Не могут вести кого-то за собой те, которые не имеют никаких внутренних данных на то, чтобы самих себя повести.
Вячеслав Липинский, украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист

Солнце в наследство

О региональной идентичности сквозь символизм герба Подолья — рассказывает Юрий Легун
18 февраля, 2020 - 10:37

Путешествуя по Украине, немногие обращают внимание на архитектурную геральдику или вообще на геральдику как таковую. Хотя исторические символы и гербы до сих пор украшают фасады, стены и карнизы как монументальных дворцов, так и полуразрушенных имений. Однако геральдическая тема выпадает из поля зрения раскрученных туристических маршрутов, потому что заставить туриста поехать в глубинку (иногда по ужасной дороге), чтобы увидеть герб, характерный для той или иной территории, практически нереально. Но в то же время именно тема региональной символики может стать своеобразным маркером для объединения обществ и развития региональной самоидентичности. Ведь герб не только обозначает определенную территорию, но и рассказывает о ее истории, отмечает геральдист, доктор исторических наук, директор Государственного архива Винницкой области Юрий Легун. Именно он является соавтором гербов Винницы, области и отдельных ее районов. Он хорошо знает предысторию, происхождение и значение главного символа Подолья — солнца с 16-ю лучами, которое досталось нам в наследство еще с древнейших времен. О солнце как о магните для подолян и поговорим.

«Стойкий рост интереса к древним символам, эмблемам и, в первую очередь, к территориальным и городским гербам появился с обретением Украиной независимости. В советское время эта тема действительно была исключена из научного обращения и широкого общественного обсуждения. В настоящий момент геральдикой занимаются многие исследователи, потому что как наука она дает возможность шире посмотреть на исторические процессы, в частности, на региональную идентификацию, — отмечает Юрий Легун. — И если спросить, оттуда ты, то первое, что скажешь, я — из Украины, родом из Подолья. То есть Подолье и подоляне — это те понятия, которые определяют нашу самоидентификацию. Именно поэтому слово «подольский» фигурирует в названиях многих заведений и организаций, что указывает на их место расположения. Но есть и другие формы региональной идентификации. Это флаги и гербы, которые мы использовали и используем для обозначения своих территорий. Действительно, очень сложно определить границу историко-этнографических регионов и Подолья в частности. Ведь в историческом контексте оно трансформировалось в разных территориально-административные формы, то есть была земля Подольская, Подольское воеводство, Подольская губерния, а затем уже области — Винницкая и Хмельницкая. Но невзирая на все эти видоизменения, подольский герб продолжал существовать, сохраняя свой главный элемент — солнце с человеческим лицом».

ТРИ ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ

«Если же говорить о Подольском солнце, то версий его происхождения, как и подавляющего большинства земельных символов, может быть много, — говорит Юрий Легун. — Предыдущее название Подолья звучало как Низовье, Русь Дольная. То есть когда люди продвигались с Северного Запада, от предгорья Карпат, к низовью по рекам, спускались так сказать в долину, дождей становилось меньше, а ясных дней все больше. Соответственно, эта земля ассоциировалась с солнцем и теплом. Другой вариант — то солнце считается символом богатства и соответственно его изображали на гербах плодородных земель. Кроме того, много символов выросло из семейных имущественных знаков, которыми отмечали свой скот, имущество. Отыскать их первичное значение невозможно. Вероятно, так родилось и подольское солнце. В последние годы распространилась и версия о языческом изображении животворного Бога солнца. Но она не противоречит двум предыдущим объяснениям происхождения этого символа».

Если же оперировать письменными источниками, то первое письменное упоминание подольского солнца датируется XV веком, в написанной Яном Длугошем повествовании о Грюнвальдской битве 1410 года:  «Семнадцатая, восемнадцатая и девятнадцатая — земли Подольской, которая имела три флага из-за большой численности своего населения. Каждый из них имел солнечный лик на красном поле». И сегодня на поле, где длился тот бой, стоит величественный памятник, увенчанный территориальными гербами подразделений войска, которое боролось против Тевтонского ордена. Среди этих хоругвей можно увидеть и изображение Подольского солнца. Хотя в следующих свидетельствах о гербе Подолья вспоминается уже не красный, а белый фон. А во времена Российской империи использовался герб с синим щитом.

УЛЫБАЮЩЕЕСЯ ИЛИ ГРУСТНОЕ — НЕ ВАЖНО, ГЛАВНОЕ — СВОЕ

В поисках изображения Подольского герба в интернете можно натолкнуться на разные выражения лица солнца. Даже размеры и форма солнечных лучей везде является разной. Так, на гравюре Киприана Томашевича можно насчитать 16 лучей, которые отходят от Солнца, и еще достаточно большое количество линий между ними. В то же время если присмотреться к изображению Солнца на доме ратуши в Каменке, оно имеет всего 8 больших солнечных лучей и большое количество более тонких лучей (линий) между ними. Чаще всего диск солнца имеет черты человеческого лица. И то, какое оно — улыбающееся или грустное — скорее, воображение художника, а не требования геральдических канонов.

«Классическое Подольское солнце имеет 16 лучей, половина из них прямые, то есть они символизировали солнечные лучи, а половина волнистые, как пылающий огонь. То есть оно олицетворяет две природные силы. Обязательным элементом являются главные черты лица — глаза, нос, рот. А вот количество или волнистость морщин — выбор художника, — отмечает геральдист. — Подольское солнце пережило века, обозначая огромные территории, которые в разные периоды доходили почти до Днепра на Востоке или до Ягорлика и Богополья (нынешнего Первомайска) на Юге. Преимущественно оно было самодостаточным символом, который ни с кем не делил поле геральдического щита. Но во времена Российского господства доминирующим символом стал двуглавый орел, на груди которого содержался герб с изображением солнца. Так Екатерина ІІ маркировала территории, «дабы показать принадлежность сего края к России». Хотя именно в эти времена и происходило окончательное формирование подольской идентичности, которая до сих пор объединяет жителей Хмельницкой и Винницкой областей термином «подоляне».

ИСТОРИЯ, КОТОРАЯ РАЗЪЕДИНЯЛА, И СИМВОЛЫ, КОТОРЫЕ ОБЪЕДИНЯЮТ

Если искать отображение архитектурной геральдики Подольского солнца, то лучше всего его можно проследить на примере Каменца-Подольского, который на протяжении более века был центром Подольской губернии. Сияющее солнце, вырезанное на каменной плите, улыбается с фронтона ратуши на Центральной площади в Старом городе. Поднимаясь по Старопочтовому спуска к Ветреным вратам, прохожие непременно обратят внимание на два каменных столба. В один из них вмурована белокаменная плита с изображением солнца. Еще один герб находится в Доминиканском костеле, и он особенно интересен, потому что вместо улыбающегося лица изображена монограмма Девы Марии, покровительницы Подолья.

«На Винничине таких древних напоминаний сохранилось меньше, и это, очевидно, прежде всего из-за того, что современная Винничина имеет свое давнее локальное название — Восточное Подолье, Брацлавщина и свои соответствующие символы, — говорит Юрий Легун. — Речь идет об атрибутах Брацлавского воеводства — серебряном кресте на красном поле со щитком и изображением полумесяца. Считается, что серебряный крест демонстрирует наша административная связь с Волынью во времена Великого Княжества Литовского, а полумесяц означает приграничье этих земель с Диким полем.

Лучше всего демонстрирует все эти административные трансформации сегодняшний герб Винничины, — это четырехмерная история в символах. Сначала мы были единой Подольской землей с символом солнца. Дальше — разделены на Подольское и Брацлавское воеводства (поэтому в следующем поле появляется серебряный крест Брацлавщины). Потом опять мы объединены в пределах Подольской губернии под солнцем. А сегодня снова Восточное Подолье реинкарнировалось в форме Винницкой области, что и символизирует Брацлавский крест. Собственно, современный, разработанный в 1995 году, герб области лучше всего демонстрирует сложный и долгий исторический путь нашей территории»

«НЕПОНЯТНАЯ ШТУКА» ТОГДА И МОДНАЯ ФОТОЗОНА В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ

Интерес к геральдике только с недавних пор начал проявляться среди украинцев. Особенно хорошо он заметен в отношении к  городской геральдике. Например, винничане не все понимают, что означает герб области или города, однако каждый второй знает, как он выглядит. Это опять же предопределено и тем, что быть винничанином стало модно. Винницу несколько лет подряд признают самым комфортным городом в Украине, который динамично развивается. С другой стороны, в город потянулись туристы, которые начали хвалить Винницу, что заставило винничан «продавать» и развивать ее образ извне, а, следовательно, искать, раскрывать интересные исторические моменты и выискивать малоизвестные факты.

«Наконец мы начали понимать, что нам следует формировать идентичность своего общества, познавая прошлое, с его предысторией, этапами подъема и упадка. И символы в этом играют важную роль, — отмечает Юрий Легун. — Я помню, как приняли герб Винницы. Впервые его презентовали на одном из футбольных матчей. Я стоял на трибуне, как один из создателей этого символа, и гордился. А рядом сидели простые мужчины, работяги, которые пришли пива попить, они спрашивали друг у друга, что это за «непонятная штука». Но прошло 25 лет, и сегодня все винничане считают честью сфотографироваться около герба Винницы в День города. Герб признан горожанами, он живет и выполняет свою главную функцию — объединяет жителей города.

Интересно, что у исторических гербов появляются современные «конкуренты» — бренды. Они обычно также необходимы, но мне кажется, что в нашей части Европы постсоветские народы и государства еще не настолько мощные идеологически и культурно, чтобы разбрасываться старыми символами. Их наоборот нужно собирать и вокруг них объединяться, потому что сама природа нашей жизни и региона требует от нас большего консерватизма. Украинцам нужно завершить процесс формирования полноценной сильной нации, а тогда можно будет и экспериментами заняться. В том числе и геральдическими».

Олеся ШУТКЕВИЧ, «День», Винница, фото автора
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ