Каждый народ может только тогда духовно и физически развиваться и расти, если его граждане пользуются полной свободой совести, мысли, слова и собраний.
Михаил Сорока, украинский политический деятель, диссидент, член ОУН

Об украинских инвестициях в будущее Болгарии

В память Лидии Драгомановой-Шишмановой
9 февраля, 2017 - 10:16

Даже не имея собственного государства, украинские культурные деятели и просветители оказывали сильное влияние на жизнь Европы. Об этом, в частности, свидетельствует пример выдающегося украинского культурного и общественного деятеля, историка и публициста Михаила Драгоманова. В книге Библиотеки «Дня» «Сестра моя, Софія...», которая была представлена в прошлом году, об огромном значении для болгарской культуры, которое имело многолетнее пребывание Михаила Драгоманова в Софии, рассказывает в своей статье филолог, переводчик, заместитель председателя Союза украинских организаций Болгарии Антонина Якимова. Драгоманов создал в Софийском университете свою школу с многочисленными учениками-последователями, он пользовался благосклонностью царя Фердинанда и давал ценные советы представителям болгарской политической элиты, а после смерти оставил уникальную библиотеку. Однако не в меньшей степени заслуживает внимания и дочь Драгоманова — болгарская писательница, журналистка, театральный и музыкальный критик, переводчик, общественный деятель Лидия Драгоманова-Шишманова. О ней — в статье Антонины Якимовой, взятой с ее страницы в «Фейсбуке».

80 лет назад в Софии умерла Лидия Драгоманова-Шишманова, старшая дочь известного украинского ученого Михаила Драгоманова и жена болгарского ученого Ивана Шишманова.

Высокообразованная, культурная, с европейским мировоззрением, Лидия Драгоманова вела активную общественную деятельность в Болгарии, занималась научной работой, литературными переводами. Благодаря своей многогранной деятельности Лидия воспринималась в Болгарии как институция.

Лидия Драгоманова родилась 17 октября 1865 года в Киеве, в семье Людмилы и Михаила Драгоманових. В пятилетнем возрасте выехала с родителями за границу (научная командировка отца), где прожила три года: год в Германии и два — в Италии. В восемь лет разговаривала на украинском, русском, немецком, французском и немного на итальянском языках.

Из-за запрещения царским правительством преподавать в украинских университетах в 1876 г. Михаил Драгоманов вынужден был навсегда оставить Киев и выехать за границу, сначала в Вену, а осенью 1876 г. ученый с семьей прибыл в Женеву.

В Женеве Лидия Драгоманова получила среднее образование, посещала занятие частных профессоров, училась в Женевском университете на филологическом факультете. Прошла полный курс сравнительной истории литературы, посещала лекции по философии. Изучала историю искусства, стиль и композицию, декламацию. Училась музыке (класс фортепиано) в частной консерватории. Училась пению у госпожи Силлем, ученицы известного профессора Стокгаузена. Лидия обладала сильным драматичным меццо-сопрано. Увлекаясь музыкой, Лидия изучала партитуры, пела арии, партии некоторых опер. Диапазон ее голоса — от нижнего «ля» до верхнего «до». Большое влияние на Лидию и ее образование оказывал отец — Михаил Драгоманов, которого она считала «учителем своей жизни». Швейцарию Лидия считала «своей второй отчизной, потому что там выросло и там оформилось окончательно мое скромное я».

Переводческую деятельность Лидия Драгоманова начала в 1885 г. с перевода на французский язык «Марусі» Т.Шевченко. Впоследствии Михаил Драгоманов поощрил Лидию перевести на французский язык болгарские религиозные легенды. Они были опубликованы в 1888 г. во французском журнале «Melusine» с предисловием и комментариями М. Драгоманова. По настоянию Эрнеста Леру в 1896 г. в Париже Лидия издала болгарские религиозные легенды отдельной книгой.

В конце февраля в 1886 г. состоялось знакомство М.Драгоманова с болгарскими студентами И.Шишмановым и И.Георговым, которые приехали на учебу в Женевский университет. По просьбе Н.Добрева, который давал частные уроки Лидии и задержался еще в Болгарии, они посетили украинского профессора и передали приветствие от своего друга. Впоследствии Иван Шишманов познакомился с Лидией. В университете они даже слушали вместе некоторые лекции по литературе и философии.


ФОТО С САЙТА WIKIMEDIA.ORG

Иван Шишманов, через год после знакомства с Лидией, в одном из писем рассказал, с какими эмоциями они шли на первую встречу с таким выдающимся человеком, как Михаил Драгоманов. Добрев столько всего рассказал им о Драгоманове, что Шишманов был очарован одним его именем.

В «Споминах про Михайла Драгоманова» Лидия рассказала, что в начале знакомства со своим будущим мужем они небольшими компаниями устраивали «чудесные прогулки по окрестностям Женевы, очень часто под руководством отца». Лидия описала экскурсию в дольмен, которую считала знаковой в ее личной жизни: «Это был друидский памятник в Савойе, возле Bonneville.

Весна в том году была очень ранней и теплой. Мы могли отобедать на траве среди леска у того дольмена. Отец вначале представил нам целое изложение о таких памятниках, а затем заставил протанцевать какой-то фантастический танец, то есть «друидиальный», который он сам вел вокруг дольмена, припевая: «Ой не рости, кропе, ой не рости, кропе, та високо, та на березі!» Под руководством отца мы, таким образом, протанцевали хоровод в честь весны и фольклора.

Позже я часто говорила отцу, что он там, у дольмена, что-то наколдовал: если я вышла замуж за Шишманова, то причиной этого стал отец и его весеннее пение возле дольмена».

28 декабря в 1888 г. влюбленные обвенчались в Софии, в церкви «Крал Стефан» (сейчас «Света Неделя»). Лидия переехала из Женевы в Софию, где в то время работал Иван Шишманов. Образцом для наследования в семейной жизни для молодых супругов была семья Людмилы и Михаила Драгоманових, об этом лично Иван Шишманов написал Людмиле Драгомановой, поздравляя ее с днем рождения в 1889 г.: «Как мне лично хотелось поздравить с праздником, поцеловать руку и заверить в своей любви и любви моей маленькой, щасливой семьи (части Вашей — и дай бог, чтобы она была во многих отношениях живой копией Вашей), но конгресс меня удерживает...»

По приглашению болгарского министерства народного просвещения 28 августа 1889 г. в Софию прибыл Михаил Драгоманов, который занял кафедру истории в Высшей школе — первом болгарском высшем учебном заведении.

19 ноября 1889 года в семье молодых супругов Шишмановых родился сын — Димитр Шишманов. Роды были тяжелыми, поэтому Михаил Драгоманов помогал, чем мог. Людмила Драгоманова с младшей дочерью Ариадной была еще в Женеве.

В Софии Лидия активно включилась в культурную жизнь болгарской столицы. 12 февраля 1893 г. Лидия Шишманова создала Болгарское музыкальное общество. Алеко Константинов, который присутствовал на учредительных собраниях общества и был избран секретарем, изобразил это событие в стихотворно-юмористической форме. По его словам, собрание состоялись в салоне Лидии Шишмановой и на нем присутствовали около двадцати дам из высшего света. Членами музыкального общества были также Людмила Драгоманова с младшей дочерью Ариадной. Людмила Драгоманова подарила музыкальному обществу сборники с произведениями Николая Лысенко.

В салоне Лидии Шишмановой было основано художественное общество. На выставках этого общества выставляла свои картины Людмила Драгоманова.

Лидия положила начало одному из первых знаменитых софийских литературных салонов, подобных тем, которые организовывали мадам де Сталь и Жорж Санд в Париже.

В 1895 г. семья Драгомановых-Шишмановых пережила тяжелую потерю — 20 июня умер Михаил Драгоманов. В письмах к Эмилю Ролану, отцу французского писателя Ромена Ролана, Лидия Шишманова писала все искренне и откровенно, признаваясь, что рассказывает ему все как отцу: «Вы остаетесь навсегда нашим снисходительным другом и для меня олицетворяете всю мою любовь к тому, кто мне напоминает моего любимого отца, так рано утраченного».

Лидия Шишманова писала критические рецензии на театральные и музыкальные спектакли. Как театральный критик дебютировала в журнале «Български преглед» за 1899 г. статьей о спектаклях труппы «Сълза и смях». В журнале «Свободно мнение» Лидия Шишманова вела две рубрики — Театральную хронику и Музыкальную хронику.

Лидия Шишманова перевела на французский язык много произведений болгарских авторов: «Нова земля», «В недрата на Родопите» И.Вазова, «Братя» Д.Немирова, «Харитининия грях» А.Каменовой, «Майстори» Р.Стоянова, много рассказов Йор. Йовкова и др.

Лидия Шишманова стояла у истоков «Украинско-болгарского общества», первым руководителем которого был И.Шишманов (на фото). Основанное в 1918 г., общество возобновило свою работу в 1926 г. — отмечало годовщины выдающихся украинских деятелей, организовывало украинские вечера, спектакли, концерты. Лидия Шишманова поддерживала постоянную связь с украинскими эмигрантскими организациями Болгарии.

После преждевременной смерти своего мужа проф. Ивана Шишманова в 1928 г. Лидия занимается составлением его незавершенных или неопубликованных произведений. Составила и издала более чем тысячи страниц мемуаристки о своем отце Михаиле Драгоманове и своем муже.

В 1929 г. Лидия Шишманова подарила Семинару сравнительной литературной истории личную библиотеку проф. Ивана Шишманова.

На торжественном годовом чаепитии в 1933 г. поэт Змей Горянин поздравил шутливой поэмой «Пъстроцветен, кокетен, поетен букет. Поема с 16 дамски и 1 мъжка глава» Клуб женщин писательниц по случаю третьего дня рождения Клуба, посвятив каждой писательнице по эпиграмме. Лидия Шишманова первой получила юмористическое поздравление.

Лидия Шишманова активно участвовала в эсперантском движении, была председателем болгарской секции Международной Женской Лиги Мира и Свободы. 3 ноября 1935 г. в Софии, по инициативе Лиги, отмечали 70-летие со дня рождения и 50-летие публицистической и общественной деятельности Лидии Шишмановой. В торжествах приняли участие представители царского Дворца, послы Франции и Чехословакии, представители министерств, научного мира, украинских организаций, писатели, артисты.

Царь Борис ІІІ наградил Лидию Шишманову Дамским Крестом I ст. за заслуги. Награду вручил Ат.Ілиев.

От украинских организаций Лидия Шишманова получила поздравительный адрес и корзину желтых хризантем, украшенную голубой материей.

7 февраля в 1937 г. перестало биться сердце Лидии Шишмановой — украинки, дочери известного украинского ученого Михаила Драгоманова, которая своим трудом содействовала развитию и укреплению украинско-болгарских отношений.

Похороны Лидии Шишмановой состоялись в Софии. В старой церкви Св. Софии при многочисленном участии друзей, официальных лиц, министров и представителей других государств прошла заупокойная литургия, а затем и похороны на Софийском кладбище в семейном склепе Шишмановых.

От украинцев проводил Лидию Драгоманову-Шишманову в последний путь инж. В.Филонович.

Все сказанное о Лидии Шишмановой — это лишь штрихи к портрету. А штрихов так много, что и не обо всех удалось упомянуть. К примеру — переписка Лидии и Ивана Шишмановых на протяжении их жизни. Поэтому хочется закончить выдержкой из письма Лидии к Ивану Шишманову, который в 1926 г. изучал старинные рукописи в Рыльском монастыре: «Я хотела бы знать, находишь ли ты время в Монастыре для прогулок в лесу, или ты наведываешься только к старым книгам и рукописям, которые пахнут плохо, но которые для тебя пахнут «наукой» — любимыми духами старых профессоров».

Антонина ЯКИМОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ