Не могут вести кого-то за собой те, которые не имеют никаких внутренних данных на то, чтобы самих себя повести.
Вячеслав Липинский, украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист

Одиннадцатилетний ребенок... в 8-м классе

Раннее развитие: инвестиции в будущее или компенсация нереализованности родителей?
6 апреля, 1996 - 19:52
СОФИЯ ЗАНИМАЕТСЯ В СТУДИИ «ИНДУСТРИЯ МОДЫ» И В ПРОШЛОМ ГОДУ БРАЛА УЧАСТИЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ ФЕСТИВАЛЕ ЮНЫХ ДИЗАЙНЕРОВ В «АРТЕКЕ». ДЕТИ ПРЕЗЕНТОВАЛИ КОЛЛЕКЦИЮ ОРИГИНАЛЬНЫХ ПИЖАМ (СОФИЯ — СЛЕВА)

Почему одни люди интеллектуально более развиты, чем другие? Этот вопрос особенно актуален для родителей, которые с момента рождения своего ребенка видят в нем все признаки гениальности и мечтают о будущих Нобелевских премиях. Специализированная литература, интернет, осведомленные знакомые дают советы — необходимо заниматься ранним развитием ребенка. В чем его преимущества и какие недостатки? Разговор об этом поведем не с педагогом, биологом или психологом, а с наиболее заинтересованным и компетентным человеком — мамой. Наш собеседник — Маргарита Витрякова, физик-ядерщик, мама Софии — девочки, которая в 11 лет учится в восьмом классе престижного Голосеевского лицея Киева, изучает комбинаторику и углубленно — математику. Девочка любит рисовать, фотографировать, читать и моделировать одежду, в свободное время — занимается в студии «Индустрия моды» и хочет стать модельером одежды.

— Пани Рита, скажите, пожалуйста, как произошло, что вы, физик-ядерщик, заинтересовались педагогикой?

— Я окончила Московский технологический институт по специальности ядерные реакторы и энергетические установки. Но, поскольку мои родители педагоги, первыми педагогическими идеями я заразилась в своей «учительской» среде. Как-то мы пошли с Софией в районную детскую поликлинику. Врач-консультант спрашивает меня: «Сколько вашей дочери? Год? А что она умеет делать? Учитесь читать, считать? Занимаетесь ранним развитием?» Ничего себе! Я думала, что делаю все от меня зависящее для развития своей крошки, а оказывается — мы топчемся на месте? Я задумалась, накупила книжек Глена Домана, Масаро Ибука, прочитала их и поняла: раннее развитие нужно моему ребенку, и в моих интересах приложить все усилия для этого. Поскольку никаких пособий тогда не было в продаже, мне пришлось все карточки для занятий делать самой: журналы, рекламные проспекты, старые открытки из букинистических магазинов — все пошло для дела. Начали с чтения по методике Глена Домана. Результаты были поразительными. Приблизительно за месяц систематических занятий ребенок начал читать (а ей — два года!). Начали расширять ее знания о растениях, животных, марках машин, флагах и денежных единицах различных государств, картинах художников и анатомии... Позже (приблизительно в 2,5 года) начали изучать математику. Но сегодня я понимаю, что это была моя ошибка. Софийке тяжело было переключиться на новую науку. Если бы я начала одновременное развитие дочери во всех направлениях сразу, результаты были бы лучше. Так мы и забросили карточки Домана. Сожалею об этом, ведь, если бы я была такая осведомленная в этом, как сегодня, и делала бы все системно, сегодня мой ребенок мог бы очень хорошо оперировать устно большими числами, как это делают «люди-счетчики». Потом на книжном рынке «Петровка» в продаже появились книги и карточки по методике Зайцева, и мы заполнили прогалины в изучении математики работой с карточками по этой методике. Результатами удовлетворены.

— Существует мнение, что раннее развитие нужно не детям, а тщеславным родителям, которым приятно слышать: «Ваш ребенок умнее всех!» А к какому результату стремились лично вы?

— Я хотела, чтобы ребенок был умным: не просто умел читать, считать, логически мыслить, а чтобы имел развитую память, колоссальную работоспособность и трудолюбие, мог нестандартно мыслить. Это, собственно, и является целью раннего развития.

— Некоторые специалисты считают раннюю спешку в обучении неуместной и такой, которая отбирает детство...

— Это очень распространенная ошибка. Доман, например, считает, что учителя, которые учат чтению 6-7-леток, совершают педагогический подвиг. Научить 2-3-летнего ребенка намного легче. Когда мы говорим, что после трех лет учиться поздно, то имеем в виду не то, что поздно учить буквы и цифры, а то, что поздно развивать свои умственные способности. Термин «раннее развитие» говорит о том, что способности ребенка разовьются раньше и глубже, чем могли бы развиться у него при традиционном подходе. Я специально изучала статистику по этому вопросу, наблюдала за учениками (преподаю факультатив по критическому мышлению в нескольких школах) и могу сказать: раннее развитие закладывает основу будущих достижений человека. Мозг человека начинает развиваться еще до его рождения. Потом, согласно современным исследованиям, развитие клеток головного мозга завершено на 80-90%. Интересно, что 20-летний возраст — точка динамичного равновесия: сколько клеток мозга рождается, столько же и отмирает. Раннее развитие помогает развить мощную способность мозга ребенка, способствует образованию многих ассоциативных связей, что задействует больше синопсов мозга, связей между его клетками. Увеличивается проходимость информации — объем и качество запоминания за единицу времени.

— Но история человечества знает гениев, которые не учились по специальным методикам.

— А сколько людей могли бы стать гениями, если бы их специально развивали в детстве? И кто знает, каких высот гениальности могли бы достичь признанные гении?

— Как восприняло идеи раннего развития старшее поколение вашей семьи — дедушки и бабушки Софии?

— Моя мама всегда была против. Как только мы приезжали к ней в госте (в другой город), занятия по раннему развитию запрещались. Но в чем-то бабушка была права, и за это я очень благодарна... Когда Софии исполнилось пять лет и один месяц, она пошла в первый класс. Через полгода — во второй. Полгода было необходимо для того, чтобы дочь адаптировалась к школе. В пятый класс мы пошли в восемь лет. Сегодня она учится в физмат-классе, и хотя не в первых рядах отличников, но уровень знаний очень хороший.

— Какие были сложности в общении вашего ребенка со старшими по возрасту детьми-одноклассниками?

— Их не было. Мы посещали много кружков, в которых, кроме всего, дочь приобретала опыт общения со старшими детьми. Поэтому сегодня София ощущает себя в классе «в своей тарелке». Она, конечно, дружит не со всеми, но это естественно.

— Как воспринимают вашу дочь учителя?

— Думаю, что сначала педагоги с определенной настороженностью присматривались к новой ученице: восемь лет и в пятом классе! Что это за ребенок? Что умеет? Но относились и относятся так же, как и к другим. Поблажек не делают.

— Назовите наибольшие достижения и наибольшие просчеты в раннем развитии вашего ребенка?

— О достижениях я уже говорила. А просчеты? Я слишком поздно начала писать с ребенком (года три ей было). Теоретики раннего развития (например, Тюленев), подчеркивают важность раннего формирования навыков письма: у Софии в школе рука была недостаточно подготовлена, и это тормозило темпы прохождения школьной программы. Математику мы начали поздно. Об этом я уже говорила. Не получили мы ожидаемого результата в изучении иностранных языков. Но причина достаточно прозаична — материальная. Приходится приглашать для этого специалиста, который стоит недешево. А если учесть, что обычно рекомендуют изучать одновременно несколько иностранных языков, то становится понятно, насколько это серьезное испытание для кошелька родителей. Это позволило сократить срок обучения в школе. 12 лет обучения — это кража детского времени, а время — это наиболее ценный ресурс человека. Очевидно, что тот, кто имеет способности к обучению, сможет усвоить школьный курс за семь-десять лет, а кто-то, учитывая раннее развитие, и намного раньше.

КОММЕНТАРИЙ

Екатерина ОВЧАРЕК, психолог Украинского института позитивной кросс-культурной психотерапии и менеджмента:

— Методики раннего развития позволяют развить в ребенке его умственные способности, память, внимание. Но у каждой медали есть две стороны. На мой взгляд, обратная сторона раннего развития имеет несколько моментов. Первый: побуждая ребенка к занятиям, мы формируем привычку достигать чего-то только тогда, когда тебя кто-то подталкивает к результату. Иными словами, не получишь с полочки пирожок, если тебя никто не подсадит. А можно ведь и самому приложить усилие, подпрыгнув. Это ощущение скачка в результате занятий в раннем детстве может исчезнуть. Второе: раннее развитие позволяет сэкономить время обучения в школе и рационально использовать его для построения карьеры. Но карьера — это не самое главное в жизни. Возможно, смысл жизни эта девочка найдет в семье. Я считаю, что, обучая в раннем детстве, следует идти за ребенком, за его спонтанными интересами. А навязывание — это, с одной стороны, проблемы родителей, их нереализованных мечтаний и идей, а с другой — проблема жизни, гонки, когда нужно все успеть, а времени мало. Не лучше ли почувствовать наслаждение от жизни, прислушиваться к своему внутреннему «я»? У человека есть две основные способности: любить и учиться. И приоритетная — «любить», потому что впоследствии она станет основой для познания, опорой для принятия себя при любых условиях. Кроме того, если человек с детства приучается работать только на результат, то во взрослой жизни для него может стать катастрофической ситуацией недостижение цели. Поэтому я за золотую середину в процессе воспитания и обучения.

Оксана ОНИЩЕНКО, фото из архива семьи Витряковых
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ