Кто стесняется признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое является наибольшим недостатком.
Григорий Сковорода, украинский просветитель-гуманист, философ, поэт и педагог

Как «монетизировать» идею

На Винничине руководители громад из разных уголков Украины представили собственные культурные стартапы
15 июня, 2018 - 11:26
ТАК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ОБНОВЛЕННАЯ ТАТАРСКАЯ БАШНЯ В ОСТРОГЕ

Децентрализация позволила улучшить финансовые возможности громад, которые вылились в видимые результаты — отремонтированные дороги, утепленные школы и новые площадки. Но не научила концентрироваться на локальных «фишках» — архитектурных достопримечательностях, брендах и громких именах. Хотя именно культурная идея (как показал Operafest Tulchyn) создает добавленную стоимость территории и подчеркивает ее эксклюзивность. Поэтому в нынешнем году Минкульт внедрил проект «Малые города — большие впечатления», ориентированный на культурное развитие малых территорий. Из 158 стартапов в финал попало 8. Они получили правительственное финансирование в размере 500 тысяч гривен каждый. Некоторые из них уже воплотили в жизнь свои проекты, другие на этапе реализации. Секретами, как отстоять собственную индивидуальность, сохранить и возродить местную специфику руководители громад делились на ІІ Всеукраинском форуме «Культура и креативные индустрии — как основа разумной стратегии развития малой территории», который состоялся в Тульчине накануне ІІ Operafest Tulchyn.

НАЙТИ ПУГОВИЦУ ЧАЙКОВСКОГО

Тростянец на Сумщине решил «сыграть» на фигуре известного композитора Петра Чайковского, который в студенческие годы длительное время жил в городе и написал там свою первую симфонию — увертюру к драме Островского «Гроза». Всеукраинский фестиваль классической музыки «Чайковский Fest» состоялся 25—27 мая на территории исторического памятника ХVІІІ века — во дворце Голицына и крепости «Круглый двор». И хотя фестиваль для города не новый, в этом году он обрел новые краски, потому что грантодатели обязали организаторов не просто сформировать концертную программу, а разработать бренд, слоган, промоцию, туристические маршруты и даже легенды.


ТРОСТЯНЕЦ

«Во-первых, мы изменили место проведения и вышли на формат под открытым небом, создав слоган «Симфония звездного неба». Во-вторых, разработали туристический маршрут «Тропинками Чайковского», проложенный по живописным местам Тростянца и охватывающий дендропарк. По легенде, которую мы нашли под подушкой, именно в городском парке Чайковский потерял свою пуговицу, которая символизирует его последующую успешную карьеру. Поэтому если хотите изменить свою жизнь к лучшему, то приезжайте в Тростянец и потеряйте пуговицу — это на удачу, — заинтересовывает городской голова Тростянца Юрий Бова. — Также в рамках проекта «Разработка туристического бренда города» на стене детской музыкальной школы появился мурал — портрет Петра Чайковского. А кроме привычного формата фестиваля, был основан конкурс молодых талантов. Участие в нем приняли не только ученики и студенты учебных учреждений разных уровней художественного образования и ведомственного подчинения, но и преподаватели заведений эстетического воспитания и вузов. Подобная практика дает шанс молодежи заявить о себе на серьезном уровне. Победители конкурса в разных номинациях получили денежные вознаграждения и специально изготовленные знаки отличия».

Вход на концерты фестиваля был платным, билет стартовал от 350 гривен. И хотя расходы организаторы не покрыли, зато получили широкую промоцию на центральных медиаресурсах, что позволило привлечь больше туристов из разных городов Украины. В 2015 году фестиваль посетило 110 человек, в нынешнем — 1130. А это значит, что в следующем году Тростянец имеет шанс принять еще больше гостей.

ОБЪЕДИНИТЬ ГОРОДА ЛЕОНТОВИЧА

Восемь монументальных панно с изображением фасадов мировых оперных театров и портрет молодого композитора появилось в Тульчине в рамках проекта «Леонтович Арт-квартал». Общая стоимость стартапа вместе с благоустройством территории составляет более 2 миллионов, из бюджета Тульчинской громады выделили 240 тысяч, остальные — софинансирование из государственного и областного бюджетов, — говорит голова Тульчинской ОТГ Валерий Весняный. Эту идею может позаимствовать любая громада и создать собственный арт-квартал — Пестеля, Пушкина, Коцюбинского.

«В чем мы выиграли? — задает риторический вопрос глава ОТГ. — Когда начались роботы, местные жители сначала удивлялись, спрашивали, что происходит и для чего. А затем начали активно делать фото и селфи на фоне стенописей. Мы объединили общественность вокруг этого проекта, а главное — предпринимателей, которые имеют магазины на этой улице, потому что они выделяли собственные средства на создание муралов на своих объектах. Плюс — в городе появились мобильные объекты, скамейки в виде фортепиано, громадные зонтики — все это создает общее экспозиционное пространство художественного квартала. Не просто украшает город, а наполняет новым смыслом и содержанием».


ТУЛЬЧИН

Концептуальным завершением арт-квартала является пространственная инсталляция в честь мелодии «Щедрик», которая подсвечивается и «звучит» за счет естественного источника — солнечной энергии. Композиция в форме скрипичного ключа, который обвивает нотный стан, украшают цветные колокольчики из мелодии «Щедрик». Она не является памятником, скорее символом творчества Леонтовича. И Тульчин, который называет себя столицей «Щедрика», стремится создать круг городов-побратимов, где в свое время жил и творил Леонтович. Первый шаг уже сделан — в канун открытия «Леонтович арт-Квартала» Тульчин подписал договор о партнерстве и сотрудничестве с Покровском Донецкой области, заложив начало для единого культурного пространства, что открывает возможности для реализации совместных проектов, — заметил Валерий Весняний.

ГАСТРОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРИДУНАВЬЯ

Первый гастрономический фестиваль «Дунайські гостини» планируют провести 24 июня в Вилково на Одесчине. Мероприятие призвано объединить рестораторов, местных производителей продуктов, лучших украинских шеф-поваров, известных экспертов, food-блогеров и настоящих гурманов. В программе фестиваля — карнавальное шествие представителей фермерских хозяйств, кулинарные мастер-классы, конкурс на лучшее огородное чучело и установление рекорда по приготовлению наибольшего объема ухи по уникальной местной рецептуре.

«Вилково — это город с собственным вкусом, имеющий свои оригинальные блюда и рецепты их приготовления. Фестиваль пройдет под девизом «Свое, свежее, сезонное», то есть можно будет приобрести сезонную, экологически чистую продукцию — клубнику, рис, дунайскую селедку, вкусное домашнее вино и местные лягушачьи лапки, которые не уступают французским. Хотим придумать «магнит» для желудка туристов, чтобы гости, приехавшие в Вилково впервые, вернулись сюда снова и снова, — говорит представитель центра устойчивого развития и экологических исследований Дунайского региона, автор проекта Елена ПЕТРОВА. — Зачем это нам? Во-первых, чтобы сохранить на этой территории культурный код приготовления и потребления пищи, что является элементом национальной идентичности. Во-вторых, фестиваль должен продвигать знаковый для Придунавья продуктовый ассортимент и совокупность гастрономических традиций как туристический бренд дестинации. В-третьих, проведение такого фестиваля позволит включать в региональное развитие гастрономический аспект и использовать его для создания имиджа и бренда Придунавья».

Главной локацией фестиваля выбрана площадь Святого Николая на берегу Дунаю. Она будет совмещаться с городским рынком, который в дни мероприятия будет презентовать продукцию местных фермерских хозяйств. Сама же улица превратится в food-court, где гости фестиваля смогут попробовать местные гастрономические специалитети и лакомства из сезонных продуктов. Предварительно организаторы ожидают, что на мероприятие приедет 10 тысяч туристов. Вечером атмосферу будет создавать Национальный филармонический оркестр под руководством известного дирижера, народного артиста Украины Хобарта Эрла.

ОЖИВИТЬ ТАТАРСКИЙ БАРБАКАН

Острог с помощью молодежного фестиваля стремится привлечь внимание к исторически-культурному памятнику — Татарской башне, которую называют Барбаканом. Это фортификационное сооружение ХVІ века, находящееся в руинах, хотя заслуживающее лучшей доли, говорят авторы проекта. Поэтому молодежный фестиваль «Культурный Барбакан», открытие которого планируют провести 16 сентября, это проект-трансформация от «Острог екскурсійний» до «Острог подієво-туристичний». Что это означает? Барбакан перестанет быть просто объектом для проведения экскурсий, а станет арт-пространством, где жители города и туристы смогут посещать выставки, слушать лекции, смотреть кино или спектакли.

«Это предоставит возможность привлечь в город как можно больше туристов, что будет способствовать развитию городской инфраструктуры, увеличению количества рабочих мест, развитию туристических специальностей. Почему именно молодежный фестиваль? Невзирая на то, что Острог — старинный город (в этом году ему исполнилось 918 лет), это молодежный центр, потому что каждый пятый его житель — студент, — говорит заместитель городского председателя Острога Оксана СИТНИЦКАЯ. — В результате проведения фестиваля Барбакан должен стать уникальным сочетанием архитектурных традиций княжеской эпохи и современных технологий. Ну и в перспективе именно в этом арт-пространстве будут проводиться массовые мероприятия, которые сделают культуру в Остроге, на Ривненщине и, надеюсь, во всей Украине модным трендом».

Выигранных полмиллиона гривен от государства едва хватит на воссоздание разрушенной части Татарской башни, которую планируют изготовить в специальной технике из металлоконструкций. Поэтому власти Острога агитируют приобщиться к реализации проекта район, область и небезразличных бизнесменов. Теперь имеют гарантийные письма о финансовой поддержке от областной власти.

СОЗДАТЬ КРЕАТИВНЫЙ ХАБ ВО ДВОРЦЕ

Чтобы вернуть в Шаровский дворцово-парковый комплекс жизнь, Харьковская ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок» при поддержке Харьковского областного совета планирует провести на территории дворца культурный хакатон, который объединит креативных дизайнеров, ІТшников, архитекторов и урбанистов.


ШАРИВКА

 

«Культурный хакатон» состоится 20—24 июня. Его участники будут производить идеи для ревитализации этого уникального памятника архитектуры XIX столетия и других объектов культурного наследия. Ведь по всей территории Украины имеем сотни таких «Шаровок», которые разрушаются и нуждаются в срочной помощи, объединенных усилиях, — констатирует начальник управления по вопросам местного самоуправления, развития громад и международных связей Харьковского облсовета Елена КУЛИК. — Участники хакатона смогут выбрать одну из пяти тем для разработки стартапа: музей в Шаровском дворце, художественные мастерские, туристический центр, парк современной скульптуры, местное население — основной капитал развития усадьбы. Или предложить свою тематику, которая будет способствовать развитию Шаровского дворца. Лучшая идея получит вознаграждение — 10 000 грн. Мы надеемся, что благодаря проведению хакатона в Шаровском замке есть все шансы стать креативным хабом, который объединит представителей разных профессий».

Для участия уже зарегистрировалось 70 лиц, среди них архитекторы, IT-специалисты, разработчики, художники, инженеры, урбанисты, работники музеев, дизайнеры, предприниматели, специалисты в сфере туризма и гостеприимства, причем не только из Украины, но и из соседних стран. Параллельно с хакатоном — 23 и 24 июня — на территории Шаровского дворца состоится масштабный арт-фестиваль.

***

После презентации локальных арт-стартапов состоялась панельная дискуссия при участии чиновников т правительства, во время которой министр культуры Евгений Нищук заметил, что на все художественные проекты в Украине государство выделяет 207 миллионов гривен (два года тому назад этот расход составлял 11 миллионов). Пользуясь присутствием премьер-министра, он попросил, чтобы правительство в дальнейшем поддерживало проект «Малые города — большие впечатления». На что Владимир Гройсман пообещал в следующем году финансировать проект в размере не 5 млн грн, как в нынешнем году, а в десять раз больше — до 50 млн грн. Премьер отметил, что в Украине недооценен экономический эффект культуры и креативной индустрии, а потому стратегия развития каждого общества должна содержать эту составляющую. Также он добавил, что по данным исследований, культура и креативная индустрия приносят Украине 4% ВВП.

К слову, Великобритания уже 20 лет публикует отчеты на эту тему совместно с международными консалтинговыми агентствами. Культурная индустрия приносит стране 8% ВВП. Ежечасно культурные и креативные индустрии приносят в национальную экономику 11 млн евро прибыли. В прошлом году Великобритания опубликовала отчет, в котором шла речь о том, что только музыкальные фестивали привлекают в страну свыше двух миллионов туристов, которые также делают финансовый вклад в местную экономику, тратя деньги на питание и проживание.

Олеся ШУТКЕВИЧ, Винничина, фото предоставлено автором
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ