Каждый народ может только тогда духовно и физически развиваться и расти, если его граждане пользуются полной свободой совести, мысли, слова и собраний.
Михаил Сорока, украинский политический деятель, диссидент, член ОУН

«Школа по Сковороде»

«Учитель года-2016» Елена Бурлака — о реформе образования и прогрессивных методах преподавания
10 августа, 2017 - 10:58

С первоклассников 2018 года, по новой реформе образования, должен стартовать переход на 12-летнее обучение. Учитывая актуальность реформы, интересно узнать мнение учителей-практиков, ведь именно они отвечают за качество учебы. Об этом мы и поговорили с Еленой Бурлакой, которая получила звание «Учитель года-2016» в категории «История». Пани Елена — специалист высшей категории с опытом работы уже более 17 лет, сейчас работает в Городищенском экономическом лицее.

«МЫ НАКОНЕЦ ДОЛЖНЫ ПРЕОДОЛЕТЬ СТЕРЕОТИП «ПРЕСТИЖА»

— Чего ожидать от перехода на 12-летнее обучение?

— Переход на 12-летнее образование поддерживаю. Обществу часто подают этот аспект реформы как механическое увеличение лет учебы, однако здесь самое существенное — разграничение на профили. Детям нужно дать возможность действительно выбрать то направление обучения, которое понадобится им в дальнейшем. Правда, здесь существует проблема: часто выбор профессии является ситуативным как со стороны детей, так и со стороны родителей, которые часто направляют свое чадо вопреки его наклонам к той профессии, где более «легкие» и большие деньги и тому подобное. А при новой системе выбор нужно будет сделать осознанно. Если детям действительно дадут возможность выбрать направление обучения и они ответственно выберут то, что им по душе, то не будет переутомления, будет «сродный труд» по Сковороде.

К тому же предполагается значительное сокращение учебных предметов путем интеграции учебных дисциплин. Я не против таблички умножения, но косинусы и синусы ни разу в жизни мне не понадобились, а сколько было потеряно времени! Ребенок не должен быть универсалом.

Мы наконец должны преодолеть стереотип «престижа», по которому все дети, даже слабенькие, должны учиться в университетах. Это досталось в наследство от безумных 1990-х, когда можно было купить место и диплом, но я знаю многих людей, которые после «универа» торгуют в магазине рядом с теми, кто вообще ничего не заканчивал. Единственное, пока не понятно, на базе чего будут формироваться профессиональные лицеи. Для предоставления профессии нужно иметь учебно-материальную базу. Например, если готовим поваров, то должны быть оборудованы учебные комплексы. Куда в этой ситуации денутся нынешние колледжи и профессиональные лицеи?

«УЧЕБА — ЭТО ИГРА МНОГИХ АКТЕРОВ»

— В чем проблемы современной школы и как с ними бороться?

— Проблемы современного образования комплексные: мы, взрослые, все дружно постарались снизить авторитет школы в глазах учеников. Многие учителя до сих пор позволяют себе проводить некачественные и неинтересные уроки, грубить, игнорировать детей. Родители часто из-за своей некомпетентности ругают школу и учителя. Поэтому и имеем симметричную реакцию детей, ведь известно: сколько вы не воспитывайте детей, они все равно будут похожими на вас.

Нужно менять философию образования и практику. Учитель не может позволить себе учить детей по-старому. Мы должны идти в ногу с обновлением методик, форм и методов обучения. Это требует от нас постоянного самообразования, стремления сделать учебно-воспитательный процесс интересным и полезным для учеников. В школе должны воцариться взаимоуважение и партнерские отношения. Со своей стороны родители должны постоянно подогревать у ребенка желание учиться, поддерживать позитивную мотивацию. Все должны понять, что учеба — это игра многих актеров, и успешной она будет тогда, когда все будут стараться.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ — ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

— Так каким должен быть обычный школьный урок? Как заинтересовать учеников и извлечь максимальную пользу?

— Школьный урок в любой ситуации должен в первую очередь выполнять функцию формирования личности ребенка. Мы должны воспитать активных, сознательных граждан, патриотов с развитым интеллектом. Наши выпускники должны быть мобильными, готовыми к вызовам взрослой жизни. У них должно быть развито критическое мышление, умение ориентироваться в океане информации. Поэтому урок, построенный по схеме «зазубрил — сдал — забыл», давно не актуален. Современный урок должен быть максимально практическим, то есть ориентиром должна быть не столько сумма знаний, а отработка умения оперировать информацией: анализировать, сравнивать разные точки зрения, отделять зерно от плевел. Для формирования критического мышления стоит давать возможность дискутировать, аргументировать. Важно развивать умение самостоятельно ориентироваться в информации и строить стратегии развития — здесь помогут учебные проекты.

Современный урок должен, безусловно, строиться согласно новейшим педагогическим методикам. Однако не следует забывать и о позитивном опыте прошлого. Иногда мы, учителя, так увлекаемся всевозможными новациями, что это выглядит, скорее, как самоцель. Даже самые актуальные инновации, примененные некстати, не будут иметь никакого эффекта.

Также важен еще один момент в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть системным, и учебный компонент уроков обязательно должен подкрепляться активной воспитательной работой. Все образовательное пространство школы должно быть инновационным и ориентированным на личность.

«КОРОЧЕ, НУЖНО РАБОТАТЬ!»

— Что вдохновляет учителя на творческий труд? Как поддерживать мотивацию и хорошее настроение?

— Во-первых, выбирая эту профессию, нужно прислушиваться к своему призванию. Никакие материальные стимулы — высокие зарплаты, наилучшие условия труда — не будут действенны, если эта работа не для вас. Если не можешь терпеть детей, то в школе нечего делать.

Во-вторых, должны вдохновлять дети. Хоть это пафосно звучит, но мы формируем будущее детей, потому что в школе ребенок проводит большую часть своей жизни. Детям школа нужна, это место их самовыражения, они нуждаются в учительском (партнерском) обществе, поскольку занятость родителей сейчас очень высокая. В наше время часто именно школа является единственным местом позитивного влияния на ребенка.

В-третьих, важным фактором вдохновения является профессиональное общение с коллегами: сейчас в Украине распространяется движение неформального образования учителей, которые интересуются разными инновациями. Побывав на таких форумах, действительно приступаешь к работе с новыми силами. Но здесь сам учитель должен не бояться выйти из зоны комфорта: поехать, часто за свои средства или в выходные, посидеть дольше за компьютером, провести тот нестандартный урок, не боясь ошибок. Короче, нужно работать.

Напоследок: вдохновлять будет действительно высокий статус в обществе. К сожалению, сейчас с этим есть проблемы, так как во многих недостатках системы, исправление которых не по силам простому учителю, обвиняют нас.

Важно также максимально очистить образовательную систему от бумаг, отчетности, поскольку, удовлетворяя бюрократические запросы чиновников, мы не имеем времени эффективно подготовиться к уроку и тому подобное. Еще очень много ненужных бумаг. Иногда опускаются руки от пустяковой регламентации: мол, проводите ко Дню волонтера флешмоб, а если собрали помощь для воинов АТО, то это уже не то, потому что вся область «флешмобит»...

Мария МАТЯЖ, Летняя школа журналистики «Дня»-2016
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ