Свобода, друг мой, священна, это одна из величайших ценностей, которую мы должны спасти любой ценой.
Эрнесто Сабато, аргентинский писатель, физик и художник

Как кризис повлияет на студенчество

Половина выпускников вузов сомневается, что найдет работу
10 февраля, 1996 - 20:53
ЧТОБЫ ТРУДОУСТРОИТЬСЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА, ВЫПУСКНИКАМ СОВЕТУЮТ ОБРАЩАТЬСЯ К ЦЕНТРАМ ЗАНЯТОСТИ (ПОКА НА НИХ НАДЕЮТСЯ ТОЛЬКО 3%, НО ЗРЯ), ПОСЕЩАТЬ ЯРМАРКИ ВАКАНСИЙ, ЗНАКОМИТЬСЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ОПУСКАТЬ РУКИ / ФОТО ЛЕОНИДА БАККА / «День»

Сейчас высшее образование получает около 2,7 миллиона студентов, из них около 400 тысяч завершит обучение этим летом. Первоочередная проблема для выпускников — найти работу. Почти каждый второй из них сомневается, удастся ли ему это сделать, да еще и по профессии. Об этом свидетельствуют данные общенационального опроса «Положение студенческой молодежи Украины», проведенного в декабре 2008 года Украинским институтом социальных исследований имени А.Яременко по заказу Государственного института развития семьи и молодежи (опрошено более пяти тысячи студентов). О настроениях выпускников и как они собираются действовать в современных условиях, рассказала кандидат социологических наук, председатель правления Украинского института социальных исследований им. А.Яременко, заведующий отделом мониторинговых исследований социально-экономических трансформаций Института экономики и прогнозирования НАН Украины Ольга БАЛАКИРЕВА.

— Ольга Николаевна, какой баланс между тем, что нынче предлагает высшая школа, и запросом на рынке труда?

— В Украине структура специалистов, которых готовит высшая школа, и структура вакансий на рынке труда не совпадают. Проблема скорее не в профиле подготовки, а в ее качестве. Во время собеседования с молодым специалистом работодатель всегда спрашивает о наличии опыта практической работы. Сегодня студенты хорошо это понимают. Если сравнить ситуацию на рынке труда 2-4 года назад с сегодняшней, то заметно возрос спрос на инженеров, технологов, программистов, специалистов информационных технологий. В ближайшие 2-5 лет уменьшится спрос на экономистов, финансистов и юристов. Если государство изберет инновационный путь развития, практически на все специальности сохранится спрос, но при этом специалисты должны иметь интеллектуальный потенциал и креативное мышление. Если будет ориентация на развитие малого и среднего бизнеса, то нужны навыки экономиста, менеджера, юриста. Эту ситуацию осознают студенты. При этом три четверти выпускников довольны той специальностью, которую они избрали. Это достаточно высокий показатель, потому что в начале 90-х годов этим была недовольна половина студенчества. Среди мотивов, почему когда выбирали ту или иную специальность, на первом месте — возможность будущего трудоустройства (40%), желание иметь высокую профессиональную квалификацию (32%), возможность профессионального роста (25%) и занятие творческой деятельностью (22%). В общем студенчество удовлетворено уровнем образования, которое они получают. Хотя есть 15%, которым кажется, что образование не соответствует современным требованиям, и что оно не позволит им быть конкурентоспособными.

— Много ли студентов хочет получить второе высшее образование?

— Как показал опрос, достаточно высокий показатель тех, кто уже получает кроме основной специальности дополнительную. Так, 7% учатся на курсах, в других учебных заведениях или на других факультетах своего же вуза, хотя хотели бы это делать 57%. Поэтому студенты осознают пользу от этого, но у 30% выпускников нет для этого средств, еще 30% жалуются на большую загруженность, незначительная часть указывает на личные проблемы, или заведение, где бы хотели учиться, находится в другом городе. Среди специальностей, которую бы хотели получить в ближайшем будущем, — экономика, коммерция, предпринимательство (26%), высокий спрос имеет юридическое образование (20%), гуманитарные науки (9%), меньший запрос на математику (4%) и медицину (5%). Достаточно популярным среди студенчества (20%) является изучение иностранного языка вне учебной программы — при помощи пособий, курсов и тому подобное. А считают необходимым изучать иностранный язык 85%. Они мотивируют это тем, что это даст им доступ к информации и конкурентоспособность на рынке труда. Также у многих есть желание поехать за границу: учиться (21%), работать (24%) или даже остаться на постоянное местожительство (23%). Но эти показатели завышены — это только намерения, которые ничем не подкрепляются...

— Сколько студентов нынче работает и учится одновременно?

— Чтобы выяснить реальный уровень занятости, мы спросили у студентов об их источниках доходов. Нынче помощь родителей как один из источников существования имеют 60% студентов, что меньше, чем было в советские времена — тогда таких было 90%. Еще 9% ответили, что имеют заработок от официально зарегистрированной трудовой деятельности, то есть каждый десятый студент официально работает, еще 24% студентов ответили, что имеют доходы от официально незарегистрированной занятости. Поэтому больше чем треть студентов нынче работает. Это приближает Украину к европейским стандартам. Например, в США летом работает почти каждый второй студент. На первом месте стоят заработки в частном секторе (так ответило 17%).

— Что побуждает студентов идти на работу?

— Прежде всего это возможность дополнительного заработка, а на старших курсах они ищут возможность работать официально, с трудовой книжкой. Во всяком случае один год работы по профессии — это большой бонус после окончания вуза. Кстати, 28% опрошенных ответили, что обязательно будут работать по специальности, 58% — будут пытаться, но не уверены, что найдут работу в условиях кризиса. Такой ответ давали старшекурсники, которые более реально начинают смотреть на рынок труда. Есть 13%, которые вообще не собираются работать по специальности, для них главное получить высшее образование и иметь определенный уровень квалификации. Большинство студентов ориентируется на помощь родителей, друзей, родственников, знакомых, кое-кто говорит, что ориентируется на себя. А на службу занятости полагаются только 3%. Выходит, что система трудоустройства выпускников не действует, хотя и декларируется.

— Насколько довольны студенты своим материальным положением и как меняются их запросы?

— В целом успешной свою жизнь считают три четверти студентов. А на вопрос, как вы оцениваете свое материальное положение в сравнении со студентами своей группы, 75% ответили, что оно такое, как у большинства. Кстати, среди взрослого населения мы никогда не получаем таких показателей — у них разочарование намного больше. 7% считает, что они живут хуже своих сверстников, такое же количество говорит о том, что живет лучше. К средней прослойке себя зачислило большинство студентов. Также мы спрашивали, к какому классу они относят своих родителей — получили тот же результат. При этом 75% студентов в будущем видят себя в высшем классе чем средний.

Достаточно критическая ситуация сложилась в сфере молодежной политики, большинство студентов (60%) не ощущают ее, потому что не хватает организаций по досугу молодежи, их социализации или же творческого объединения. Принимая во внимание финансово-экономический кризис и его возможные социальные последствия, необходимо отметить, что среди студенчества достаточно высокий уровень готовности участвовать в акциях протеста. Нынче практически 51% студентов готовы протестовать из-за ухудшения уровня жизни семьи, 34% — из-за нарушении демократических основ общества и прав человека, 37% — из-за ущемления интересов студенчества, и довольно много (32%) готовы к акциям протеста, если будет ухудшаться состояние окружающей среды.

— Как должно реагировать государство на такую агрессивную настроенность студентов?

— В частности, нужно разрешить вопросы, связанные со временным трудоустройством. Также нужно решить проблему занятости студентов в свободное от обучения время, например, во время каникул помочь им устроиться куда-то по профессии. Нужны какие-то дотации и программы от государства, которые бы заинтересовали работодателей брать студентов на временную работу. Еще одна проблема — практика студентов в организациях. Всегда ли они там нужны, где они на самом деле нужны — часто практика проходит только формально.

— Как меняются моральные ценности студентов и повлиял ли на это кризис?

— Система ценностей студентов приближена к той, которую имеет современное украинское общество: на первом месте стоят проблемы выживания, то есть семейного достатка, благополучия, здоровья. Новая ценность студенчества — вопрос экономической независимости (так говорит 60% опрошенных). Возросла заинтересованность молодежи в интересной и творческой работе (80%). Отличает студенчество, как и остальную молодежь, ориентация на полноценный отдых и интересные развлечения. Также для 90% важна независимость в действиях, возможность развивать свои способности и таланты. Уменьшилось желание приносить пользу обществу. Эта тенденция характерная не только для Украины — в социологии это называют индивидуализацией общества, когда человек ориентируется на маленький круг: я, моя семья, друзья и тому подобное.

Подытоживая, можно сказать, что практически каждый второй выпускник не уверен что найдет работу. 12% ориентируется на собственный бизнес. Нынче существует проблема с обеспечением (особенно в сельской местности) работниками образования и медицины. Возможно, часть выпускников согласится на эти вакансии. Для студенчества характерна ориентация на быстрый результат — они хотят сразу и все. Но нужно трезво мыслить и ориентироваться на реальные возможности.

Инна ФИЛИПЕНКО, «День»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments