Три страшные враги украинского возрождения - Москва, украинский провинциализм и комплекс Кочубеевщины.
Юрий Шевелев, украинский языковед, историк литературы

«Людям все равно, кому платить»

Почему на Волыни закрываются небольшие автостанции?
19 января, 2021 - 11:55
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Недавно ОАО «Волынское областное предприятие автобусных перевозок», которому в большинстве и принадлежат местные автостанции, сообщило о приостановке их работы в Иваничах, Ковеле, Цумани, Шацке, Берестечке, и даже в городе Любомль. Причиной называют карантин, когда люди гораздо меньше куда-то едут, и убыточность таких учреждений. Ведь даже на зарплату кассирам не везде удается заработать.

И, на первый взгляд, в этом есть резон, самый главный — финансовая состятельность малых автостанций. Ольга Черен, председатель Турийской райгосадминистрации, которая долгое время работала председателем районной рады, говорит, что, конечно, никто не будет содержать убыточное предприятие. Турийский же район — небольшой, население — чуть больше пяти тысяч, и действительно карантин многих заставил сидеть дома. «Мы работаем сейчас с перевозчиками, они жалуются, что почти убыточны. Но и потенциальные пассажиры не стали богаче, людям действительно легче заплатить в автобусе водителю, чем покупать билет в кассе, переплачивая несколько гривен. Так они говорят. Ждем, что и льготные пассажирские перевозки на дизелях, электричках также «скинут» на местные бюджеты, потому что об этом местным властям постоянно шлют письма. И я не знаю, найдется такая богатая территориальная громада, которая сможет оплачивать поездки своих льготников».

«Для людей плохо, если нет автостанции, в помещении которой можно подождать автобус. Бывают и часовые перерывы между рейсами. А погода же разная. Однако, с точки зрения бизнеса, частному перевозчику выгодный безбилетный пассажир. А людям, по большому счету, все равно, кому платить: в кассу или водителю, последнему еще и удобнее и дешевле. О страховании, о том, что нужно содержать автостанцию, в такой ситуации просто не думаю», — считает и Игорь Грудзевич, недавно избранный председателем Берестечковской городской рады. Автостанция в Берестечко небольшая, однако из этого городка ежедневно отправляется немало автобусов в разных направлениях: дубенском, бродовском, львовском, луцком... И если бы пассажиры брали билеты в кассе, автостанция не только бы себя оккупировала, но и приносила прибыль.

Пока из автостанций в малых городах работает та, что в селе Локачи. Она частная, построенная инвестором из Киева лет десять назад. Богдан ИУС, председатель Локачинской территориальной громады, говорит, что Волынское объединение автобусных станций выставило «старую» автостанцию в поселке на продажу. Как автостанция, помещение давно не действует. Но кто его купит, когда цена заоблачная?.. Аналогичная ситуация и в Цумани. Председатель территориальной громады Анатолий Дорошук говорит, что их автостанция тоже не скоро найдет покупателя: «Помещение не очень престижное, под ним всего две сотки земли. Да еще и в таком месте этот участок, где нельзя строиться, это исторический ареал Цуманя, культурный слой и все такое».

Так, из 20 автостанций, которые работали в области, сейчас действует половина. В соцсетях на сообщение о выставленных на продажу автостанциях комментарии практически однозначны. «Покупайте билеты — и будет вам автостанция. Кто будет содержать нужную вам автостанцию из благотворительности? Очень часто наблюдаю, как за шлагбаумом автостанции у Варшавского рынка в автобус садятся пассажиры. Им и в голову не приходит, что билет — это их страховка на случай аварии, им и в голову не приходит, что деньги идут в карман водителю, а потом это дает возможность заявлять, что перевозки нерентабельны и поднимать цены на билеты. Хотите качества, хотите законности — не старайтесь обойти закон и правила», — констатирует один из комментаторов, и имеет поддержку. «Смешно. В каждой автостанции есть арендаторы, парикмахерские, магазинчики и т.д., — наверное, ВОПАСовцы считают, что это их деньги, а на содержание должны идти средства с билетов, которых у них даже некому продавать. Почему бедный ??!? Потому ...», — пишет другой комментатор. «Ведь даже в Луцке (не считая Ковеля, Камень-Каширского и другие автостанции) ходят мужчины и чуть ли не на пол-автостанции кричат: «Кому на Ровно, Дубно, Шацк?»  Завезут, куда вам надо. И так по всем направлениям, и это явно не водители автобусов, а именно бусов-нелегалов, которые не то что пассажиров не страхуют, но и вообще никаких документов не имеют», — делает вывод другой комментатор.

Да что говорить, когда закрывается автостанция в Шацке, где летом — десятки тысяч туристов, самый денежный, наверное, маршрут. Бал правят, как говорят, частные перевозчики. Государство умыло руки, раздавая льготы налево и направо, а не подкрепляя их конкретными денежными знаками. Сами автостанции становятся бременем для владельцев из-за этих и других нюансов менеджмента. «Будем надеяться, что разве что местные власти распорядится обустроить накрытие вместо автостанции, чтобы люди не ждали автобус под дождем, снегом или палящим солнцем», — констатирует Ольга Черен.

«Если бы предприниматель видел, что автостанция — это выгодно, давно бы с удовольствием выкупил помещение и оказывал услуги, — считает экономист из Луцка Виктор СМОЛЯРЧУК. — Еще в городах можно добиться, чтобы все или большинство покупали билеты в кассе, а в поселках и селах — это малореально. Поэтому и садится на автостанции треть пассажиров на данный рейс, и то половина из них — льготники. Другие ждут автобус за поворотом автостанции, частные перевозчики давно стараются не брать пассажиров с билетами, так какой смысл держать кассиров и работать в убыток?.. Здесь выход только один: с одной стороны — обязательные кассовые аппараты в маршрутках или валидаторы, с другой — жесткие штрафы за безбилетный проезд. Вон в Луцке уже более года, как ввели электронные билеты, но и до сих пор половина платит наличными».

Наталья МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ