Если бы вы учились так, как надо, то и мудрость бы была своя.
Тарас Шевченко, украинский поэт, писатель, художник, общественный деятель

О чем рассказывают фрески Софии?

Более семи тысяч посланий со столетним бэкграундом вскоре опубликуют в научном сборнике
25 ноября, 2020 - 19:49
НАСТЕННЫЕ НАДПИСИ ТЩАТЕЛЬНО ИЗУЧАЮТ УЧЕНЫЕ, ПЕРЕВОДЯТ ЗАШИФРОВАННЫЕ ПОСЛАНИЯ НА СОВРЕМЕННЫЙ УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Всегда привлекательная, нарядная и чарующая — София Киевская — несмотря на тысячелетнюю историю и многолетнее ее исследование учеными до сих пор сохраняет свою таинственность. Часть этих секретов спрятана в настенных надписях Софийского собора, которым уже по 800, а то и по 1000 лет. Сейчас ученые исследовали 7,5 тыс. таких граффити! Каждое послание имеет свой смысл, историю создания и даже автора. Изучение посланий из прошлого дополняет историю Киевской Руси новыми деталями или же подтверждает те тезисы, которые описаны в летописях.

При этом упомянутое количество надписей в Софии — не окончательное. До сих пор не изученными остаются граффити, которые находятся под слоем масляной краски или под фресками, то есть те, которые физически недоступны для фотографирования и прорисовки. Их анализ — это задача на будущее, когда высокие технологии позволят считать их содержание безболезненно для памятника.

А то, что сейчас известно исследователям Софии, вскоре будет опубликовано в многотомном издании, состоящем из 10 частей и 12 книг. Таким образом, все 7,5 тыс надписей будут введены в научный оборот и станут доступными для ознакомления.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

РАЗРЕШАЛИСЬ ЛИ ТЕКСТЫ НА СТЕНАХ?

О небольшой части изученных граффити недавно рассказал во время виртуального лектория доктор исторических наук, заместитель генерального директора Национального заповедника «София Киевская» Вячеслав Корниенко.

«Если присмотритесь к стенам Софии, то увидите, что они исписаны значками, черточками и рисунками. Невольно задаешься вопросами — это акт вандализма, кто мог это писать, о чем и почему эти надписи остались, почему их во время реставрационных работ не убрали, — спрашивает слушателей пан Вячеслав. — Все эти надписи имеют чрезвычайно большую историческую ценность, так как выполнены 1000—900—800 лет назад. Эти надписи оставляли посетители, заходя в храм, молясь в нем. И эти тексты отражают мировоззрение тогдашнего человека, восприятие им мира и окружающей среды. Такие тексты, рисунки сами по себе являются ценным историческим источником. Другой вопрос — разрешалось ли это делать? Такая деятельность не поощрялась, устав князя Владимира запрещал резку стен. Но учитывая на то, что все памятники средневековья усеяны такими граффити, мы можем только предположить, что при определенных условиях это можно было сделать».

Какими же граффити богаты стены Софийского собора? Несмотря на то, что это храм для молитв, писали здесь все, что считали в то время нужным. Кстати, для создания надписей использовали писала. «Это инструменты, которыми выполнено большинство граффити в Софии и других храмах. Их использовали для написания текстов по вощеных дощечках, но подходили они и для того, чтобы по штукатурке выписывать буквы и делать рисунки», — объясняет историк.

ПОСЛАНИЕ КНЯЗЬЯМ

Самая известная надпись ХІ века извещает о захоронении в Софийском соборе князя Ярослава Мудрого, основателя храма. «Для людей средневековья история воспринималась как что-то священное, стены храма были как страницы книг, и на них считали необходимым оставить важные надписи, — добавляет Вячеслав Корниенко. — В надписи о захоронении Ярослава говорится, что в лето 6522-е, 20 февраля, состоялось успение (спокойная смерть) царя нашего, в воскресенье в неделю мученика Феодора. Хотя здесь не упомянуто имя князя, но, сопоставив эту надпись с летописным сообщением, историки пришли к выводу, что речь идет именно о Ярославе Мудром».

Кроме новостей о смерти князей, оставляли тогдашние киевляне и записи-проклятия в сторону тех, кто чем-то прогневал или разочаровал народ. Так, о князе Ростиславе (сыне Всеволода и внуке Ярослава) ученые нашли граффити со словами «Да не будет принят Ростислав в Царствие небесное» (ученый переводит слова со староукраинского языка на современный). Еще одна запись об этом же князе запрещает поминать его.

«Почему же киевляне так не любили князя Ростислава? Летопись сообщает, что он умер в мае 1093 года — князь участвовал в борьбе против половцев, в битве с ними Ростислав, отступая, утонул в реке Стугна. Как сообщает летопись, все киевляне были опечалены этим. Его с торжествами похоронили в Софийском соборе, но мы видим надпись-проклятие, а затем надпись того, кто читал этот текст и стер дату смерти, чем ликвидировал возможность поминания этого князя. Почему? Ответ на этот вопрос дает Киево-Печерский патерик, в частности легенда о чудотворце Григории, — рассказывает исследователь. — Когда княжеские войска стояли неподалеку от переправы возле Выдубицкого монастыря, князь Ростислав был там, Григорий спустился набрать воды. Солдаты начали издеваться над старым монахом, оскорблять его. На что Григорий ответил, что им следует покаяться, ибо примут смерть от воды вместе со своим князем. Князь разозлился и приказал утопить чудотворца, но пророчество сбылось. За убийство печерского монаха не все киевляне с сожалением отнеслись к смерти князя».

ЦЕРКОВНЫЕ ГРАФФИТИ

Религиозная власть тоже нашла отражение в настенных граффити. Так, есть надпись о том, что 12 февраля 1051 года, а тогда как раз состоялся собор епископов, первым митрополитом-русином был избран по настоянию князя Ярослава — Иларион. Об этом и сообщает автор надписи.

Несколько иного характера есть упоминание о митрополите Кирилле ІІ, который возглавлял церковь во времена послемонгольского нашествия, — о его погребении в Софии. Кстати, доказать факт, что Кирилл ІІ действительно похоронен в соборе, удалось относительно недавно современной исследовательнице Надежде Никитенко.

«Были и надписи простых мирян, как то: «Святой Пантелеймон, помилуй раба своего Мартина», — рассказывает Вячеслав Корниенко. — Этот Мартин — очень интересная личность. Он сделал пять надписей в Софии и два в Кирилловской церкви, это было установлено после исследований особенностей выполнения этих граффити. Мартин происходил из семьи софийского священника Семьюна и Анны, назван был в честь Папы Римского — Мартина Исповедника, который был очень уважаем в Херсонесе в то время, когда князь Владимир захватил город. Родился Мартин на начале XII века, подобно многим поповским детям пошел по стопам отца. Начал служение свое в Софийском соборе, а когда была построена Кирилловская церковь и основан монастырь, Мартин был переведен на новое место служения — в Кирилловскую церковь».

Так что иногда исследователям удается не просто растолковать надпись, но и установить их автора. Например, надпись «Киприан, красив ты, сколько мне еще зря распаляться», скорее всего, выполнила женщина по имени Елена. Граффити выполнено на фреске, где изображена Святая Елена. Возможно, просила влюбленная помочь любовным делам свою покровительницу.

«Не вписывается ни в какие рамки надпись — «Симьюну не люба борода рыжая». Возможно, этот Симьюн очень хвастался своей рыжей бородой, о чем автор сделал запись на фреске. Еще одна форма граффити — покаяние, когда человек называет грех, за который он раскаивается, и просит Господа о помощи. Есть даже детские граффити, то есть выполненные детьми, например, есть надпись с изображением азбуки, — добавляет историк. — Вообще, такое большое количество граффити свидетельствует о том, что люди были грамотными, а результаты их обучения мы можем видеть на стенах».

Подробно настенные надписи в Софии изучал Сергей Высоцкий, посвятив этому около 30 лет исследований. Сейчас его путь продолжает Вячеслав Корниенко. Без специальных знаний растолковать послание из прошлого нам вряд ли удастся, но попробовать можно?

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ