...когда две нации борются, то белые перчатки нужно сбросить.
Юрий Горлис-Горский, украинский военный и общественный деятель, писатель, старшина Армии УНР

Многогранное развитие

Для Подольского района составили «дорожную карту» трансформаций на ближайшее десятилетие
20 сентября, 2019 - 10:32
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Напомним, «День» сообщал о запуске в Киеве проекта «Интегрированное развитие городов в Украине» и успехи в нем других украинских городов в материале «Создаем город для... жизни» (№192 от 24.10.2018 г.)

Как и обещали представители немецкой правительственной компании Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GMBH, в сентябре 2019 года концепция почти готова. Сейчас идет последний этап — обсуждение с жителями пилотного Подольского района и внесение предложений. «День» ознакомился с проектом и рассказывает о его основных положениях.

ВЫРАСТИТЬ И СПЛОТИТЬ ОБЩЕСТВО

По разным сценариями, до 2031 года в Подольском районе (а это не только Подол, но и  Ветреные Горы, Виноградарь, Куреневка, Мостицкий, часть Нивок, а также Рыбацкий полуостров) будет жить от 246 до 264 тысяч человек. Поэтому приоритетными направлениями в концепции определены доступность и качество образовательной инфраструктуры, обеспечение молодых семей жильем и комфортными условиями для жизни. За это время вырастет нагрузка на экономически активную часть населения, поэтому еще один приоритет — экономическая занятость пожилых людей и адаптация городской среды к их потребностям.

По прогнозам, рождаемость будет уменьшаться, при этом в каждом из микрорайонов не хватает по несколько тысяч мест в школах и детсадах. Поэтому рекомендуется построить до 2031 года 8 школ и 21 детмад на Виноградаре, 4 школы и 9 детсадов на Куреневке и 3 школы и 7 детсадов на Подоле. Также авторы призывают перестраивать сеть внешкольного образования, дать доступ к ней и детям, и взрослым. Мощным партнером в этих вопросах может стать Киево-Могилянская академия.

Концепция интегрированного развития предлагает обновить центры социального обслуживания, расширить спектр услуг для разных социальных групп. Один из советов — открыть приют для бездомных и социально незащищенных слоев населения. Здесь должны предоставлять услуги дневного и ночного пребывания, а также санитарные, социальные, медицинские, юридические, образовательные услуги, помощь с поиском занятости, психологическую помощь.

Важной для активного привлечения жителей к жизни района является идея многофункциональных общественных центров. Это может быть Офис интегрированного развития района на Притиско-Микольской улице, Библиотека дружбы народов или кинотеатр имени Шевченко. Приобщиться смогут и разнообразные институции района — от государственных до коммерческих. В таком центре жители и общественные организации смогут обсуждать важные локальные вопросы, получать консультации, проводить тематические мероприятия. По мнению авторов, следует возобновить районные рады и расширить полномочия РГА для развития самоуправления в районе, приобщать как можно больше жителей на ранних этапах подготовки решений. Среди предложений — обучение по гражданским компетенциям для горожан и практике взаимодействия с обществом для служащих.

Концепция также предусматривает формирование предпринимательской эко-системи в районе, развитие инновационных видов деятельности, продвижение креативных индустрий, поддержки молодежного предпринимательства, стимулирования малого и среднего бизнеса (в частности в сфере обслуживания) в микрорайонах.

ПРИТОРМОЗИТЬ ТРАФФИК

Возобновились работы на Подольско-Воскресенском мостовом переходе. Жители, специалисты и активисты активно дискутируют о том, как траффик по нему изменит Подол, в частности Нижний и Верхний Вал. Концепция говорит «нет» транзиту через Валы, предлагает реконструировать их как бульвар с зелеными средними, автобусными и велосипедними полосами и несколькими наземными пешеходными переходами. Трансформация ждет и Набережно-Хрещатицкую и Набережно-Луговую — с автомобильного шоссе в комфортные улицы, соединяющие Подол с набережной.

По мнению авторов, дорожную сеть Подола следует реорганизовать: без улиц с односторонним движением и тупиков, но с зоной спокойного траффика до 30 км/час. Предусматривается минимизация автомобильного транзита и упорядочение хаотического паркинга через оплату и контроль.

Среди транспортных положений концепции  — велодорожки и новые станции велопроката, 5 транспортно— пересадочных узлов внутри района и 3 на периметре, 3 перехватывающих паркинга, 10 новых переходов через железнодорожные пути, регулируемые въезды на Подол. Речь идет также о линиях рельсового транспорта Троещина-Подол-вокзал и Минский масив-Подол-Выдубичи как более дешевые альтернативы метро. Что касается последнего — упомянуто лишь продолжение зеленой ветки на Виноградарь, которая сейчас строится. Вскоре будет презентован более детальный план постоянной городской мобильности района, разработанный одновременно с общей концепцией.

Еще один акцент сделан на развитии и доступности набережных на Старом Подоле и Рыбацком полуострове как центров притяжения и киевлян, и туристов, ведь, по мнению авторов, Днепр необходимо реинтегрировать в городское пространство. Нужно заняться и восстановлением и благоустройством подольских озер, экологическая ситуация вокруг которых угрожающая. Необходимо разработать программу по очистке, стабилизации, восстановлению и возвращению озеленения холмам на юго-востоке от Подола и в соседнем Шевченкивскому районе. Следует оберегать и другие зеленые зоны от вырубки и застройки, дополнить их коридорами бульваров. Среди других предложений экоблока — действенный мониторинг состояния окружающей среды, раздельный сбор отходов и построение мусоросортировочной станции в районе улицы Газопроводной и проспекта Правды, реконструкция сети водоотвода, дождевой канализации, очистительных сооружений на Днепре.

РЕВИТАЛИЗИРОВАТЬ ДОМА И ЗАВОДЫ

Важный элемент концепции — обновление и осовременивание жилых кварталов, а также изменение функций уже неработающих промышленных объектов, которых немало в Подольском районе. Советские микрорайоны требуют модернизации, нового зонирования и четкого дизайна, с учетом озеленения, организованной парковки и так далее.

По мнению авторов концепции, существующие в районе ДПТ нужно пересмотреть в соответствии с новыми потребностями, демографическими прогнозами и более современным городским дизайном. Большинство начатых строительств придется интегрировать, но все еще есть немало возможностей повысить комфорт среды через малый девелопмент и открытые архитектурные конкурсы. Важно поддерживать ОСМД и другие объединения соседей.

Большой потенциал имеет частично заброшенная промышленная зона, которую понемногу осваивают заново. Эта территория должна иметь смешанное пользование: где-то треть — жилье, остальное —  торговля, услуги, офисы IТ и других компаний, площадки для креативного класса. Важно при создании новых микрорайонов формировать там четкую уличную сеть, которая будет интегрироваться в общегородскую канву. Концепция рекомендует усилить роль Кирилловской улицы (бывшей Фрунзе) как важной районной артерии и субцентра смешанного использования.

СОХРАНИТЬ НАСЛЕДИЕ

Команда, работавшая над концепцией, убеждена: только сильная защитная регуляция и ефективний контроль могут сохранить исторические здания, ансамбли, археологические памятники или исторические парки, которыми богат Подольский район.

Для этого нужно хорошо поработать над определением исторической ткани района и самых ценных элементов, определить механизмы охраны существующего историко-культурного наследия и восстановления или ремонта, где это нужно. Предлагается также существенно расширить перечень объектов историко-культурного наследия столицы, параллельно активизировав их в городской жизни. Есть идеи по реконструкции исторических ансамблей, вомсстановлению нескольких зданий, градостроительным конкурсам и освоению недостаточно активных территорий (наподобие Кожемяцкой площади около Воздвиженки или пространства между Житним рынком и автостанцией «Подол»), по созданию системы открытых пространств и обзорных площадок и тому подобное.

Культурно-туристическая составляющая концепции предусматривает формирование комитета культурных советников при соответствующем департаменте РГА, разработку культурной, событийной, туристически управленческой стратегий для целого района, сетирование культурных учреждений, разработку прогулочных, туристических, спортивных маршрутов с необходимой инфраструктурой. Сверхважна в этом секторе и коммуникационная работа — с правильными и понятными месседжами для разных целевых аудиторий как в районе, так и за его пределами.

* * *

Финальную версию с учтенными замечаниями общественности, скорее всего, представят в КГГА в конце октября, после чего для претворения концепции в жизнь ее должна утвердить Киеврада. Ознакомиться с полной версией можно на Фейсбук-страничке проекта, а подать замечания следует до 24 сентября на почту giz.podil.communication@gmail.com.

Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ