Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Учебники по истории Украины ожидают изменений

Вернут страницы о Голодоморе как геноциде, о деятельности ОУН-УПА, а термин «Великая Отечественная война» наоборот может исчезнуть
15 августа, 2014 - 12:37
Учебники по истории Украины ожидают изменений
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Изменения планируются лишь для учебников 10—11 классов. В них вернут на место те термины или рассказы о событиях, которые были вычеркнуты из школьной программы во времена министра Дмитрия Табачника. Прежде всего, в разделе о Голодоморе будет идти речь, что это был именно геноцид украинского народа. Будут изучать школьники трагическую страницу и из жизни крымских татар — депортацию целого народа с территории полуострова, также вернется информация о деятельности ОУН-УПА, об участии политзаключенных в восстаниях в сталинских лагерях 1953—1954 годов, будут рассказы о судьбах украинских диссидентов Левка Лукьяненко, Вячеслава Чорновила, Ивана Дзюбы и других.

Но наибольший резонанс среди педагогов и научных работников вызвали намерения МОН вычеркнуть термин «Великая Отечественная война». Раздел об этой странице истории будет называться «Вторая мировая война». Кое-кто из экспертов соглашается, что термин ВОВ был создан искусственно, — чтобы объединить советские народы под одним лозунгом и идеей. Вместе с тем украинцы как нация принимали участие в боевых действиях еще с 1 сентября 1939 года, и воевали по разные стороны фронта.

«Великая Отечественная война Советского Союза» — термин авторства Сталина, заготовленный им ДО 22 июня 1941 года. Должна была идти речь о расширении пределов «Социалистического отечества» в соответствии с официальным гимном Коминтерна — «Наш лозунг — всемирный Советский Союз», — пишет Сергей Грабовский на сайте МОН (шрифт и выделение автора сохранено. — Ред.). — В таком смысле термин следует оставить. А всовывать Украину в него, в рамки 22 июня 1941 — 8 мая 1945 (именно 8, по словам Сталина, война окончилась в Европе) — это ПОДЛОСТЬ и КОЩУНСТВО. Для украинцев (а не «совков») война с Гитлером началась утром 1 сентября 1939 года, когда 100 тысяч украинцев в составе Войска Польского огнем встретили гитлеровские войска, а самолеты с крестами бомбили Львов, Луцк и Тернополь».

Те, кто не поддерживает замену терминов, объясняют, что учителям и ученикам опять придется адаптироваться к изменениям и исправлениям в школьной программе, и именно название ВОВ в свое время сплотило народ. Так или иначе, обсуждение этих и других вероятных правок еще продолжается. До 20 августа МОН принимает предложения от общественности. Когда появятся обновленные учебники, Минобразования не информирует. Как сообщалось раньше, бюджет ведомства существенно сократят, и хватит ли средств на новый тираж школьных книг, пока неизвестно.

Историк, автор школьных учебников Станислав Кульчицкий советует министерству в этой ситуации пойти более простым путем: не переписывать учебники, а издать отдельные приложения для учеников и учителей, где все эти изменения и прописать. Это будет быстрее и дешевле. Именно так сделали историки по поводу новейшей истории 2010—2014 годов, в том числе и о событиях Евромайдана и аннексии Крыма: подготовили отдельное приложение для учеников и учителей к существующим учебникам для 11 класса. Ориентировочно в октябре его уже напечатают и разошлют по школам.

«И сейчас это самое серьезное, что должно быть в изменениях школьной истории. Относительно тех правок Табачника, то их делали очень аккуратно, потому что речь шла не о снятии каких-то разделов, а вычеркивались отдельные предложения. Что теперь делать — трудно сказать, потому что, чтобы перепечатать учебник, нужны средства. А те учебники, которые уже есть, рассчитаны на несколько лет. Они и будут, ничего страшного в этом нет. Даже если там не написано, что Голодомор — это геноцид, то учитель может акцентировать на этом внимание. И это не только мое мнение. Главное, внести изменения в школьную программу, потому что в ней легче сделать правки. А это значит, что если даже нет ничего о геноциде или УПА, то учитель обязан озвучить это и побеседовать на эту тему с учениками на уроке», — добавляет Станислав Кульчицкий.

Историки еще раз отмечают, что кардинально и быстро переписывать учебники по истории не стоит, как это взялась делать Россия после оккупации Крыма. Нужно дать время на переосмысление, потому что история — не та наука, которая любит спешку.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ