Жить - значит меняться, меняться - значит взрослеть, а взрослеть - значит непрестанно творить себя самого.
Анри Бергсон, французский философ

Потеряли ориентиры?

Авторы настольной игры, основанной на опыте внутренне перемещенных лиц, хотели поддержать переселенцев, но... забыли об этике
22 сентября, 2017 - 10:53
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На полу в одном из помещений киевского HUB 4.0 разостлано большое игровое поле. Несколько игроков, среди которых один маленький мальчик, по очереди бросают большой игральный кубик и медленно движутся к финишу, переставляя фишки. В соседней комнате на столах — мини-версии игры, каждая из которых собрала свою команду. Казалось бы, обычный вечер, который жители большого города решили провести за настольными играми. Но эта игрушка несколько иная. Она называется «Переселенческие блуждания» и списана с реальности, в которой живут более полутора миллиона украинцев.

КРУГАМИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Создали эту игру участники программы «Советник по вопросам внутренне перемещенных лиц», которая осуществляется неправительственной организацией Stabilization Support Services при поддержке посольства Великобритании в Украине. По мнению создателей игры, она позволит украинцам почувствовать на себе, насколько сложной является судьба их соотечественников — внутренне перемещенных лиц. Программный директор организации Дермот Гамильтон рассказывает, что несмотря на развлекательный характер проекта, авторы открыто и серьезно говорят о трудностях, с которыми сталкиваются переселенцы. «Мы также представили эту игру на Форуме издателей, она всем очень понравилась. Однако те люди, для которых игровые ситуации — это личный опыт, рассказали нам, что им играть в эту игру очень трудно — настолько описанные ситуации реальны», — отметил он.

После киевской презентации в соцсетях развернулась бурная дискуссия о том, можно ли сводить чужую жизнь к игровым схемам. Люди с опытом переселения выражали возмущение формулировками игровых ситуаций, например, «По дороге попытайтесь не погибнуть», и вообще выбранным способом проговаривания проблемы. «Это все равно, что сыграть с онкобольным в игру о том, как он двигался от этапа к этапу: сначала диагноз, потом операция, потом химиотерапия. Возможно, я драматизирую и наше положение нужно воспринимать именно как игру? Только в реалити-шоу, которое смотрит весь мир? Или я что-то уже не понимаю в этой жизни, или создатели игры забыли, что добрыми намерениями дорога в ад устлана...» — отреагировала на публикации об игре переселенка из Горловки Александрина Кругленко, которая до событий на востоке редактировала городскую газету и работала в областной ТРК.

Журналист, переселенец из Горловки Александр Билинский написал на своей страничке в Facebook: «Если бы сказали, что для решения проблем миллионов переселенцев нужно создать игры в стиле «Монополии» — я бы еще в 2014-м начал их рисовать. Все карандаши бы стер».

Менеджер программы «Советник по вопросам ВПЛ» Валерия Вершинина, которая тоже является переселенкой, на своей страничке в соцсети поблагодарила всех, кто критикует игру и выражает замечания. «Именно благодаря таким дискуссиям у нас есть шанс достучаться до тех, для кого проблем ВПЛ не существует, кто не видит ежедневной дискриминации и ежедневной борьбы за выживание», — считает она.

Присмотримся внимательнее к игровому полю и пронаблюдаем за игроками, которые пытаются на нем выжить.

ВАШ ХОД!

На краю игровых дорожек размещены иллюстрации, созданные художницей Ольгой Гордиенко. Одни изображения более реалистичны — шумные соседи в месте компактного пребывания, очереди в учреждениях, грустные или напуганные лица. Другие образы построены на аллегориях — дети со звериными головами, «чертово колесо» бюрократических процедур, «вежливые человечки», высаживающиеся из НЛО. Все картинки настолько же красноречивы, как и игровые ситуации.

Каждый человек, начинающий игру, автоматически принимает решение о выезде из родного города, в котором с каждым днем становится все более опасно. Путь к полю «Победа» длинный и извилистый. Иногда новоиспеченному переселенцу помогают волонтеры, правозащитники, родственники или даже случайные знакомые. На игровом поле это дает дополнительный ход или перемещает на несколько шагов вперед.

Часто переселенцы вынуждены ждать чего-то: своей очереди в пункте пропуска, предоставления статуса ВПЛ, ответов из разных инстанций, проверки инспектором по управлению труда и социальной защиты населения и тому подобное. Клеточка с подобной ситуацией заставляет участника пропускать ход.

В классических настольных играх игроки движутся по прямой без каких-либо отклонений, за исключением прыжков вперед назад. В «Переселенческом блуждании» основной путь имеет много ответвлений с непронумерованными клеточками. Какие-то тропинки короче, а какие-то напоминают горные серпантины — длинные, извилистые и непредсказуемые. Особенно неуютно на них тем, кто вынужден возвращаться назад — из-за потери документов, ошибки в заполненных бланках, пропущенной проверки или рядя других поводов.

Наибольшая игровая трагедия — фраза «Начните игру сначала» в конце нескольких ситуаций. Мнимого переселенца это лишь отдаляет от конкурентов за победу в игре. У каждого из настоящих переселенцев игра своя. Поэтому необходимость возвращения на старт, то есть оккупированные территории, может означать временные трудности перед второй попыткой, невозможность покинуть дом или вообще гибель.

ПОБЕДА — НЕ КОНЕЦ

По словам координатора проекта Ольги Ивановой, ситуации для игры выбирались из кейсов, которые прорабатывала организация, из рассказов коллег-переселенцев и партнеров авторов игры. Также коллектив проекта проводил фокусные группы и тестовые драйвы игры, во время которых тоже звучали предложения по усовершенствованию. «Если бы мы делали игру на основе всех ситуаций, случавшимися с переселенцами, то она должна была бы длиться три года в режиме реального времени», — подчеркивает Ольга.

Первые 450 экземпляров игры на украинском языке будут распространять среди общественных организаций и общественных пространств, отправить в школы и библиотеки. Еще 50 экземпляров на английском подготовлены для филиалов международных организаций в Украине, тоже заинтересовавшихся проектом.

И в настоящей, и в игровой версии «переселенческих блужданий» понятие победы условно. «Наконец вам удалось обустроиться на новом месте, где вы сможете устроить свою жизнь на уровне с другими гражданами Украины. Впрочем, это не значит, что у вас появились те же возможности, что и у них», — так «приветствуют» того, кто дошел до финиша. И в самом деле, это трудно назвать победой, это скорее переход на новый уровень борьбы. В частности за то, чтобы твоя жизнь перестала быть квестом на выживание.

Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments