... Все были готовы на жертвы, знали, что не сегодня-завтра их уничтожат, но их волновало прежде ли знать мир об этом, или мир что-то скажет? .. И вторая проблема - еще более духовная: будет кому помолиться за всех, кто погиб?
Александр Быковец, священник

Не останавливаться в саморазвитии

В Виннице со следующего года заработает Центр неформального образования для взрослых
21 октября, 2020 - 10:45
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОО «ЦЕНТР ПОДОЛЬЕ-СОЦИУМ»

Бизнесвумен с многолетним стажем Виктория ЛУКАШОВА два года назад прошла курс по развитию собственного дела от ОО «Центр Подолье-Социум». Полученные навыки и связи с коллегами-предпринимателями помогли ей не только освоить новые инструменты диджитал-маркетинга, но и выйти на новый уровень в продажах. Сейчас она изучает бизнес-английский и активно занимается продвижением своего бренда в интернете, что позволяет привлекать все больше клиентов. Признается, что полученных в университете еще в 1990-х годах знаний и навыков уже недостаточно для того, чтобы быть конкурентным на рынке. Сейчас для того, чтобы держать баланс в сложных жизненных ситуациях и противостоять экономическим, политическим, культурным и даже коронавирусным вызовам, следует постоянно продолжать образование и саморазвитие, а не останавливаться, получив аттестат или диплом. К счастью, сейчас есть много курсов бесплатных и платных, онлайн и офлайн, которые помогают развивать не только профессиональные, но и личностные «скиллы». Однако, как отмечает Виктория, было бы хорошо, если бы взрослый человек имел возможность получить спектр услуг так называемого неформального образования в одном месте, в удобное время и гарантированного качества.

Собственно, удовлетворить эту потребность в винницкой громаде призван Центр образования взрослых. Его создают в сотрудничестве с Винницкой городской радой, общественной организацией «Центр Подолье-Социум» и неправительственной организацией «Немецкое объединение народных университетов». На днях между сторонами состоялось подписание меморандума о партнерстве. Документ подтвердил готовность сотрудничать в сфере развития неформального образования для взрослых в Виннице.

«ОХВАТИТЬ ГОРОД И СДЕЛАТЬ УСЛУГИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОСТУПНЫМИ»

Согласно договору, проект объединит библиотеки города, хаб Винницкого государственного педагогического университета им. М. Коцюбинского, центры подростковых клубов и офисы партнеров ради общей цели — предоставлять образовательные услуги для взрослых. И речь идет не только о professional skills, но и о soft skills и civic skills, отмечает заместитель общественной организации «Центр Подолье-Социум», координатор проекта «Центр образования взрослых в Виннице» Анна МОРГУН. По ее словам, центры образования взрослых при поддержке «Немецкого объединения народных университетов» (DVV International в Украине «) уже созданы и активно работают в как минимум пяти громадах. В Сумах и Полтаве их развернули на базе университетов, курсы проходят после обучения студентов, то есть в вечернее время. Во Львове обустроили при библиотеках, которые переоснастили в коворкинг. Винница решила смиксовать и объединить в этом проекте разные учреждения, которые так или иначе оказывают образовательные услуги, формальные или неформальные.

«Когда мы начали работать в этом проекте, то первый вопрос, который встал, это помещение. Поэтому мы разработали собственную модель и вышли на то, что в первый год (а сам проект рассчитан на три года) привлечем несколько библиотек, расположенных в разных микрорайонах, офис нашей организации и хаб педуниверситета. Это позволит фактически охватить город и сделать услуги неформального образования доступными для винничан, потому что филиалы центра будут расположены в каждом микрорайоне, рассказывает Анна. Центр будет рассчитан прежде всего на социально незащищенных людей (но одновременно открытым для всех желающих). Сейчас мы рассматриваем пять целевых групп, а именно: молодые мамы в декретных отпусках, люди с инвалидностью, внутренне перемещенные лица, участники и участницы АТО / ООС и люди предпенсионного возраста. Для них рассматриваем возможность бесплатного обучения. Но понимаем, что это дискуссионный вопрос, потому что люди не всегда бесплатный продукт воспринимают как качественный — кроме того, бесплатная услуга порождает безответственность: хочу иду, хочу не иду. А когда человек платит за курсы, то она ходит в любом случае, иначе теряет свои средства.

Поэтому бесплатная услуга — это как вызов. С одной стороны, мы хотим предоставлять доступные образовательные услуги, но в то же время уже сейчас размышляем над моментами, как не вызвать потребительское отношение. Другим вызовом является коронавирус и карантин, которые могут повредить нашей работе. Хотя мы изучали опыт действующих центров в Украине, которые довольно успешно работают в интернете. Главное — поставить этот процесс, как говорится, на колеса и наладить коммуникацию в группах. Рассчитываем, что они будут небольшие, по 12—15 человек. Формировать первый набор начнем со следующего года. Ориентируемся на протяжении первого года охватить услугами неформального образования до полутысячи винничан».

«60% ОПРОШЕННЫХ ПЛАНИРУЮТ ПРОХОДИТЬ КАКОЕ-ТО ОБУЧЕНИЕ»

В рамках проекта общественная организация «Центр Подолье-Социум» уже провела исследования образовательных потребностей винничан, которое легло в основу создания и наполнения учебными методиками и курсами будущего Центра образования взрослых в Виннице. Проводил его Донецкий институт социальных исследований и анализа. Как сообщил директор института Владимир КИПЕНЬ, в ходе исследования было опрошено 42 респондентов из пяти выделенных фокус-групп: пенсионеры, внутренне перемещенные лица, участники АТО / ООС, люди с инвалидностью и молодые мамы. Также проведено 15 глубоких интервью с представителями / представительницами местной власти, общественных организаций, бизнеса, центра занятости, образовательных платформ. Еще почти 300 респондентов прошли анкетирование. Всего к исследованию присоединилось более 350 винничан. И как отмечает социолог, первое, что подтвердило необходимость создания центра, оказалось, что 56% опрошенных признались, что их работа не соответствует той или иной степени полученному формальной образовании. То есть работают они не по специальности, которую получили в вузе.

Наибольший разрыв между полученным образованием и выполняемой работой — в возрастной группе 35—49 лет, говорит Владимир Кипень. 74% опрошенных утверждали, что за последний год проходили неформальное обучение вне формальных учебных заведений. Три четверти винничан, которые проходили в течение года дополнительное обучение той или иной степени интенсивности и качества, показали существенный показатель потребности в неформальном образовании. Преимущественно получали новые знания через профессиональные конференции, семинары, тренинги, программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации по рабочим профессиям и курсы для получения новой профессии. Невовлеченность в каких-либо формах объясняли по-разному. В основном по личным обстоятельствам или финансовой несостоятельности.

Вместе с тем социолог отметил, что большая половина занимается самообразованием. Популярными способами являются обучение через современные компьютерные технологии, онлайн-образование в формате аудио- и видеозаписей, найденных в интернете (29%), онлайн-обучение с использованием компьютера (23%), через открытые мастер-классы, вебинары, онлайн-трансляции (20%). Новыми знаниями по радио и ТВ овладевают 21% всех опрошенных. В этих способах часто сочетается неформальное образование и самообразование. Значительно реже жители учатся через непосредственное посещение образовательных и просветительских мероприятий в центрах обучения, учебно-информационных центрах, библиотеках, клубах.

«Вместе с тем социологический опрос показал наличие сформированной у большинства взрослых установки на непрерывное обучение: 60% опрошенных заявили, что в ближайшие 12 месяцев планируют проходить какое-то обучение. А это уже серьезный аргумент для дальнейшего развития неформального обучения в городе, отмечает Владимир Кипень. Молодые люди в возрасте 20—34 лет имеют большую мотивацию к дополнительному обучению, чем старшее поколение (65% против 40%). В то же время существует зависимость между уровнем материального благополучия опрошенных и желанием пройти какое-то обучение. Доля ориентированных на обучение среди категорий людей с достатком выше среднего и более обеспеченных фактически вдвое превышает таких среди малообеспеченных».

«СОЗДАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ, ЧТОБ НА НЕГО ПОШЛИ ЛЮДИ»

Отдельный блок опроса был посвящен приоритетным сферам, в которых жители заинтересованы улучшить или обновить свои знания, подкачать «скиллы». Большинство респондентов озвучили, что стремятся освоить новейшие технологии, пользования компьютером и интернетом, получить финансовые инструменты (интернет-банкинг, кредиты, депозиты), узнать новые правовые и юридические вопросы, гражданское образование. Из образовательных курсов профессиональной направленности чаще всего выбирали: работу в интернете (28%), создание и ведение бизнеса (21%), маркетинг и продвижение товаров и услуг (19%). Заметным был запрос на личностный рост: публичные выступления (25%), духовное развитие (24%), стресс и его преодоление (22%), общение в семье (21%), коммуникация и диалог (20%), тайм-менеджмент (19%) и др. Согласно всем этим запросам и будут наработаны учебные программы в центре, отмечает Анна Моргун.

«Сейчас мы на этапе разработки учебных продуктов, которые условно объединяем по направлениям: повышение профессиональных навыков, личностный рост, психология взаимоотношений и коммуникация. В соответствии с этим будут разработаны курсы по ораторскому мастерству, диджитал-маркетингу, графическому дизайну, бизнес-английскому, — рассказывает координатор проекта «Центр образования взрослых в Виннице». — И здесь мы также открыты: ищем провайдеров, профессиональных коммуникаторов, которые готовы предоставлять такие услуги и умеют работать с аудиторией. За десять лет нашей работы мы уже сформировали определенную базу тренеров и имеем наработанные и апробированные программы. Но это где-то треть от потребности. Поэтому большую часть разрабатывать приходится с нуля по запросу нашей аудитории. И кроме того, если мы будем учитывать обратную связь — а мы будем, то вполне вероятно, что программы будут меняться уже во время учебы. Главное для нас — создать качественный продукт, чтобы на него пошли люди и имели мотивацию к обучению».

«ЕСЛИ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ» БУДЕТ ПРИНЯТ, ТО ГОСУДАРСТВО ХОТЯ БЫ ГЛОБАЛЬНО ПРИЗНАЕТ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬИ НЕОБХОДИМОСТЬ ЭТОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Региональный директор DVV International Беттина БРАНДТ во время подписания меморандума о сотрудничестве с Винницкой городской радой и ОО «Центр Подолье-Социум» отметила, что образование — это процесс всей жизни. Он призван принести большую пользу для общества, расширить доверие в обществе, даже улучшить экономику. В качестве доказательства привела пример того, каким образом организовано образование для взрослых в Германии, где 80% средств на образование для взрослых вносят частные лица — в основном работодатели, которые заинтересованы в получении новых компетенций своих работников. В целом, по ее словам, в стране более 60% взрослых посещают различные курсы, профессиональные или личностные. А для мотивации низкоквалифицированных работников к обучению и стимулирования к продолжению обучения установлены премии за сдачу промежуточных и выпускных экзаменов.

Не менее интересным оказался опыт соседней Польши, где хорошо налажено сотрудничество с отраслевыми профессиональными советами в сферах здравоохранения, строительства, финансов, туризма, моды, интернет-технологий и др. Они сотрудничают с учебными заведениями и рынком труда для того, чтобы компетенции, которыми обладают взрослые, отвечали потребностям работодателей. Еще одним стратегическим подходом Польши, который направлен на расширение участия стейкхолдеров, является поддержка народных университетов. Их сеть состоит из некоммерческих организаций провайдеров образования взрослых, причем в сельской местности.

Украина же на сегодняшний день остается одной из немногих европейских стран, в которой нет полноценного законодательного обеспечения развития образования взрослых. Единственная норма, регулирующая вопросы образования взрослых, — это статья 18 Закона Украины «Об образовании». Но она, как отмечает Анна Моргун, содержит мало конкретики, потому что не содержит механизмов взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами. Вместе с тем законопроект о «Об образовании взрослых» уже два года ходит по властным кабинетам. Хотя именно он мог бы побудить подставить плечо взрослым, которые хотят учиться, и обязать оказывать этому образованию бюджетную поддержку — государственную, местную или с частичным вкладом самих взрослых.

«Если закон «Об образовании взрослых « будет принят, то государство хотя бы глобально признает целесообразность и необходимость этого образования. Вполне логично, что формат этого процесса должен опираться на опыт действующих центров, работающих в сфере неформального образования. Ведь общественные организации уже разработали модели и показали, как это работает. Государству нужно только подхватить и ввести во всех городах, — говорит Анна. — Наша актуальная задача — дать толчок взрослому человеку, что можно и нужно учиться, что это может повлиять на жизнь. Иногда взрослому человеку сложно признать, что он требует новых навыков и знаний. Для этого должно хватить ответственности перед самим собой, осознания, смелости, и это еще один вызов для нашего общества. Нужно сломать стереотип, что в нашей стране учатся только дети и студенты. Учиться никогда никому не поздно».

Олеся ШУТКЕВИЧ, «День», Винница
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ