Мы с вами смотрим на то, как в нашей Украине рождается гражданское общество. Украинцы уже не боятся и имеют отвагу проявлять инициативу
Левко Лукьяненко, украинский диссидент, общественный деятель

«Каждая гитара - отдельная история»

Как столичный мастер делает музыкальные инструменты из старой выброшенной мебели
27 марта, 2020 - 12:21

Каждое утро киевлянин Богдан Тодчук отправляется на работу в главное оборонное предприятие страны - «Укроборонпрома», где занимается документооборотом. Но каждый вторник и четверг после основной работы и в выходные он посвящает время своему необычному увлечению - изготовлению музыкальных инструментов. Это совсем другой мир, где главное - материалы и неповторимое звучание, которое они дают. Этой страсти человек посвятил почти шесть лет.

Богдан неторопливо перечисляет все инструменты, которые сделал за это время. Среди них разного плана гитары, скрипка - всего около десяти новых инструментов и периодические ремонты. На одно изделие уходит не более трех месяцев. Богдан - не обычный мастер. Практически все материалы, которые он использует, уже были в употреблении. Как правило, это - старая мебель, которую Богдан находит случайно возле свалок. Тем самым он не только вносит вклад в отечественную музыку, но и способствует уменьшению количества отходов, что оказывает положительное влияние на экологию. Как он пришел к такому необычному хобби и чем еще особенны е его инструменты? Обо всем этом Богдан Тодчук рассказал в эксклюзивном интервью «Дню».

- Богдан, как началась ваша работа над музыкальными инструментами, что вас побудило?

- Вообще, у меня техническое образование, закончил кафедру экспериментальной физики физического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Но мне всегда нравилась музыка. Еще со школьных лет я играл на гитаре. Создание музыкальных инструментов - это сочетание двух моих страстей: музыки и науки. Ведь инструменты, которые я делаю, достаточно технологичны. Да, я мастерю их из дерева, которое люди оставляют возле свалок. Но моя гитара - это не просто три куска дерева, которые соединены между собой и дают звук. Я смотрю на дерево, на структуру волокон, совмещаю между собой куски материала специальным клеем, делаю сквозной гриф (гриф и часть корпуса гитары состоят из одного куска древесины или из склеенных частей одинаковой длины. - Авт.), Использую также карбоновое волокно, оно позволяет сделать гитару более устойчивой к повреждениям, перепадам температур и влаги. Передо мной стоит непростая задача: нужно соединить все элементы так, чтобы инструмент выдерживал больше нагрузки и имел наиболее качественное звучание. В этом процессе много технических нюансов. Каждая гитара для меня - это отдельная история. В то же время, изготавливая инструменты из материалов, которые уже были в употреблении, я хочу привлечь внимание к состоянию нашей экологии. Своим примером я надеюсь побудить людей к тому, что ресурсы Земли следует использовать более эффективно, чем мы это делаем сейчас. Ведь нет ничего невозможного.

«ПЕРВУЮ ГИТАРУ СДЕЛАЛ ЕЩЕ В ШКОЛЕ»

- Думаю, просто сесть и сделать гитару, не учившись этому, - невозможно. Как вы освоили эти навыки?

- На самом деле в интернете очень много материала, видеоуроков, по которым можно сделать свой музыкальный инструмент. Поэтому не всегда надо посещать какие-то курсы, иметь специализированное образование, чтобы это получилось. Конечно, о некоторых вещах приходится догадываться самому. Когда я вижу перед собой инструмент, то предполагаю, как технологически изготавливал его мастер и как я могу сделать сам. Понимая, что хочу иметь на выходе, я могу самостоятельно прийти к тому, как это можно осуществить. Вообще у меня с детства сложилась такая привычка, я сначала накапливают много знаний из разных сфер и потом среди них ищу те, которые понадобятся в конкретной ситуации. Так я когда-то давно самостоятельно собрал сварочный аппарат, просто исследовав уже готовый образец. Так же и с инструментами. Я знаю, что я хочу иметь на выходе, и пытаюсь применить свои знания максимально креативно. Конечно, стамеской гвозди я не буду забивать (шутит. - Авт.), но все же. Я уверен, единственное, что нас ограничивает, - это фантазия.

- А как вы сделали свой первый инструмент, когда это было?

- Первый инструмент, гитару, я сделал еще в школе. Тогда кто-то выбросил на помойку гриф от старой гитары. Я его нашел, переделал и сделал музыкальный инструмент. Но тогда я не уделял этому много времени и мне не хватало последовательного подхода. После школы у меня был своеобразный незакрытый гештальт по поводу музыки. Я хотел играть и создавать инструменты. Если вспомнить первый инструмент, который я сделал после долгой паузы, то это было в 2014 году. Я просто шел мимо кучи мусора и заметил, что кто-то выбросил ножки от стола. Они были довольно длинные, примерно до метра. Я посмотрел и подумал: «Может получиться сквозной гриф». Тогда я по ним постучал - они дали хороший отзвук. Поэтому я их забрал и сделал из них первую гитару. Она получилась очень интересной, с особым «густым», приятным звуком.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ

- А какой должна быть древесина, чтобы она сгодилась для музыкальных инструментов?

- Есть такая древесина hard wood. Это твердые породы деревьев. Наиболее удобные среди них ясень и клен, но они не так часто встречаются в старой мебели, поэтому чаще беру бук и дуб. За счет того, что они хорошо высохли, пока ими пользовались как мебелью, получается хорошее звучание. Еще использую ель, она тоже дает интересный звук. Кроме самого грифа, на нем должна быть специальная накладка (она улучшает звучание. - Авт.). Их я обычно покупаю через интернет. Выбираю экзотические породы деревьев. Но для одной из своих гитар я сделал накладку из мешковины, залитой эпоксидной смолой. Она вышла из композитных материалов и тоже дала хорошее звучание.

- А каковы особенности работы со всеми этими материалами?

- Надо всегда следовать чертежам. Желательно не использовать мягкие породы деревьев. Хотя бывают случаи, когда это удачное решение. Конечно, нельзя брать для инструментов и молодое дерево. Также я сделал для себя вывод, что льняное масло не подходит для покрытия музыкальных инструментов. Оно долго полимеризируется и за счет того, что высохшее дерево хорошо абсорбирует влагу, эта влага втягивается внутрь. Древесина несколько смягчается и там может «теряться» звук. Сейчас я полностью перешел на полимерные покрывающие материалы. Все приходит с опытом.

«ПЕРВЫЕ ГИТАРЫ ДЕЛАЛ НА ПОДОКОННИКЕ»

- Как я вижу, для работы вам требуется довольно много инструментов и материалов. Вы работаете с этим всем дома или есть отдельная мастерская?

- Первые три инструмента я полностью сделал на своем балконе. У меня там был подоконник, примерно в 10 сантиметров шириной. Я переделал его в 20 сантиметров. Это достаточно мало, но я там теснился и работал. Несколько лет назад я участвовал в Kyiv Maker Faire (фестиваль технологий и креативности. - Авт.). Ко мне подошел один из коллег-«мейкеров» (это люди, которые создают интересные вещи) - Владимир Вальдман, сказал, что я делаю интересные инструменты и предложил работать в мастерской WokaWoka. Я согласился. Сейчас эта мастерская стала агрегатором для мейкеров. Это такой своеобразный хаб, куда все приносят то, что им нужно, накапливают общую базу инструментов. Это помогает в работе.

«СДЕЛАЙТЕ МНЕ ГИТАРУ, НО НИ В ЧЕМ СЕБЕ НЕ ОТКАЗЫВАЙТЕ»

- С какими заказами вы обычно работаете? Возможно, что-то особенно запомнилось?

- Каждая работа по-своему интересна. И изготовление новых инструментов, и ремонт. Вообще самой интересной для меня была реставрация контрабаса, которую я выполнил для актера театра «ДАХ» Игоря Дымова. А еще я отремонтировал виолончель Марусе Ионовой из группы «ЦеШо». Она ее повредила на гастролях в США. Где-то ударила, и пятка грифа (то, на чем держится гриф. - Авт.) дала трещину. Там так отремонтировали... так нельзя делать. И я взялся привести виолончель в порядок. Недавно также я реализовал свою первую скрипку. Она получилась очень интересной, с оригинальным звуком. Мне вообще нравится создавать интересные инструменты, когда люди обращаются и апеллируют к моей креативности. Кстати, недавно ко мне обратился участник одной из групп и попросил: «Сделайте мне тревел-гитару, но ни в чем себе не отказывайте. Разойдитесь в креативности во все стороны». А тревел-гитара - это, по сути, палка, струны и маленький резонатор. Но мне удалось придумать оригинальную идею. Я решил, что она будет трансформером. У нее будут прикрепленные боковинки, которые будут придавать ей форму гитары. Сейчас как раз над ней работаю. Она будет действительно классная, я называю ее «дисептикончиком» или «автоботом» (герои вымышленного мира трансформеров. - Авт.).

- Возможно, у вас еще есть идеи, которые вы не воплотили, но очень бы хотели? Вы можете поделиться?

- Для себя я также хотел бы сделать интересную тревел-гитару. Еще не думал, какую именно, но это было бы удобно. Например, ты едешь в отпуск, где есть много времени, сидишь, смотришь на закат... И не хватает чего-то! Хочется воспроизвести, отыграть этот момент в музыке. Еще хотел бы сделать экспериментальный инструмент, видимо, это была бы восьмиструнна мультимензурная тревел-гитара. И чтобы там карбона было побольше. (Улыбается.) Вообще я предлагал Марусе Ионовой сделать для нее титаново-карбоновую виолончель. Она была бы просто суперпрочная. Есть инструменты, которые ломают об сцену, а моими инструментами можно ломать сцену. (Шутит.)

- А сами не думали над тем, чтобы играть в группе?

- Действительно, такой нереализованный замысел у меня есть. Но сейчас у меня так распределено время, что это сложно. Я быстро увлекаюсь новыми идеями, сейчас делаю инструменты, есть интересные проекты на работе, еще веду кружок для детей FIRST LEGO League (сообщество робототехники. - Авт.). По вечерам я стараюсь посвящать время игре. Этот «проект» я называю Cat not dead. Идея в том, что каждый творческий потенциал - это как кот Шредингера. Пока он в коробке, ты не знаешь, живой он или мертвый. Так вот, мой творческий «кот», хотя и в коробке, но еще жив. Я записываю демки песен, нарабатываю материал, работаю над техникой игры, над качеством извлечения звука, ищу специфическое звучание, вдохновленный другими группами. Возможно, когда-нибудь перейду и к следующему этапу.

***

Сейчас создание музыкальных инструментов для Богдана Тодчука - преимущественно хобби, которому он пока не может выделить много времени. Но в то же время мастер серьезно думает над тем, чтобы превратить это хобби в дополнительный доход. И расставаться с креативным подходом в этом деле - не планирует.

Елена БЕРЕЖНЮК, фото предоставлено Богданом ТОДЧУКОМ
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ