Вся история человечества - это борьба государств веры с государствами сомнения - во имя победы веры.
Юрий Липа, общественный деятель, писатель, поэт, публицист, автор украинской геополитической концепции, идеолог украинского национализма

Школа в поисках демократии

Как Норвегия помогает Украине реформировать образование
12 июля, 2018 - 10:07

В Украине два года действует проект «Демократическая школа», который поддерживает Министерство иностранных дел Норвегии. Это один из крупнейших проектов в Украине при поддержке этой скандинавской страны. Из 18 тысяч школ его участниками стали 120 заведений по всей стране. Понятие демократии очень широко, но в рамках проекта и в контексте нынешней реформы системы образования демократизация школ имеет четкие направления работы. Это ученическое самоуправление в школах, работа с местной властью и внедрение гуманитарных принципов в учебно-воспитательном процессе.

«Мы рассматриваем программу «Демократическая школа» как важный вклад в реформирование образовательного сектора в Украине. Ведь будущее Украины — среди европейских народов, а важной частью интеграции являются европейские ценности. Демократизируется школа — демократизируется общество», — акцентирует посол Королевства Норвегия в Украине Уле Терье ХОРПЕСТАД.

«МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ НАША ШКОЛА НАШЛА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

Два года в проекте «Демократическая школа» принимает участие общеобразовательная школа №38 в Черновцах. Ее директор говорит, что демократия — не результат, а постоянный процесс.

«После привлечения к проекту мы стали более открыты. Научились еще лучше сотрудничать с обществом — стали активными участниками всех общественных дел, которыми можем овладеть как ученики, родители и учителя, — рассказывает Жанна ГОРЕВИЧ, директор ООШ №38 Черновцов. — Я как директор уже больше жду инициатив от учителей и родителей, больше им делегирую. А ученики стали более активны — ученическое самоуправление заработало лучше. Главное, что демократическая школа открыла нам новые горизонты, мы стали участниками многих проектов, о которых раньше не знали. Это другое виденье, другое понимание, другой подход к учебному процессу.

«Когда начинали работу, то казалось, что это сложно. А потом горизонты расширяются. При этом мы говорим не только об уроках — это должна быть сквозная линия, общешкольный подход через учебно-воспитательную работу, ученическое управление и сотрудничество с обществом, — делится опытом пани Жанна. — Сегодня в нашей школе уже есть волонтер Корпуса мира, мы приняли участие в конкурсе общественных проектов «Бюджета инициатив» Черновцов и выиграли голосованием миллион на строительство спортивной площадки. Также мы будем приучать детей к экологическому образу жизни. В частности, уже приняли участие в конкурсе «Устойчивое развитие города» и выиграли велостоянку. У нас уже есть одна велосипедная стоянка, но этого мало, потому что мы представляем такой микрорайон, где много частных зданий, и это нужно. Мы хотим сделать так, чтобы наша школа нашла свою индивидуальность. В этом году будем пилотировать программу по формированию гражданских и социальных компетентностей учеников в школе. Эта программа — для 5-9-х классов, и нам доверили такое дело».

По словам Жанны Горевич, самое ценное то, что дети сами становятся инициаторами перемен в школе, это касается разных дел и мероприятий. Также ученики теперь более открыты к общению, увеличилось доверие между взрослыми и детьми. Учителя говорят, что программа хорошая и своевременная, ведь при реформировании образования педагогам трудно сориентироваться, что менять и как, а тут — практика, проверенная в европейских странах.

«ЭТО ФОРМИРУЕТ СОЗНАНИЕ ДЕТЕЙ»

Сумская гимназия «Просперитас» тоже два года принимает участие в программе. По мнению ее представителей, основное, что дает этот проект, — появляется ответственность как педагогов, так и детей за решения, которые они инициируют и принимают.

«Демократичность проявляется в том, что мы начали внедрять во всех предметах принципы демократизации и гуманитаризации. Даже создали пособие — как это делать на уроках физики, математики, естественных наук. Было очень  трудно гуманитаризировать эти дисциплины, но в итоге детям стало намного интереснее учиться: они выражают свое мнение, аргументируют его, спорят, — говорит учительница правоведения сумской гимназии «Просперитас» Светлана ЛУЦЕНКО. — Это повышает ответственность детей и формирует их сознание. Например, они имеют право выбирать, как писать работу — как проект, контрольную или презентацию. Тем более, они этому учатся на студиях, которые действуют в гимназии и которые выбирают самостоятельно. Второе направление — мы формируем гражданское сознание и работу с общественностью и властью. Это то, что нам очень нужно. Также у нас состоялись выборы председателя совета капитанов гимназии — настоящие выборы с агитацией и голосованием. Победил девятиклассник, а среди претендентов были и десятиклассники, и шестиклассники».

Программа «Демократическая школа» будет продолжаться и расширяться. В частности, сейчас пилотируется проект по формированию гражданских компетентностей в 5-9-х классах, планируется разработка новых онлайн-материалов для всех учителей, которые заинтересуются программой, и внедрение онлайн-курсов для них.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ