валентин играет по-своему, и в этой постановке Гоголь блистает (актер очень бережно отнесся к тексту). Классика не требует никаких осовремениваний и украшений, нужно лишь точно расставить акценты. У Шестопалова это получилось очень убедительно.

— Мои «Записки сумасшедшего» родились от невостребованности, — рассказал «Дню» Валентин Шестопалов. — Когда я после переезда из Москвы впервые начал работать в Театре им. Леси Украинки, то три года ни в одной постановке не участвовал. Это было ужасное время, и я периодически себя спрашивал, актер ли я вообще. И тогда, чтобы окончательно не потеряться, начал самостоятельно репетировать гоголевские «Записки сумасшедшего». Полтора года репетировал где придется, заставляя себя по три—четыре раза повторять монологи. Я верил, что когда-нибудь, все это мне обязательно понадобится. А когда открыл Театр «Актер», то вторым спектаклем после «Скамейки» Гельмана стали именно «Записки сумасшедшего». Это уже четвертая версия гоголевского произведения. Вначале у меня был моноспектакль. Потом я стал искать модификацию, и появился спектакль «Петербург — Амстердам», в котором я объединил Гоголя и Камю. Идея была интересная: как воспринимает уход из общества славянин (он сгорает) и западник (пристраивается к обстоятельствам и нормально сосуществует с этим обществом). Мысль была хороша, но на сцене не получилось. Я стал искать другую модификацию постановки. И тогда появилась девочка, читающая на перемене «Записки сумасшедшего» (эту роль играла актриса Ольга Олексий), а в прошлом году начались перипетии с нашим Театром «Актер» (его то закрывали, забирая помещение, то открывали, «День» писал об этом. — Т. П.) и я сделал новый вариант спектакля. У нас появился кабриолет-кресло — выездной театр и актриса Оксана Воронина (Девушка), а события выселения «Актера» послужили толчком по-новому прочитать повесть Гоголя. Кстати, в апреле не только классик отметит юбилей, но и наш театр — свое 22-летие. «Записки» я играю уже более 250 раз. Нынешний спектакль мы с Оксаной Ворониной посвятили 200-летнему юбилею писателя. Мне приятно было получить высокую российскую награду — орден Дружбы. В этот раз в зале было много моих коллег из Театра русской драмы им. Леси Украинки. Рад, что пришли морально поддержать.

Знаете, за более чем два десятилетия мне приходилось играть «Записки» перед разной аудиторией. Тяжелее всего выступать перед детьми. Накануне вечера в посольстве я играл для старшеклассников в Театре «Актер». Перед началом учительница предупредила, что нужно быть готовым к неожиданностям: шуму, гаму. Но нам с партнершей удалось увлечь зрителей, и получился живой спектакль. У детей реакция непосредственная, и сразу чувствуешь — тут им скучно, а здесь слушают внимательно, сопереживают герою. Мне вспомнился спектакль, которой я показывал в одном военном училище. Предваряя выступление, я стал рассказывать о нашем театре, а курсанты кашляют, переговариваются, но когда начал читать текст Гоголя, то казалось, что муха пролетит в зале — и будет ее слышно. Я убежден — нет плохой публики! Всегда приятно работать с хорошим материалом, а лучше классики для актера ничего быть не может.

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Константина ГРИШИНА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ