Красота — это бесконечность, выраженная в законченной форме.
Фридрих Вильгельм Шеллинг, немецкий философ

Не следует противопоставлять эстетическое и патриотическое воспитание!

6 июня, 2003 - 00:00


Во врезе к статье «Интеллектуалка или классная дама?» («День», 4 апреля 2003 г.) доктора филологических наук, профессора Национального университета «Киево-Могилянская академия» Веры Агеевой отмечается, что редакции газеты хочется «чтобы те, кто решит откликнуться на публикацию, не подвергались эмоциональному увлечению, а вели дискуссию по существу. Ведь ее цель — поднять уровень образования наших детей». По-видимому, никто не будет возражать против этого желания. Однако статья «Интеллектуалка или классная дама?», как и ее предшественница «Эстетика или идеология?» («Диво-Слово». № 1, 2001 г.), написаны страстно.

Уважаемая Вера Агеева невидимыми внутренними мотивационными пружинами пытается заставить поверить ей, воспринять ее суждения как свои, и именно так, как она, понимать проблему преподавания литературы и воспитания школьников.

Не возражаю: с интересом читал обе статьи на одну и ту же тему, в них чувствуется неординарное размышление, неравнодушное осмысление реальной ситуации. Это — подкупает, побуждает с уважением относиться к их автору. Но освободимся от словесного плена Веры Агеевой. Спокойно, вдумчиво прочитаем написанное и ... почувствуем скрытые морально-психологические капканы, в которые нас заманивают.

Вне всякого сомнения, следует «учитывать эстетическую ценность произведений и читательскую привлекательность для школьника», но в то же время, по нашему убеждению, при формировании школьных программ по литературе нужно исходить из потребности воспитания национально сознательных граждан украинской Украины. Возможно, Вера Агеева не против принципа «патриотическое воспитание», но почему ее так смутило, что «на волне патриотической экзальтации начала 90-х. ...советский патриотизм быстро заменили украинским»?! Возникает вопрос: в Германии, Польше, России, Франции, Чили патриотов каких государств воспитывают? По- видимому, комментарии излишни. Так почему в Украине не должны воспитывать украинских патриотов?! Понятно, что это нужно делать тактично, профессионально, мудро, чтобы не калечить, а одухотворять юные сердца высокими моральными чувствами любви к родной земле, к Украине. Такая педагогическая практика должна вытекать из идеологии создания украинской Украины, но из- за известной многовекторности (читайте — космополитичности, малороссийской психологии) рулевых до сих пор не сформирована идеология создания независимой, демократической, правовой, социальной Украины.

Последствия коммунистической идеологии и практики так страшны, что даже естественные потребности утверждения гуманистической украинской идеологии вызывают сопротивление у талантливых ученых. Их пугают, раздражают произведения «Не пора, не пора, не пора москалеві й ляхові служить!» (И. Франко), «Бояриня» (Леся Украинка), «Любіть Україну» (В. Сосюра) и др. Профессор В. Агеева призывает «не вводить в школьную программу тексты только за их идеологическую ценность. Не нужно насиловать чувство, не нужно приучать к двойному стандарту». На первый взгляд, правильное мнение. Но ведь о какой «идеологической ценности» идет речь? Об украинской! Не это ли испугало уважаемую Веру Агееву?! Не потому ли она настойчиво навязывает тезис, что «писатели не должны учить любить Родину, армию, вождей, героев и тому подобное»?

В этом предложении, по нашему мнению, смешаны и люди, и кони. Когда говорится о вождях Ленине, Сталине, Кагановиче, Хрущеве, Брежневе, их учениках Щербицком, Маланчуке и многих других истребителях всего национально-украинского и нынешних вождятах, которые продолжают грабить Украину, довели ее до руин, то, понятно, о какой «любви» к ним можно говорить?! Но ведь украинская земля родила сотни, тысячи героев, которые отдали свою жизнь за освобождение Украины из- под российского, польского, турецкого, румынского, венгерского, немецкого ига. На идеалах украинских патриотов и нужно учить школьников любить свою Родину.

Профессор В. Агеева утверждает, что «всегда интересно следить за нюансами какого-то психологического опыта персонажа, за его любовными похождениями, интеллектуальными коллизиями и тому подобное». По-видимому, никто не будет возражать, что это так. Поэтому и нужно выбирать произведения, в которых бы действовали именно такие украинские персонажи, чтобы у них были такие любовные похождения, именно такие интеллектуальные коллизии, которые бы не «насиловали чувства», как это делает ежедневно телевидение в Украине. Подчеркиваю: «в Украине», потому что оно еще не стало по своей сути украинским; это конгломерат русского, американского и даже африканского, который направлен на то, чтобы украинцы не вырастали патриотами, не становились настоящими украинцами, не любили своей Родины. Неужели и школьные курсы по литературе не должны воспитывать патриотов Украины? Неужели любить свою семью, свой народ, свое государство опаснее, чем окунуться в безнациональную «массовую культуру» (агрессивную, насильственную, порнографическую, сексуальную)?!

Разве можно без эмоций воспринимать утверждение профессора Веры Агеевой, что «идеологема служение народу утратила актуальность»? В связи с этим не только констатировать, кричать нужно на весь мир. Но услышат ли? В Украине многие, которых люди избрали на высшие должности, на деле не служат народу, а только гребут под себя, уничтожают все, что называется Украиной — язык, культуру, духовность, экономику. У них, безусловно, отсутствует чувство служения украинскому народу. Так разве школьники с них должны брать пример? По-видимому, не стоит категорически утверждать, что литература никого не научила решать общественно- политические проблемы; она, по мнению В. Агеевой, может научить только одному — понимать красоту.

Если логически мыслить, так именно тот человек, который по-настоящему понимает настоящую красоту, способен решать также проблемы национального создания государства. Поэтому украинскому народу необходимо возвратить национальное историческое сознание, дать, по словам Григория Сковороды, духовный меч как высшую эстетическую, моральную, патриотическую ценность. Святой долг школы — донести до каждого ученика полное гуманистическое содержание украинской национальной идеи, всесторонне раскрыть, показать, что неизменной ее составной сущностью является государственная независимость, самодостаточная ценность личности, развитое национальное самоуважение, хозяйская заботливость, честность, порядочность, патриотизм, взаимопомощь, любовь к ближнему, материальное благосостояние. Человек с такими моральными качествами способен создавать личную Судьбу, отвечать за Судьбу семьи, нации, Украины.

Василий ЛИЗАНЧУК, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедры радиовещания и телевидения Львовского Национального университета имени Ивана Франко, академик Академии наук высшей школы Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ