Жизнь без совести и чести - все равно что земля, лишенная силы тяжести
Нагиб Махфуз, египетский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе

Потеряли ориентиры?

Авторы настольной игры, основанной на опыте внутренне перемещенных лиц, хотели поддержать переселенцев, но... забыли об этике
22 сентября, 2017 - 10:53
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На полу в одном из помещений киевского HUB 4.0 разостлано большое игровое поле. Несколько игроков, среди которых один маленький мальчик, по очереди бросают большой игральный кубик и медленно движутся к финишу, переставляя фишки. В соседней комнате на столах — мини-версии игры, каждая из которых собрала свою команду. Казалось бы, обычный вечер, который жители большого города решили провести за настольными играми. Но эта игрушка несколько иная. Она называется «Переселенческие блуждания» и списана с реальности, в которой живут более полутора миллиона украинцев.

КРУГАМИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Создали эту игру участники программы «Советник по вопросам внутренне перемещенных лиц», которая осуществляется неправительственной организацией Stabilization Support Services при поддержке посольства Великобритании в Украине. По мнению создателей игры, она позволит украинцам почувствовать на себе, насколько сложной является судьба их соотечественников — внутренне перемещенных лиц. Программный директор организации Дермот Гамильтон рассказывает, что несмотря на развлекательный характер проекта, авторы открыто и серьезно говорят о трудностях, с которыми сталкиваются переселенцы. «Мы также представили эту игру на Форуме издателей, она всем очень понравилась. Однако те люди, для которых игровые ситуации — это личный опыт, рассказали нам, что им играть в эту игру очень трудно — настолько описанные ситуации реальны», — отметил он.

После киевской презентации в соцсетях развернулась бурная дискуссия о том, можно ли сводить чужую жизнь к игровым схемам. Люди с опытом переселения выражали возмущение формулировками игровых ситуаций, например, «По дороге попытайтесь не погибнуть», и вообще выбранным способом проговаривания проблемы. «Это все равно, что сыграть с онкобольным в игру о том, как он двигался от этапа к этапу: сначала диагноз, потом операция, потом химиотерапия. Возможно, я драматизирую и наше положение нужно воспринимать именно как игру? Только в реалити-шоу, которое смотрит весь мир? Или я что-то уже не понимаю в этой жизни, или создатели игры забыли, что добрыми намерениями дорога в ад устлана...» — отреагировала на публикации об игре переселенка из Горловки Александрина Кругленко, которая до событий на востоке редактировала городскую газету и работала в областной ТРК.

Журналист, переселенец из Горловки Александр Билинский написал на своей страничке в Facebook: «Если бы сказали, что для решения проблем миллионов переселенцев нужно создать игры в стиле «Монополии» — я бы еще в 2014-м начал их рисовать. Все карандаши бы стер».

Менеджер программы «Советник по вопросам ВПЛ» Валерия Вершинина, которая тоже является переселенкой, на своей страничке в соцсети поблагодарила всех, кто критикует игру и выражает замечания. «Именно благодаря таким дискуссиям у нас есть шанс достучаться до тех, для кого проблем ВПЛ не существует, кто не видит ежедневной дискриминации и ежедневной борьбы за выживание», — считает она.

Присмотримся внимательнее к игровому полю и пронаблюдаем за игроками, которые пытаются на нем выжить.

ВАШ ХОД!

На краю игровых дорожек размещены иллюстрации, созданные художницей Ольгой Гордиенко. Одни изображения более реалистичны — шумные соседи в месте компактного пребывания, очереди в учреждениях, грустные или напуганные лица. Другие образы построены на аллегориях — дети со звериными головами, «чертово колесо» бюрократических процедур, «вежливые человечки», высаживающиеся из НЛО. Все картинки настолько же красноречивы, как и игровые ситуации.

Каждый человек, начинающий игру, автоматически принимает решение о выезде из родного города, в котором с каждым днем становится все более опасно. Путь к полю «Победа» длинный и извилистый. Иногда новоиспеченному переселенцу помогают волонтеры, правозащитники, родственники или даже случайные знакомые. На игровом поле это дает дополнительный ход или перемещает на несколько шагов вперед.

Часто переселенцы вынуждены ждать чего-то: своей очереди в пункте пропуска, предоставления статуса ВПЛ, ответов из разных инстанций, проверки инспектором по управлению труда и социальной защиты населения и тому подобное. Клеточка с подобной ситуацией заставляет участника пропускать ход.

В классических настольных играх игроки движутся по прямой без каких-либо отклонений, за исключением прыжков вперед назад. В «Переселенческом блуждании» основной путь имеет много ответвлений с непронумерованными клеточками. Какие-то тропинки короче, а какие-то напоминают горные серпантины — длинные, извилистые и непредсказуемые. Особенно неуютно на них тем, кто вынужден возвращаться назад — из-за потери документов, ошибки в заполненных бланках, пропущенной проверки или рядя других поводов.

Наибольшая игровая трагедия — фраза «Начните игру сначала» в конце нескольких ситуаций. Мнимого переселенца это лишь отдаляет от конкурентов за победу в игре. У каждого из настоящих переселенцев игра своя. Поэтому необходимость возвращения на старт, то есть оккупированные территории, может означать временные трудности перед второй попыткой, невозможность покинуть дом или вообще гибель.

ПОБЕДА — НЕ КОНЕЦ

По словам координатора проекта Ольги Ивановой, ситуации для игры выбирались из кейсов, которые прорабатывала организация, из рассказов коллег-переселенцев и партнеров авторов игры. Также коллектив проекта проводил фокусные группы и тестовые драйвы игры, во время которых тоже звучали предложения по усовершенствованию. «Если бы мы делали игру на основе всех ситуаций, случавшимися с переселенцами, то она должна была бы длиться три года в режиме реального времени», — подчеркивает Ольга.

Первые 450 экземпляров игры на украинском языке будут распространять среди общественных организаций и общественных пространств, отправить в школы и библиотеки. Еще 50 экземпляров на английском подготовлены для филиалов международных организаций в Украине, тоже заинтересовавшихся проектом.

И в настоящей, и в игровой версии «переселенческих блужданий» понятие победы условно. «Наконец вам удалось обустроиться на новом месте, где вы сможете устроить свою жизнь на уровне с другими гражданами Украины. Впрочем, это не значит, что у вас появились те же возможности, что и у них», — так «приветствуют» того, кто дошел до финиша. И в самом деле, это трудно назвать победой, это скорее переход на новый уровень борьбы. В частности за то, чтобы твоя жизнь перестала быть квестом на выживание.

Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments