Первый попавшийся лжец и обманщик может развалить целое государство, тогда как упорядочения вещей даже в одном доме невозможно без благодати Божией.
Иван Мазепа, украинский военный, политический и государственный деятель, Гетман Войска Запорожского

Квест «поступить в школу»

Почему новые правила записи в первый класс вызвали много претензий у родителей
15 июня, 2018 - 11:45
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Прозрачные урны с пронумерованными шариками, присутствующие родители, общественные активисты и пресса — так в школах проходят жеребьевки, кто из будущих первоклассников попадет в заведение на свободные места. Первая очередь отбора завершилась в конце мая.

Напомним, что в этом году Министерство образования и науки внедрило новый порядок зачисления учеников в школу, когда основным фактором является место регистрации ребенка. До 15 июня школы будут определять, кого взять на учебу на остальные свободные места. Таких немного. Например, в одной школе Киева, которую посетили журналисты, на пять свободных мест было целых 103 желающих. Родителей возмутило, что жеребьевки проводили в алфавитном порядке, а не по тому, кто первый принес заявление в школу.

Среди моих знакомых тоже много тех, кто в этом году отдает детей в первый класс. В их приоритете были две специализированные школы, а не обычная, закрепленная за нашим районом. Одна мама объясняла, что хотя и ходила с сыном на собеседование, но на жеребьевку возлагает мало надежд, планирует решать все напрямую с директором. Другая мамочка планировала перестраховаться: вдруг не повезет в жеребьевке, быстренько прописываться к бабушке, которая проживает рядом с желаемой школой.

«Я пришла в школу узнать, а мне говорят о записи на собеседование, после чего сообщают, что мой ребенок не прошел. Когда я говорю, что мы по месту жительства, мне секретарь школы говорит: «Ну, подавайте документы, но директор будет рассматривать!» При этом подать документы мне не дали, потому что: «Ищите форму заявления где-то в интернете». А в районном управлении образования сказали, что если директор не рассмотрит заявление, то нам предложат другую школу», — описывала свои проблемы другая мама на фейсбук-странице общественного объединения «Родители SOS».

«НЕ ХВАТАЕТ КОММУНИКАЦИИ С МЕСТНОЙ ВЛАСТЬЮ»

Экспертов «Родители SOS» родители буквально засыпали обращениями о проблемах из-за новых правил поступления. Рассказывали, что почему-то дома, расположенные в пяти минутах ходьбы от школы, местная власть приписала к другому заведению, которое находится за целых 2,5 километра. Немало вопросов касалось документов, по которым надо подтвердить местожительство. Не секрет, что нововведения породили новую аферу: выдачу фиктивных справок якобы о прописке или аренде жилья возле выбранной школы. Правозащитники вообще прозвали это новшество «крепостным правом», считая, что оно лишает ребенка гарантированного права на образование.

Одним словом, попытка Минобразования сделать поступление в школу прозрачным, без конкурсных отборов и коррупционных схем, пока не оправдала себя. Проблемы существуют, и над ними нужно работать. Это признают и в организации «Родители SOS», которая приобщилась к разработке нового порядка поступления в школу.

«Педагоги не виноваты в том, что дома не стоят на балансе города, что их нет ни на одной карте. Есть проблема коммуникации с местной властью, — отмечает Елена Бондаренко, сопредседатель упомянутого родительского сообщества. — Мы тоже «терроризировали» киевский департамент образования из-за неправильного распределения территорий. Нам объясняли, что вот возле школы есть три высотки по тысяче квартир. Одна высотка по одну сторону школы полностью перекрывает первый класс, другая высотка перекрывает соседнюю школу, а третья высотка уже пойдет за полкилометра в следующую школу. И определить, кому из этих людей повезло, невозможно, так как не существует объективных критериев, как все это разделить».

«Заведений образования хватает на всех, но дело в том, где они размещены, — добавляет Елена. —  Их не хватает в плотно застроенных спальных районах города, а в центре их вдоволь. Управления образования должны делать то, что входит в их полномочия, то есть формировать сеть образовательных заведений. Я понимаю, что первый год они об этом еще, мягко говоря, не думали. У нас образование было ориентировано на то, что отдаешь ребенка в хорошую школу и все. А в действительности так быть не должно».

ДВОЯКОЕ ТОЛКОВАНИЕ

Накануне жеребьевок столичный департамент образования обнародовал списки школ со свободными местами. Это едва ли не единственный профильный департамент на страну, который подготовил такие данные. Но они не соответствовали действительности. Как заверяет Елена Бондаренко, когда проверили сайты школ, оказалось, что свободных мест значительно больше. А некоторые города вообще проигнорировали министерское нововведение.

«В городе Каменское (Днепропетровская область. — Авт.) новый порядок в этом году вообще не применили. Так решил город. Не думаю, что он единственный на страну, — констатирует сопредседатель сообщества «Родители SOS». — Есть другая сторона этой проблемы. В Харькове работает школа искусств, там всегда был конкурсный отбор, но сейчас закрепили за школой территорию обслуживания, теперь дети из района будут учиться танцевать и петь независимо от того, нужно им это или нет. Дело в том, что школа еще не переоформила свои документы как художественная, этого еще не выписали в МОН, поэтому местная власть решила сделать так, как говорит порядок поступления, это такое вот соблюдение буквы закона. Но другие родители пишут, что в их городах оставили художественные школы, как раньше».

«ЭЛЕКТРОННОЕ» СПАСЕНИЕ

Вместе с тем более тысячи граждан уже подписали петицию на правительственном сайте об отмене механизма школьной прописки. Необходимо набрать еще 24 тысячи голосов. Автор петиции, общественный деятель Александр Равчев считает, что школьная прописка от Минобразования новых проблем создала больше, чем решила существующих. «Более пяти тысяч родителей были вынуждены искать разные способы подтверждения права ребенка учиться хотя бы в школе «по прописке».  В одних школах были готовы принимать даже платежки за коммунальные услуги, в других не подходили даже договоры аренды, — комментирует «Дню» Александр. — Еще несколько тысяч родителей будут проходить через процедуру лотерей, надеясь учить ребенка в той школе, которую для него выбрали они, а не чиновники. Конкурс кое-где составляет десять детей на одно место. В Киеве есть случаи, когда на 90 мест зачислено 160 учеников, которым гарантировано право первоочередного поступления в это заведение. Из-за этого обсуждают учебу в две смены или планируют в «ручном режиме» перераспределить учеников по школам, где остались свободные места».

«Серьезная проблема, которая так и не была решена, — это приписка детей к русскоязычным школам, — продолжает Александр Равчев. — Отмена конкурсов, что предусматривал новый порядок, с одной стороны, сузила поле для спекуляций от нечестных директоров школ, а с другой — вынуждает сильные школы уменьшить уровень требований к ученикам, что в целом негативно повлияет на состояние государственного образования. Фактически все гимназии и лицеи остались таковыми только по названию. Им всем придется снижать уровень к общеобразовательной школе. Наибольшую выгоду от «школьной прописки» извлекли частные учебные заведения, поскольку немало родителей, недовольных школой, за которой государство закрепило их ребенка, выбрали частное образование».

Кое-кто из родителей сравнивает поступление в первый класс с зачислением в вуз. Мол, не хватает только электронного ресурса, где можно отслеживать процесс. Что ж, попали в яблочко. В Минобразовании в следующем году планируют создать электронную очередь, как та, что сейчас существует в детские сады. И именно в этом варианте видят выход как эксперты, которые совместно с Минобразования создавали новые правила поступления, так и те, кто был против них.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments