Теперь каждый украинец должен, ложась, в головы класть мешок мыслей об Украине, должен покрываться мыслями об Украине и вставать вместе с солнцем с хлопотами об Украине.
Николай Кулиш, украинский драматург, режиссер, педагог, представитель Расстрелянного Возрождения

Каким будет образование будущего?

Своим виденьем делится экономист и бизнесмен Владимир Спиваковский
20 апреля, 2018 - 11:45

Все знают о пятизвездных гостиницах, яхт- и гольф-клубах, «звездах Мишлена», которые собирают лучшие рестораны мира. Владимир Спиваковский, президент международной корпорации «Гранд» и дважды рекордсмен Книги рекордов Гиннеса (владелец самых больших в мире печатки и коллекции пирамид), разработал проект семизвездочной школы. Он даже устроил нам экскурсию по такой школе будущего — правда, пока она есть только на макете. Впрочем, такое заведение вскоре может появиться в реальности, в Катаре. «А Украина могла бы быть тут первой в мире», — добавляет Владимир Михайлович.

Однако образовательные разработки Спиваковского используются и в Украине. Материалами образовательной платформы 7W с кейс-уроками, разработанными его командой, пользуются около полторы тысячи учителей, причем как в городах, так и в маленьких селах. Учебно-воспитательный комплекс в Путровке стал пилотной площадкой для образовательных инноваций в Киевской области. Сам Владимир Спиваковский уже 30 лет испытывает собственные разработки в основанном им лицее «Гранд», первой частной школе в Украине.

«Что бы ни случилось — улыбайся!» — это заглавие интервью с Владимиром Михайловичем, которое вышло в «Дне» еще в 2001 году. Директор корпорации «Гранд» достает из архива этот выпуск, добавляя, что такой совет актуален и сейчас. И делится собственным опытом, как воспитывать успешных и самодостаточных людей, которые найдут себя в переменчивых реалиях. А также объясняет, как превратить образование из бездны, где исчезают бюджетные средства, в источник прибыли для страны. Далее — прямая речь Владимира Спиваковского. 

«МАМЫ ХОТЯТ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ БЫЛ СЧАСТЛИВ»

— Когда родители приводят своих детей в школу, их спрашивают: чего вы ожидаете от этого места? Чего вы хотите, чтобы научили вашего ребенка?  Мамы говорят: хочу, чтобы ребенку здесь было уютно и чтобы он был счастлив.

В двух странах уже есть министерства счастья — в Объединенных Арабских Эмиратах и Королевстве Бутан. Там о счастье населения заботятся даже больше, чем об уровне ВВП. И это правильно. Поэтому мы в лицее «Гранд» начали проводить уроки счастья, когда в мире такого практически не было. Еще у нас есть уроки богатства, харизмы, ответственности. Это то, чего нет в обычных школах, но о чем мечтает каждый отец для своего ребенка. И если такие задачи ставятся, их нужно решать.

КАК ЛОВИТЬ «КВАНТЫ СЧАСТЬЯ»

— В принципе, уроки счастья — это легко. Есть статистика, что от природы достаточно счастливыми чувствуют себя приблизительно 20% людей. А 80%   — либо не чувствуют себя счастливыми, либо вообще чувствуют себя несчастными. Я выработал определенные постулаты, которые позволяют добиваться счастья больше, чем если ими не пользоваться. Например, если человек умеет отделять главное от второстепенного, выбирает приоритеты и добивается того, что для него важно, он имеет больше шансов стать счастливым. Поэтому мы учим выбирать приоритеты.

Второе — мгновения или кванты счастья, это моя собственная теория. Нужно завести в компьютере секретный файл, чтобы ни у кого, кроме вас, не было к нему доступа. И нужно записывать там все мгновения счастья, которые у вас случаются. Причем их калибр не имеет значения: выглянуло солнце, родился ребенок, хорошая оценка, премия. Записывать три, пять событий в день. И каждый раз на ночь нужно считать свои мгновенья счастья.

Профессиональные психологи обычно предлагают делить лист пополам и записывать плохое и хорошее. Я с ними не согласен, считаю, что нужно записывать только хорошее. Каждый человек хочет быть хорошим и в глубине считает себя таким. Нужно концентрироваться на том, что хорошего сделал, — так человек выращивает сам в себе цветы хорошего. Он видит, что уже делает хорошее — и почему бы не делать так и дальше.

ДОМАШНИЕ СОРЕВНОВАНИЯ СО ВРЕМЕНЕМ

— Мы в «Гранде» ввели уроки чувств. Я ученый, у меня комбинаторный состав ума. Мне нравится структурировать вещи, так все понятнее. Я разделил чувства на три вида. Первый    — биологические, то есть зрение, вкус, прикосновение, обоняние и слух. Вторая группа — романтические, это любовь, ненависть, дружба и тому подобное. От третьей группы зависит вся жизнь, но на нее никто не обращает внимание. Это чувство меры, времени, пространства, эстетического вкуса, юмора, стыда. Человек, не владеющий этими навыками, менее счастлив, с ним никто не хочет общаться.

Вот как научить чувству времени? В школах есть проблема с домашними заданиями, говорят, что они утомляют детей. Мы советуем всем родителям купить шахматные или песочные часы и начать соревноваться со временем.

Домашние задания необходимы, так как где вы, например, напишете сочинение? Нарисуете что-то? Другое дело, что домашние задания нужно дозировать. Поэтому в «Гранде» каждый учитель вместе с домашним заданием указывает приблизительное время на его выполнение. Ученик засекает на шахматных часах время — например, десять минут. Если это время истекло, падает флажок. Так у ребенка возникает любопытство — он соревнуется со временем и еще быстрее, чем нужно, делает алгебру, физику и тому подобное. 

Так прививается чувство времени. И ребенок вовремя сделает не только домашнее задание — когда он вырастет, то будет придерживаться тайминга.

«В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ УДЕЛЯЮТ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ НАУКАМ. НО СТАНОВЯТСЯ УЧЕНЫМИ 3% ВЫПУСКНИКОВ»

— Есть базовые фундаментальные знания, а есть компетенции, нужные человеку для жизни, «skills» по-английски. Мы выработали пропорцию, что их соотношение должно быть 50 на 50. Компетенций в моем перечне 100: позитивное, креативное, критическое мышление, целенаправленность, работа в команде и тому подобное. К базовым я отношу необходимые сегодня компьютерные знания, знания языков, бизнеса, умение общаться, эрудицию. Из архаичных, но нужных — математика, химия, природа, история.

Многие считают, что частная школа   — это всего лишь вопрос денег. Но частная школа — это инициатива определенных людей, которые хотят воплотить кое-что, чего не может обычная школа. Фундаментальных наук недостаточно. Сейчас в обычной школе уделяют больше внимания наукам: физика, химия, математика, даже литература изучается с научным подходом. В будущем учеными становятся 3% выпускников. А что школа дает 97% других, которые будут поварами, летчиками, фотографами?

ИСТОРИЯ ПЛЮС ФУТУРОЛОГИЯ

— Относительно истории я имею свой подход, который уже используют в некоторых школах. История учит тому, что она ничему не учит. То, что когда-то что-то было, не означает, что оно не повторится. Поэтому в школьном курсе истории, на мой взгляд, половину должна занимать собственно история, а еще 50% — история наоборот, футурология. Нужно смотреть не назад, а вперед и вверх.

Дети очень любознательны. В школе они должны проигрывать в голове разные гипотетические сценарии. Что, если? Что, если климат изменится и растает лед в Антарктиде? Что будет, если упразднят чувство юмора? Детям это интересно, они начинают фонтанировать идеями.

«ВМЕСТО МИЛЛИОНОВ ШКОЛ ВСКОРЕ БУДЕТ ПЯТЬ—СЕМЬ МИРОВЫХ ПЛАТФОРМ»

— Сейчас почти у каждого человека есть смартфон. И есть пять-семь основных их брендов. Такая же ситуация с социальными сетями. Мир переходит к тому, чтобы вместо точечных вещей использовать глобальные платформы. Школы — не исключение. Вместо миллионов школ вскоре будет пять-семь мировых платформ, каждая из которых будет включать в себя полный набор знаний с определенным уклоном, например, с техническим или гуманитарным. И каждый сможет выбирать платформу, на которой будет учиться, преимущественно онлайн.

Поэтому я разработал то, что можно назвать мировой образовательной платформой. С этим проектом я принимал участие в разных международных конкурсах на лучшую систему образования: в Калифорнии — его проводит Лорен Джобс, вдова основателя Apple, в Финляндии, Гонконге. Всюду наш проект 7W становится финалистом соревнований. Речь идет об универсальной платформе, где всему учатся системно. 7W — это семь ключевых вопросов и тезисов на английском: what, where, why, when, who, win, world. То есть: что, где, для чего, когда, кто, два последних вместе — победа в мире.

«ПРЕДМЕТНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА УСТАРЕЛА. НАБИРАЮТ ОБОРОТЫ КЕЙСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

— Наша система состоит из кейс-уроков, о которых впервые заговорили лет десять назад. Предметно-урочная система уже признана устаревшей, а кейсовые технологии сегодня набирают обороты, ведь жизнь не состоит из отдельных предметов.

Вот пример.  Смартфон есть у каждого. На уроке учитель спрашивает, что здесь от физики. Дети отвечают: плата, звуковые и электромагнитные колебания. Учитель дает более глубокое понятие об этом. Далее он спрашивает, что в смартфоне от математики, бизнеса, дизайна... А что здесь от химии? И находится один ученик в классе, который говорит: «Батарейка». Сколько приблизительно держит зарядку телефон? Дети отвечают, что день или немного меньше. Хотели бы вы, чтобы это было дольше? Да. Знаете ли, на каком химическом элементе работает батарейка? На литии. И учитель говорит, что есть формула, по которой можно посчитать, сколько телефон будет держать зарядку при определенной интенсивности пользования. Считают. Дети спрашивают, есть ли химический элемент, который бы держал заряд дольше. Конечно, есть. Кадмий. Есть кадмиевые батарейки. Считают, сколько они держат заряд, — неделю. Так почему не будут делать такие? Оказывается, можно вычислить, что такая батарея будет стоить 50 долларов — дорого.

И в такой ситуации никто не смотрит в окно, не дергает девочек за косички. Все увлеклись рассчетом. Вот еще есть, например, торий. Ториевые батареи будут держать заряд 500 лет. Но проблема в том, что этот элемент несколько радиоактивен.

В итоге учитель говорит: «Когда я был маленьким, мы таких телефонов не имели, мы бегали к таксофонам. Мое поколение этого не знало, но через 30 лет мы сделали то, чего никогда не было. И именно поэтому мы учим вас этой таблице Менделеева, чтобы когда вы выросли, придумали то, чего сегодня нет. Потом ребятам дают домашнее задание: выучить все существующие пакеты мобильной связи и определить самый выгодный. А девочки разрабатывают дизайн мобильного телефона, это развивает чувство вкуса. Все описанное происходит в течение одного урока и сильно меняет сознание.

О «ГИПЕРМАРКЕТЕ ЗНАНИЙ»

— Кейсов мы изготовили 500 штук. Я запатентовал их в Библиотеке Конгресса США. Там восемь месяцев проводили патентный поиск, чтобы убедиться, что моя разработка уникальна. Теперь никто в мире не может делать такого рода кейсы, кроме нас. Мы назвали это «гипермаркетом знаний».

В Советском Союзе было нечто подобное — интегрированные уроки. Это выглядит приблизительно так, что в один класс приходят учителя литературы, украинского, истории и географии и рассказывают разные аспекты определенной темы детям. Но в мире это не прижилось. Четыре учителя работают в классе — поэтому нужно больше учителей, больше им платить, к тому же преподаватели часто начинают спорить между собой.

Еще одно мое изобретение — интегрирование должно происходить не по близким темам. Должны быть вместе бизнес, химия, математика — чтобы в голове создавалась целостная картина. Стив Джобс придумал Apple как дизайн-проект. Первой мотивацией было сделать красиво. А уже к этому «пришпилили» все остальное.

ТРЕК ДЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

— Сегодня основной метод профориентации — анкетирование. Полный бред. Взрослый составляет анкету, основываясь на своих взрослых рассуждениях. А ребенок никогда вам честно не ответит, кем хочет быть, потому что сам еще не может сформулировать ответ на этот вопрос.

Вот развертки наших кейсов с гиперссылками. Проходишь по ним и можешь посмотреть больше информации. Вот кейс о телефоне, вот — о «Моне Лизе», там и химия, и геометрия, и бизнес. А вот кейс о питании. Разным детям в кейсах интересно разное. Представьте, что один ребенок в каждом из них интересуется химическими вопросами, кто-то — экономической составляющей. Ученики прошли по 100 таких кейсов. И не нужно спрашивать у ребенка, кем он хочет быть, — все эти треки можно увидеть в компьютере и предположить, что ему нравится.

Также дикостью является мнение, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь. Школа дает спектр возможностей относительно того, что нужно учить, и стоит пробовать разное.

«В НАШЕЙ ПАРАДИГМЕ РАБОТАЮТ ОКОЛО ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ УКРАИНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ»

— Образовательная платформа 7W имеет 200 тысяч уникальных посетителей в сутки, пять миллионов в месяц. Тысяча школ в мире учится по нашей технологии. Для всего мира это платно, для Украины — бесплатно.

На интерактивной карте Украины можно увидеть, сколько школ уже пользуются нашими кейс-технологиями. В нашей парадигме работают приблизительно полторы тысячи украинских учителей. Никто их не заставляет. Они сами находят нашу платформу и пользуются ею. Дети охотно так учатся. Вот — Хмельницкая область, Белогорский район, село Хорошев. Черкасская область, село Кривоносовка. Не знаю, что там за школа, какие учителя. Имеем обратную связь только с теми, кто сам нам отписывается, но по IP-адресам видим, где пользуются нашими кейсами. Это настоящая реформа образования.

Недавно учительница в селе хотела провести урок по нашему кейсу. Но в школе нет интернета. Она повела детей на почту — единственное место в селе, где есть интернет. Они прошли полкилометра и занимались там.

«НА УРОКАХ 80% ВРЕМЕНИ ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ДЕТИ»

— Сегодня пропорция в школе такова, что 80% времени на уроке говорит учитель, 20% — дети. Должно быть наоборот, чтобы 80% времени говорили, дискутировали, спорили дети. Они выговариваются, и им уже не нужно кричать и издеваться друг над другом на перерывах.

Вообще сейчас у нас внедряют ребенкоцентризм, и это неправильно. Нет более эффективного способа вырастить откровенного эгоиста, нежели, ограничивая себя, отдавать все ребенку. Должно быть здоровое воспитание.

В Финляндии сделали акцент на учителе, он является главной фигурой в воспитании. В Сингапуре система образования противоположная, акцент — на воспитательной части, разрешено даже ударить ребенка: там убеждены, что ребенка нужно заставить учиться, иначе он не сможет жить нормально.

С ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ РЕФОРМЫ

— В 2015 году мне предложили внедрять инновации в школах Киевской области (Владимир возглавил проект «Рефоб». — Ред.). Реформы бывают, во-первых, косметические — не писать красной ручкой, заменить столы и тому подобное. Второй вариант — кардинально изменить все элементы системы образования, например, приобрести современные учебники и переучить педагогов. Третий вариант — сделать систему образования мирового уровня.

Все спрашивают: что такое «мировой уровень», как его достичь? Легко! Я знаю технологию. Нужно использовать метод пилотных проектов. В первый год взять одну или две школы и внедрить в ней все новые технологии. За год выяснится, что подошло, а что нет. На второй год нужно использовать эту схему в 20% школ и внедрять то, что хорошо себя показало, плюс новое. На третий год менять все школы.

Мне предложили для начала сделать современную сельскую школу. Я занимался выбором заведения для пилотной площадки. В Киевской области около 770 школ. Как отобрать школу для пилотного проекта? Есть три критерия. Первый — мотивированный директор школы. Во-вторых, учителя тоже должны хотеть внедрять новое на уроках. Третье — мотивация родителей детей в школе. И из 770 школ мы нашли одну подходящую. Она находится в селе Путровка, где-то в 40 километрах от Киева.

ВИРУСНЫЙ МАРКЕТИНГ В ОБРАЗОВАНИИ

— Любое здание начинается с фундамента. Первое, что мы сделали в Путровке, — перекрасили школу, чтобы детям хотелось туда идти. Все, что касается начинки, было разработано, но школа должна быть еще и красивая. Это как с Apple.

Разрисовывание — это словно нулевой цикл, нужно организовать пространство и уже в нем внедрять кейсы, квесты и тому подобное. Когда школу только перекрасили, посмотреть на нее приезжали люди из разных регионов. Несколько раз видел такие ситуации: стоит группа женщин — из Закарпатья, Одессы, Житомира, разговаривают. «Подумаешь, разрисовали. Вот я к себе приеду и разрисую свою школу в сто раз лучше», — говорит одна. Другая отвечает: «Да я у себя в Житомире тоже так сделаю». А у меня сердце радуется: это так классно, это вирусный маркетинг! Люди увидели Путровку и начали разрисовывать школы, сейчас таких более 150 в стране. Но вопрос не в разрисовывании, а в мотивации сделать что-то хорошее, для начала хотя бы это.

Сейчас проект в Путровке пошел медленнее. Но школы, которые сами это подхватили, звонят мне и спрашивают, что делать дальше. Я помогаю им, следующий этап — внедрение кейсов.

СТРУКТУРА СЕМИЗВЕЗДОЧНОЙ ШКОЛЫ

— Как-то мне позвонил посол Катара. Оказывается, в посольство попала моя книга «Образовательный взрыв», где я описал, каким, на мой взгляд, должно быть школьное образование, и это их заинтересовало. Мне рассказали, что в 2022 году в Катаре готовятся проводить Чемпионат мира по футболу, продумали все: гостиницы, стадионы, рестораны, аэропорты, а о школах забыли. И я единственный, кто придумал модель 7-звездочной школы.

МАКЕТ СЕМИЗВЕЗДОЧНОЙ ШКОЛЫ, ПРОЕКТ КОТОРОЙ РАЗРАБОТАЛ ВЛАДИМИР СПИВАКОВСКИЙ. ГЛАВНЫЙ КОРПУС ПО ФОРМЕ НАПОМИНАЕТ МОЗГ И ПРЕДНАЗНАЧАЕТСЯ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ. А САМЫМ КРУТЫМ ЗДЕСЬ СПИВАКОВСКИЙ НАЗЫВАЕТ ЗДАНИЕ, ПОХОЖЕЕ НА ПИРАМИДУ, — В НЕМ ОН ХОЧЕТ ПОМЕСТИТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ, ГДЕ САМЫЕ МОЩНЫЕ УМЫ БУДУТ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Сначала называл ее пятизвездочной школой, теперь — семизвездочной. Есть luxury-сегмент для гостиниц, ресторанов, яхт-клубов и тому подобное, но никто, кроме меня, не придумал применить это для школ.

Вот 3D-макет моей семизвездочной школы. Территория составляет приблизительно 5—10 гектаров. Главный корпус похож по форме на мозг, это для интеллектуальных занятий. Другой корпус похож на сердце — он для гуманитарного обучения. Корпус для начальной школы похож на соты. Спиралевидное здание — для старшей школы. Корпуса, похожие на Н2О, формулу воды, — спортивное отделение с бассейнами. Цилиндр, похожий на компас, — кампус для проживания учеников и учителей. Но круче всего здесь — здание, похожее на пирамиду. И не только потому, что я собираю пирамиды. (Смеется.) Здесь — весь смысл мировой системы образования.

Обычно школа — некоммерческий проект, который финансируется из бюджета. Даже если эта семизвездочная школа будет платной, расходы таковы, что покрыть ее содержание невозможно. И в здании, похожем на пирамиду, будет исследовательский институт, где будут работать самые умные люди, которые будут совершенствовать передовые технологии.

«ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ — ЧТОБЫ ВСЕ СДАЛИ ВНО»

— Сейчас мой проект семизвездочных школ на зародышевом уровне, некоторые страны решают, хотят ли строить такие заведения. Речь идет о Катаре, Гонконге и Калифорнии, США.

Такие школы построят за рубежом, а затем наши чиновники, министры, разные специалисты возьмут государственные деньги и поедут в командировку, чтобы фотографировать это и перенимать опыт. Но это уже будет вторично, тогда как мы могли бы быть первыми, это стоит не так дорого.

Украина не имеет амбиций. Что означает реформа образования в разных странах? Во всем мире система школьного образования переживает кризис. Даже Япония и Норвегия не довольны своим средним образованием, все пытаются ее реформировать. Целью реформы образования в Америке является то, чтобы их страна была первой в мире во всех сферах деятельности, лучшей относительно дорог, компьютеров, машин и тому подобное. Целью реформы образования в Англии является то, чтобы в их колледжи из красного кирпича приезжали люди со всего мира и оставляли там 50 миллиардов фунтов стерлингов в год. Национальный бизнес-проект. Какова цель реформы образования в Финляндии? Создать лучшую в мире систему образования. И они достигли этого, несколько лет назад по критериям PISA ее признали лучшей. Теперь все страны, например, наша, едут туда перенимать опыт. Финляндия зарабатывает на образовательном туризме три миллиарда евро в год. Что является целью реформы системы образования в Сингапуре? Экономический взрыв. В Польше? Подтянуть свой уровень до европейского. А в Украине? Чтобы все сдали ВНО. Вот наши амбиции. В 10—11 классе дети вместо того, чтобы изучать языки, компьютеры, дизайн, фотографирование, эмпатию, — зубрят тесты. Это целая индустрия. И это искаженное образование.

«Я ПОДЖИГАЮ «БИКФОРДОВ ШНУР», ЧТОБЫ ПРОИЗВЕСТИ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЗРЫВ»

— Система образования является единственной в мире отраслью, где ничего не считают. Из нашего бюджета выделяют на образование 100 миллиардов гривен в год. Это много или мало? Как знать. Никто об этом не думает.

К украинской реформе образования я все равно отношусь положительно, потому что есть какое-то движение. Но если бы мы избрали построение системы образования мирового уровня... И не нужно иронизировать по этому поводу.

Однако я поджигаю «бикфордов шнур», чтобы произвести «образовательный взрыв». Школы берут наши кейсы. Мне на руку провозглашенная децентрализация. Громада на местах имеют право сами назначать директора, частично финансировать что-то. Не обязательно ждать циркуляра сверху или манны небесной. В Путровке мы сделали это.

На мой взгляд, наверху должны объявить начало реформы и сказать: «Мы не все знаем, но некоторые люди   — они есть в разных областях, в Одессе, Харькове и тому подобное — пусть что-то делают и предлагают». И кто-то будет перенимать лучше.

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Артема СЛИПАЧУКА, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments