Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Подростки выбирают Монатика, Моргенштерна, Зеленского...

Прежде всего — за талант. Что влияет на выбор молодежи и кого в условиях глобализации можно считать талантливым?
20 января, 2022 - 18:09
ФОТО МИКОЛИ ТИМЧЕНКА / «День»

Не секрет, что дети часто напоминают взрослым мягкие губки, которые впитают в себя все, что увидят вокруг. И от того, каким будет этот мир вокруг, какими смыслами и принципами будет наполнен, зависит, какое молодое поколение получим на выходе. Безусловно, роль родителей в этом процессе — ключевая. Что читают их дети и читают ли вообще, чем интересуются, с кем общаются, чем довольны или наоборот в школе и личной жизни — психологи советуют взрослым мониторить абсолютно все эти составляющие детской жизни, чтобы не упустить момент, когда будет поздно.

Конечно, ближайшее окружение, политические перипетии и информатизированный мир тоже накладывают свой отпечаток на формирование детского мировосприятия. Отчасти это демонстрирует исследование, кого из известных людей подростки считают талантливыми. Участники фокус-группы почти единогласно назвали российского певца Моргенштерна; во время количественного этапа больше всего подростков назвали талантливым Дмитрия Монатика. Кроме него, в пятерку вошли Тина Кароль, Илон Маск, Владимир Зеленский и Андрей Шевченко.

Опрос проводился Фондом Дарьи Жолдак совместно с Kantar Украина. Количественно-качественное исследование «Отношение подростков и населения Украины к таланту и креативным индустриям» проводилось в следующие этапы: качественный (онлайновая фокус-группа с подростками, продолжительность 120 минут), количественный (онлайновый опрос молодежи 13-19 лет, 400 молодых людей; онлайновый опрос городского населения Украины 18-55 лет, 1000 человек, в городах Украины, без зоны ООС, АР Крым).

Кроме упомянутых персоналий, которых дети считают талантливыми, упоминаются и современные писатели. Правда, в ответах есть определенные территориальные отличия. «Подростки из Киева и Западной Украины чаще называют талантливыми современников и представителей американской и европейской культур, а на востоке Украины гораздо больше вспоминают литературных деятелей прошлых веков, таких как Александра Пушкина, Льва Толстого, Федора Достоевского, Михаила Лермонтова. 40% не могут вообще назвать никого, на востоке Украины таких оказалось больше всего — более 60%», — отмечают в Фонде Дарьи Жолдак.

«Современные подростки готовы подвергать сомнению устоявшиеся ролевые модели, выбирать и создавать собственные. Отвечая на такие вопросы, молодежь, прежде всего, руководствуется своими ценностями и желаниями. Так, те, кого интересуют деньги, слава, определенного рода бунт, выбирают таких лиц, как Моргенштерн. А те, кому важны инновации, прогресс, миссия, перемены, указывают Илона Маска, Стива Джобса и Коко Шанель», — отмечает психолог Марта Пририз.

В ответах подростков фигурируют также предприниматели и изобретатели: Стив Джобс, Илон Маск и Билл Гейтс, физик Альберт Эйнштейн, певец Майкл Джексон, футболист Лионель Месси, актриса Анджелина Джоли, футболисты Криштиану Роналду и Александр Зинченко, боксер Василий Ломаченко, блогери Ян Гордиенко и Иван Рудский (Иванагай), украинские писатели Лина Костенко, Василь Стус и Иван Франко, актер Богдан Ступка и даже несколько политических деятелей, таких как Уинстон Черчилль, Степан Бандера и Роман Шухевич.

Основные факторы, влияющие на предпочтения подростков, — это социальные сети. В Инстаграме, Тик-Ток, Фейсбуке, Ютубе транслируются новинки музыки, модные тренды, «вирусные» челенджи, в социальных сетях свою жизнь показывают известные блоггеры. Кто показывает интересный и познавательный контент, кто не очень. Но среди подростков очень много любителей как интересного, так и вредного контента. Поэтому главные причины влияния — социальные сети.

В условиях глобализации, я считаю, талантом считается умение человека определиться в жизни, выбрать цель, достичь поставленной цели. Только организованного, ответственного, образованного человека, работающего над собой, можно считать талантливым

Но в топе — совсем другие фигуры, имеющие неоднозначное восприятие в обществе. О чем свидетельствует такой выбор подростков? Талантом считают то, что видят чаще всего с телеэкранов? Какие факторы влияют на то, кого подростки считают талантливыми и что сейчас в условиях глобализации можно считать талантом — мы спросили своих экспертов.


КОММЕНТАРИИ

«С ЧЕМ РЕБЕНОК КОНТАКТИРУЕТ, ТЕМ ОН И НАПОЛНЯЕТСЯ»

Лариса ОСАДЧАЯ, профессор кафедры культурологии и межкультурных коммуникаций НАРККиИ:

— Начну с предыстории. Как отдельная субкультура молодежь возникает в XVIII веке в связи с индустриализацией и осознанием национальными европейскими правительствами необходимости внедрения обязательного образования. Это было необходимо для подготовки фабричных и заводских пролетариев.

Во-вторых, школа «вырвала» детей из-под влияния семьи. В традиционную эпоху, когда доминировал сельский образ жизни и аграрное производство, о такой демографической категории, как «молодежь», даже не могла идти речь. Ее не было. Человек долго, до брака, считался ребенком, а после свадьбы сразу переходил в категорию взрослых — со всей полнотой своих трудовых, семейных, общинных обязанностей. Свободы индивидуум не переживал никогда: то он сам был привязан, то уже зависели от него. Молодежь — это промежуточная, даже маргинальная демографическая группа, которая втиснулась в эту закрытую дихотомию дети/взрослые. На период молодости приходится образовательно-профессиональное самоопределение человека. Молодой человек, выходя из-под директивного влияния родителей и воспитательных институтов, остается юридически подконтрольным только властям на основе гражданства. Молодежь имеет роскошь пользоваться свободой. На этот возраст приходится самая большая часть свободы в нашей жизни.

Это придает исключительное значение молодежной субкультуре как носителю прогрессивных общественных ориентаций, новейших технологических навыков, творческих мечтаний. Собственно, поэтому цель анализируемого исследования — выяснить отношение подростков и населения Украины к таланту и креативным индустриям — очень своевременна, по моему мнению, и правильно адресована.

Что в исследовании вызывает оптимистические надежды? Во-первых, большинство респондентов (62%) считают, что талант является врожденным качеством. Молодые люди, которые считают себя талантливыми, потому что, наверное, имеют сферу активной самореализации, настроены в целом оптимистичнее «теоретиков» и с большим доверием относятся к миру и людям (мнение о врожденности таланта разделяет 75%). Во-вторых, современная молодежь не разделяет негативных стереотипов по отношению к творческим людям, например, что они ненадежны, «всегда голодны», что их сфера деятельности не приносит достаточно средств для жизни, что они имеют плохие привычки или нуждаются в психотропных стимуляторах.

В-третьих, опрошенные подростки считают, что чем больше творчески реализованных людей, тем в целом общество счастливее. И это вполне правильное мнение, учитывая такой социологический показатель, как коэффициент благосостояния, иногда его еще называют показателем субъективного счастья. В аксиологически-мировоззренческой иерархии украинских юношей и девушек ведущее место занимают и нематериальные ценности!

Что, по результатам исследования, вызывает беспокойство? Молодые люди чувствуют поддержку преимущественно от представителей семьи, иногда со стороны друзей и учителей, то есть от ближайшего круга общения. Они не чувствуют своей значимости для общества в целом. А это свидетельствует об узком радиусе доверия в нашей стране, то есть полагаться можно преимущественно на кровных родственников. Незнакомые автоматически воспринимаются как недоброжелатели, чужие...

Сейчас жизнь взрослых проходит в треугольнике «работа/семья/СМИ», потому, как мы видим из количественных показателей данного исследования, и запрос на творческую компоненту в жизни среди взрослых даже выше, чем среди молодежи! А что подростки? Каков их жизненный треугольник? Но нет разницы со взрослыми: «школа/родительская семья/виртуальная экранная культура». Где же здесь уникальность нарратива, на чем прорасти молодежной да еще и творческой субкультуре?

У нас не сформирована традиция массового художественного образования. Есть мощные заведения высшего художественного образования — для самородков. Уроки музыки превратились в полную профанацию, потому что дети во время их не изучают ни нотной грамоты, ни игры на каких-то музыкальных инструментах, они не получают даже слушательского опыта. Их слушательский опыт произвольный — из сети. Поэтому вполне логично, что подростки ассоциируют понятие «творческого человека» с Монатиком, Тиной Кароль, Илоном Маском, Андреем Шевченко. То есть они ассоциируют феномен «творчества» с успехом, а не новизной, не с изобретением новой стратегии футбольной игры, новой техникой живописи, аранжировки музыкальных произведений и т.д., а с экранной состоятельностью, дерзостью, эпатажностью звезды. С чем ребенок контактирует, тем он и наполняется. Убеждена, что студенты-актеры или вокалисты консерватории должны иметь совсем другой пантеон творческих личностей, куда бы входили и Иван Миколайчук, и Мария Каллас.

Возможно, кого-то удивит и огорчит то, с кем молодежь ассоциирует понятие творческой личности. Украинские дети нормальные, отличные и даже по-своему мудрые! Это логическая реакция на аналогичные условия. Ведь радиус их физического освоения мира с каждым годом все уменьшается, а проникновение в виртуальный мир начинается все раньше и становится все глубже. Идет на убыль количество прямых, лицом к лицу коммуникативных контактов, а отсюда и то острое чувство неуверенности, которое юноши и девушки стремятся преодолеть через творчество.

Кружки, музыкальные школы в нашей стране становятся роскошью, поэтому доступ к ним получают преимущественно городские дети из богатых семей. К эстетическому образованию теряет доступ огромная когорта одаренных детей. Для понимания искусства, для умения ценить таланты нужно либо знать историю искусства, либо быть вовлеченным в него как практик. А поэтому в Украине должны продолжать проводиться творческие конкурсы, да и открываться стипендиальные программы и самое главное, но самое утопическое: музыкальная школа и творческие кружки должны быть интегрированы в школьный образовательный процесс.

Таким образом, для творческой самореализации молодежи, для усиления запроса на качественный культурный продукт нужно работать не только с «самородками», а заходить широким фронтом, ведь нужны не только те, кто будет создавать культурный продукт, но и потребительская аудитория с развитым эстетическим вкусом.

«МИЛЛИОННЫЕ ПОСМОТРЫ И ЛАЙКИ — ВОТ ЧТО СЕЙЧАС СЧИТАЮТ ТАЛАНТОМ»

Наталья ФАСОЛЯ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе коммунального учреждения «Винницкий лицей №26»:

— Такой выбор свидетельствует о низком уровне эстетических вкусов, о том, что упущен момент воспитания патриотически сознательной молодежи, который должен начинаться не со школы, а с семьи, садика, а затем продолжаться в школе. К сожалению, украиноязычный молодежный контент не транслируется на популярных телеканалах и медиаресурсах, потому что они принадлежат тем, у кого нет украинской души и кто не будет формировать сознательную молодежь. Факторы, влияющие на то, кого считают талантливыми: собственные примеры, круг общения, семья. Но понятие «талантливый» сейчас подменяется понятием медийности, популярности. Миллионные просмотры и лайки — вот что сейчас считают талантом. Это провоцирует низкопробность и массовую культуру.

По-настоящему талантливые вещи, к сожалению, не становятся популярными среди масс. Грустно, но молодежь не интересуется личностями, действительно делающими что-то талантливое. Чтобы понять это, то есть выбрать самое лучшее для себя, нужно иметь базу знаний, уметь анализировать. К сожалению, досугом молодежи никто не занимается, на это не обращают внимания. Необходимо организовывать, во-первых, содержательные разговоры о выдающихся деятелях с обсуждением; во-вторых, просмотр фильмов с обсуждением; в-третьих, прочтение современных книг с обсуждением. Далее — «живые» встречи с современными украинскими талантливыми авторами и музыкантами. Можно — фестивали украинской культуры. И в конце концов — перекрыть доступ в украинское медиапространство вражеской российской пропаганде и культурной экспансии, являющейся элементом гибридной войны, так или иначе сказывающейся на сознании наших детей.

«ПРОХОДИТ ВРЕМЯ МОНОИДЕОЛОГИИ И ОДИНАКОВОСТИ»

Владимир КВУРТ, экс-председатель города Винники, основатель ОО «Великий Львов», депутат Львовского областного совета, отец четырех детей:

— Каждое поколение стремится сформировать свой взгляд на успех, и это, очевидно, хорошо — как свидетельство непрерывности эволюционной цепочки, как поиск вызовов и ответов жизненного пространства.

Критерии, наверное, остаются постоянными в восприятии успеха — это популярность, власть, средства, признание, восхищение, возможность вырваться из обыденного, серого тумана обязательности.

Каждая среда поднимает своих лидеров: или бизнес на страницах Forbes, или рейтинг и яркая победа в спорте, или творческий триумф, или пример духовного величия.

Не стоит и иметь иллюзий в информационную эпоху относительно механизмов подъема на Олимп признания, относительно роли рекламы и продвижения. Скорее, вопрос молодого человека: «Какова моя природа успеха, к чему стремлюсь я?» Большое значение имеет готовность идти к цели, несмотря ни на что! Готовность мечтать и осознание, что границу устанавливаем только мы: сказать злое слово в эфире или планировать покорение звезд!

Я не знаком с полной информацией социологических исследований молодежи. Очевидно, что не все кумиры являются для меня примером успеха, а тем более для подражания, но вижу позитив в разнообразии. Слава Богу, время моноидеологии и единообразия проходит.

Возрастает роль ценностей.

Важно наполнение информационного поля и, возможно, рост роли независимых СМИ. Важна роль творчества в жизни молодого человека.

Но, несмотря на все, на мой взгляд, талант сегодня — это умение идти за своей мечтой!

«ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, — ЭТО СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ»

Наталья ПРОКОПЧУК, заместитель директора Сошичненского опорного заведения общего среднего образования (Волынская область):

— Действительно, дети считают талантливыми тех, кто часто появляется на телевидении или в социальных сетях, чья карьера стремительно поднялась в считанные годы и кто зарабатывает большие деньги, не имея высшего образования. Нередко, слушая композиции певцов, сложно понять текст, но это не беда. Подросткам главное, чтобы «зацепило». Благодаря социальным сетям популярность таких исполнителей растет, ведь социальными сетями пользуются в основном дети и подростки. У подростков создается впечатление, что деньги зарабатывать очень легко, даже не нужно учиться на инженера или врача, достаточно снять несколько видео в Тик-Ток и ждать, пока популярность упадет тебе на голову. Но каждый должен понять, что не всем так повезет, как Моргенштерну.

Основные факторы, влияющие на предпочтения подростков, — это социальные сети. В Инстаграме, Тик-Ток, Фейсбуке, Ютубе транслируются новинки музыки, модные тренды, «вирусные» челенджи, в социальных сетях свою жизнь показывают известные блоггеры. Кто показывает интересный и познавательный контент, кто не очень. Но среди подростков очень много любителей как интересного, так и вредного контента. Поэтому главные причины влияния — социальные сети.

В условиях глобализации, я считаю, талантом считается умение человека определиться в жизни, выбрать цель, достичь поставленной цели. Только организованного, ответственного, образованного человека, работающего над собой, можно считать талантливым.

По моему мнению, современная молодежь должна равняться на таких людей, как волонтеры, ведь они делают добрые дела и помогают тем, кто в этом нуждается, а также — на спортсменов, ведь спорт не только делает тело здоровым и сильным, но и учит быть ответственным, целенаправленным, решительным, организованным.

«ТАЛАНТ САМ ПО СЕБЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕННОСТЬЮ, А ВОСПРИНИМАЕТСЯ «ТАЛАНТЛИВЫМ» ТО, ЧТО НАХОДИТ ПРИЗНАНИЕ БОЛЬШИНСТВА»

Валентина ХАРКОВЛЮК, практический психолог, опорное заведение образования «Олыцкий лицей» (Волынская область):

— Ценности подросткового возраста формируются под воздействием социума. Для подростка важно признание, свойственно стремление быть принятым ровесниками. Популярность определенной личности способствует симпатии и принятию, придает особенную привлекательность и воспринимается как талантливость. Причем сам факт популярности создает ореол талантливости, который способствует дальнейшей популярности. Сами же достижения популярной личности воспринимаются достаточно поверхностно, без глубинного анализа их ценности, мастерства исполнения.

Талант сам по себе не является ценностью, а воспринимается «талантливым» то, что находит признание большинства, эмоциональный отзыв в массах. Сам фактор популярности предоставляет особенную ценность, способствует авторитетности и признанию. Что же касается популярности, то для признания авторитетным большинством имеет значение «раскрутка». Пиар-технологии опираются на стремление к поверхностному, неглубокому восприятию объектов творчества, их доступности и легкости для такого восприятия, яркости и отличия от других объектов, иногда даже абсурдности.

Повторяемая навязчивость и легкое запоминание — один из факторов влияния на массы. Попав раз в определенный ритм, вызвав резонанс восприятия массами, привлекши внимание к своей личности, становятся популярными и воспринимаются как талантливые.

Относительно Моргенштерна, то ритмичность, легкость, бездумность его произведений воспринимается подростками как музыка для легкого отдыха, так называемого кайфа. Наследуя абсурдный образ исполнителя, его раскованное вульгарное поведение, подростки пытаются таким образом казаться «крутыми», быть беззаботными и приобрести желательную популярность среди своих ровесников. Правда, немало подростков симпатизируют благотворительности Моргенштерна и считают настоящим авторитетом более приличных исполнителей с достаточно содержательными произведениями.

Подростки нашей школы считают авторитетной украинскую группу Vivienne Mort, любимцем является также российский рэп— и грайм-исполнитель Оxxxymiron.

Подготовили Олеся ШУТКЕВИЧ, Винница, Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов, Наталья МАЛИМОН, Луцк, «День»

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ