Всякая денационализация сводится к плохому воспитанию, к нравственной болезни ...
Александр Потебня, выдающийся украинский языковед, философ, фольклорист, этнограф

Как преодолеть социальную инфантильность?

Правительственный уполномоченный по делам людей с инвалидностью Раиса ПАНАСЮК — о «барьерах» в городах и головах
7 февраля, 2018 - 10:27
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Каждый человек на разных этапах своей жизни имеет разный уровень мобильности. Например, ребенок до 7 лет не может самостоятельно открыть тяжелые двери. Беременной женщине или молодой маме с ребенком в коляске сложно преодолеть лестницу подземного перехода. Человеку преклонного возраста трудно подняться на бордюр на улице, который абсолютно не заметен для тех, кому 30 лет. И подобных примеров можно называть множество. Чтобы создать мир, удобный для всех, нужно учитывать принципы доступности, касающиеся градостроения, навигации, оборудования помещений, транспортной инфраструктуры, услуг. Кое-кто сразу махнет рукой и скажет — нет, это не ко времени! Украине не до этого! Но именно сейчас из-за военных действий на востоке число украинцев с инвалидностью растет. И среди людей, которые теряют свое здоровье, много деятельных личностей, которые готовы продолжать работать, главное — создать надлежащие условия для их старта и развития, говорит правительственный Уполномоченный по делам людей с инвалидностью Раиса ПАНАСЮК.

«У нас много законов, постановлений относительно преодоления барьерной среды, ратифицирована Конвенция ООН о правах людей с инвалидностью, в этом направлении работают десятки общественных организаций, но социальная инфантильность настолько велика, что преодолеть ее можно лишь системно и прагматично. К сожалению, некоторые привыкли работать не на результат, а на галочку. Если закон требует строительства пандуса для сдачи объекта в эксплуатацию, то во многих случаях люди не задумываются о доступности и соблюдении строительных норм — залили лестницу асфальтом, построили вертикальный пандус и сдали объект. А то, что он остается недоступным, никого не волнует. И так продолжается не год и не два, а десятилетие.

Даже сейчас, когда внимание всего общества приковано к судьбе раненных бойцов АТО и государство за бюджетные средства активно строит и открывает новые реабилитационные центры для военнослужащих, никто не спрашивает себя: предусмотрены ли при строительстве все нормы универсального дизайна, будет ли удобно в новом центре всем пациентам? И, на первый взгляд, все супер — заезд, палаты, процедурные и бассейны, и вдруг обычная душевая — сможет ли человек на коляске или временно травмированный ею воспользоваться? Нет  — она никому не подходит. И такой, на первый взгляд, небольшой просчет становится огромной проблемой. У нас даже министерства и ведомства недоступны, и мы над этим работаем, потому что на самом деле доступность не только удобна, но и выгодна для государства. Когда есть доступная среда, человек с инвалидностью может получить образование, профессию, которую хочет, и работать. Таким образом он становится плательщиком налогов, которые общество может тратить на свое развитие. И автоматически этот человек выходит из льготной категории, становится экономически независимым и больше не нуждается в субсидиях, социальных доплатах, специальном сопровождении.

«ЛЮДИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ — НЕ БАЛЛАСТ, А НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЙ РЕСУРС»

— Ко мне часто обращаются бойцы АТО, желающие создать общественные организации. У них есть много энергии, и они стремятся работать. Нередко и мы сами навещаем ребят в госпитале и объясняем, что каляска — это вовсе не приговор, а просто средство перемещения. Учим людей, что ничего не потеряно, они могут жить полноценно. Радует то, что среди ветеранов АТО много сильных личностей, которые уверенно преодолевают барьеры в своих головах и продолжают жить полноценной жизнью, заниматься спортом, создавать семьи. Ведь на самом деле люди с инвалидностью не балласт, а неиспользованный ресурс. Поэтому сейчас мы активно работаем над трудоустройством людей с инвалидностью, которое требует комплексного и индивидуального подхода, учитывая возможности человека, а не ограничения. Очень важно нивелировать ментальные барьеры в отношени людей с инвалидностью путем проведения масштабных информационных кампаний и консультирования относительно создания рабочих мест. Также «агитируем» государственные структуры и органы местного самоуправления выполнять квоты по трудоустройству людей с инвалидностью.

Правительство инициировало и внедряет много реформ, причем одновременно, наша задача (моя и людей, работающих в команде) — промониторить все, что происходит, на предмет доступности. Например, строят «прозрачные офисы»: мы проверяем, удобны ли они для всех, определили опорные школы — опять мониторим, насколько бюджетные средства реализуют рационально с точки зрения доступности, строят амбулатории — комфортные ли условия будут в них. Конечно, отследить все невозможно и бывают дни, когда телефон «красный» от сообщений с фактами нарушения. Что-то можно решить быстро в телефонном разговоре с руководителем города или профильного ведомства, а кое-кто упорствует, и приходится готовить запросы и ждать ответа. И это происходит не специально, а из-за нехватки знаний и опыта у людей.

«РЕАБИЛИТАЦИЯ — ЭТО РЕАБИЛИТАЦИЯ, А ОБРАЗОВАНИЕ — ЭТО ОБРАЗОВАНИЕ»

— Сейчас с командой активно подключаемся к процессам воплощения инклюзивной учебы. Пока не существует единого подхода к пониманию порядка использования образовательной субвенции, что приводит к нецелевому и неэффективному использованию государственных средств и неполучению надлежащей эффективной поддержки детьми, требующими инклюзивной формы обучения. Также у школ разрозненное и неоднозначное понимание и подходы к составлению документации, касающейся инклюзивной учебы, в частности относительно составления такого чрезвычайно важного документа, как индивидуальная программа развития.

Инклюзивное общество прежде всего создает равные возможности для участия в общественной жизни и принятии решений любого человека — тебя, твоего друга, папы, твоей старенькой бабушки или раненного ветерана АТО. Часто ошибочно считают, что инклюзивное общество «заботится» только о людях с инвалидностью, беременных, пожилых людях или представителях социально уязвимых групп. Но принципиальный момент в инклюзивном обществе — голос каждого должен быть услышан. Везде успеть сложно, но мы не можем больше оставлять людей с инвалидностью за бортом, выделять в незащищенные группы. Следует создавать условия для реализации прав для каждой личности, чтобы доступность ассоциировалась не с инвалидностью, а комфортом и безопасностью для всех. Как это происходит в Великобритании: в этой стране вопрос доступности рассматривается и обеспечивается в правовом поле.

Некоторые пытаются создать реабилитационные центры при школах и закупить тренажеры, массажные столы для детей с инвалидностью. Но реабилитация — это реабилитация, а образование — это образование. И в школе ребенок должен получать образовательные услуги, доступные для неслышащих учеников, слабовидящих, с нарушением интеллекта, с нарушением функций движения. То есть это должны быть специальные программы и оборудование, которое помогало бы им усвоить знания. Улучшить здоровье — это не образовательная услуга, а совсем другое.

При поддержке МФ «Відродження» со многими партнерами реализуем проект «Анализ политик финансирования инклюзивного образования в Украине и порядка использования адресной государственной образовательной субвенции для детей с особыми образовательными потребностями». Уже были проведены исследования, в частности, и через проведение фокус— групп среди целевой аудитории проекта (администрации школ, финансисты, учителя и ассистенты учителей, родители детей, которые учатся на инлюзивной форме обучения) из разных регионов Украины, для наработки согласованных предложений, которые будут изданы в виде утвержденных Министерством образования Украины рекомендаций, что позволит понять финансовую вертикаль порядка использования адресных средств образовательной субвенции для детей на инклюзивной форме обучения, и будут поданы предложения относительно изменений, которые необходимы для улучшения процесса внедрения инклюзивного образования в Украине. Также проведенная работа позволит разработать понятную дорожную карту для родителей для понимания прав и обязанностей, касающихся инклюзивной формы обучения, что позволит повысить адвокационную способность семей, где воспитываются дети с особыми образовательными потребностями.

«ДОСТУПНОСТЬ КАК КОМФОРТ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ»

— Инклюзивное общество прежде всего создает равные возможности для участия в общественной жизни и принятии решений любого человека — тебя, твоего друга, папы, твоей старенькой бабушки или раненного ветерана АТО. Часто ошибочно считают, что инклюзивное общество «заботится» только о людях с инвалидностью, беременных, пожилых людях или представителях социально уязвимых групп. Но принципиальный момент в инклюзивном обществе — голос каждого должен быть услышан. Везде успеть сложно, но мы не можем больше оставлять людей с инвалидностью за бортом, выделять в незащищенные группы. Следует создавать условия для реализации прав для каждой личности, чтобы доступность ассоциировалась не с инвалидностью, а комфортом и безопасностью для всех. Как это происходит в Великобритании: в этой стране вопрос доступности рассматривается и обеспечивается в правовом поле.

Поэтому будем проводить обучение для руководителей разных уровней, чтобы донести понимание того, что такое инвалидность, доступность, универсальный дизайн и тому подобное. У наших людей очень много стереотипов. Новых знаний им не дали, не научили, вот и живут они в современных условиях по старым правилам. И сталкиваемся мы с этим ежедневно. Например, сегодня к нам в центр «Гармония» принесли образцы колясок типа детской коляски «Мальвина», которая ориентирована на ребенка 12 лет. «А до 12 лет ребенку что делать, лежать?» — спрашиваю у продавцов. Он смотрит на меня. За рубежом, если ребенок не может ходить, то ему сразу дают коляску, чтобы с раннего возраста самостоятельно мог двигаться и «исследовать мир». И это побуждает его к развитию — физическому и умственному, потому что коляска — это средство передвижения, реабилитации и реализации. Поэтому, чтобы преодолеть социальную инфантильность, нам нужна сильнейшая информационная компания, потому что иначе мы останемся за железным занавесом от современного мира. Нельзя закрываться от проблем, нужно действовать. Если будешь активен и сделаешь первый шаг, то кто-то обязательно пойдет тебе навстречу.

Записала Олеся ШУТКЕВИЧ, Винница
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ