Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В школах – е-учебники

«День» узнал, готовы ли педагоги и дети к новации
9 ноября, 2018 - 11:18
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Министерство образования и науки начинает масштабный эксперимент — «Электронный учебник для общего среднего образования (E-book for secondary education — EBSE)». Проект будет длиться до августа 2021 года. Теперь Институт модернизации содержания образования (это государственное научное учреждение) должен закупить компьютерное и мультимедийное оборудование для 50 заведений, которые принимают участие в первом этапе эксперимента, а за три года МОН планирует задействовать в нем 300 школ по всей стране.

Два года тому назад Киевская городская государственная администрация начала собственный эксперимент по внедрению э-учебников в учебный процесс. Для пилота избрали 13 школ города. «День» поинтересовался их опытом, а заодно расспросил об ожиданиях школ, которые согласились заменить учебники на гаджеты.

ОПЫТ СТОЛИЦЫ

Для участия в пилотных проектах нужна заявка школы, согласие педагогов и родителей, а также перечень необходимых для эксперимента вещей, например, количество компьютеров для учителей или планшетов для учеников. В КГГА руководствовались еще одним критерием: пилот должен был охватить практически все районы столицы. Сейчас в нем принимают участие 13 школ, из них три — школы-интернаты. Что интересно, остальные заведения имеют статус гимназий или специализированных. Почему-то ни одна обычная школа в эксперимент не попала, в отличие от проекта Минобразования.

Заместитель директора по научно-методической работе столичной гимназии «Эрудит» Алла РЫСЬ рассказала, что эксперимент сейчас продолжается, потому что рассчитан на пять лет. В их заведении по гаджетам учатся школьники 7-го класса (на момент внедрения пилота учились в 5-ом). От КГГА они получили нетбуки с загруженными версиями э-учебников. Поэтому нет необходимости носить в школу книги. По желанию дети получили дополнительный комплект учебников для работы дома. Кстати, уменьшить вес школьного портфеля,  и таким образом и нагрузку на детские спины — один из мотивов, почему МОН и столичная власть инициировали переход на электронные учебники.

ЗРЕНИЕ ПОД КОНТРОЛЕМ

Заодно пилотный проект в Киеве должен был показать, влияют ли электронные носители на зрение школьников. Как объяснила Алла Рысь, в гимназии мониторили ситуацию в экспериментальных и обычных классах, в частности сопоставляли результаты ученических медосмотров. Разницы не нашли. Ради точности эксперимента к нему приобщили заведения, где учатся дети с проблемами зрения. Одно из них — специальная школа-интернат I-II степеней №11 в Киеве.

«Для эксперимента выбрали один класс, но и здесь не все ученики могли полноценно пользоваться э-учебниками из-за проблем со здоровьем. Но в целом негативного влияния на зрение специалисты школы не обнаружили, — отметила директор школы-интерната Ирина КУЛЕША. — Поскольку это эксперимент, то определенные наработки и рекомендации есть, но они не касаются детей общеобразовательной школы. Однако мы очень благодарны, ведь любые вспомогательные современные средства учебы — только плюс. Кроме того, мы попробовали работать с электронными учебниками в 9-ом классе на уроке английского языка, и нам понравилось».

Алла Рысь прибавила, что независимо от статуса школы или состояния здоровья детей, электронные учебники — только определенный этап занятия. «Эти учебники используются не все 45 минут урока, это может быть фрагмент при подаче нового материала или при его закреплении. Например, дети могут пройти тесты на усвоение темы. Некоторые учебники в прошлом году содержали интерактивные модели, например, фотосинтез, в этом году они упрощены, это PDF-вариант, — продолжает педагог. — Для работы с э-учебниками нужно готовить учителей на курсах. Мы отдельно готовили учителей информатики, которые отвечают за обновление учебников. Кстати, в ноябре в школах-пилотах состоятся семинары, чтобы учителя могли обсудить промежуточные результаты эксперимента. Теперь мы ожидаем публикации электронных версий учебников для шестого класса, потому что 35 планшетов для этих учеников лежат».

ЗАЖДАЛИСЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЕРСИЙ

Институт модернизации содержания образования проведет конкурс э-учебников для 2-го, 6-го и 11-го классов только в декабре. И это, вероятно, наибольший вызов во внедрении электронных носителей знаний. Идет же речь не о дубликате обычного бумажного учебника, а об учебном издании, где тематические блоки воспроизведены в виде текста, видео— или аудиоматериала, анимации, где можно проверить усвоенные на уроке знания с помощью тестов, а результаты учитель сразу увидит на своем компьютере. Ученик может делать в э-учебнике закладки, выделять текст, увеличивать масштаб и тому подобное.

Учителя могут выбирать, по какому именно электронному учебнику по определенному предмету хотят работать. Потом Институт модернизации содержания образования делает соответствующий заказ производителям. Чаще всего авторы электронных учебников дают на ознакомление несколько страниц полной версии э-книжки. Так было с учебниками для первого класса. Учителя выбрали для работы соответствующие книги, но не получили никаких гарантий, что вскоре в свободном доступе появится полная версия. А учебный процесс при этом никто не останавливал. Поэтому в следующих конкурсах учебников Институт модернизации содержания образования будет требовать от разработчиков предания огласке полной версии.

 «ПРОЗРАЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

Два года тому назад «День» писал о проблемах введения э-учебников в Украине. Тогда их даже не разрешали использовать на уроке, а Минобразования не имело доступа ко всем электронным версиям, поскольку авторские права принадлежали издателям. Сейчас ситуация другая. МОН обязывает издателей вместе с печатными учебниками предоставлять министерству доступ к их электронным версиям. Кроме того, Минобразования планирует кардинально изменить процедуру отбора э-учебников.

За три года реализации эксперимента должен появиться электронный сервис «Прозрачная экспертиза». Вместо закупки учебников будет введена процедура использования лицензий. Также должны создать публичный реестр экспертов и производителей, заработает репозитарий электронных учебников и электронных версий бумажных учебных книг. По прогнозам Минобразования, официально внедрение эксперимента начнется 4 мая. Именно тогда экспериментальные школы получат новые э-учебники со всей необходимой настройкой. До этого времени министерство хочет провести конкурсы э-учебников, учесть замечания и создать готовый продукт для обучения.

«НАМ НРАВИТСЯ ВНЕДРЯТЬ НОВОЕ»

Но почему-то о временных рамках проекта мало знают в школах, которые согласились на проведение эксперимента. Там настроены улучшить свою материально-техническую базу, потому что кроме планшетов и компьютеров, заведения получат мультимедийные доски, роутеры, шкафы для зарядки планшетов и тому подобное, и активно готовят учителей к работе с новыми технологиями.

«Пока не знаем, что получим от МОН, но предварительно заказывали планшеты и мультимедийную доску, чтобы облегчить детям учебу, чтобы они не носили учебники. Нам нравится внедрять что-то новое, мы неоднократно принимали участие в разных инициативах, потому решили попробовать силы в проекте с электронными учебниками, — говорит Ирина ПРИЙМАЧУК, директор ООШ I-III степеней села Забороль Луцкого района Волынской области. — Это же не только замена учебника на планшет, это возможность для детей путешествовать в мире инновационных технологий. Это открывает для них возможности уже с первого класса воспринимать материал на мультимедийной доске, с подключением к интернету находить все необходимое и сразу применять на практике. Думаю, со временем это будет общая тенденция, ввиду того, как изменяется мир и мировоззрение детей. Именно для этого и существует апробация э-учебников».

«СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ ОТХОДЯТ ОТ КНИЖКИ»

Учителя готовы к любым вызовам, но каждый по-своему видит, как это будет работать. Так, директор Гвоздецкой ООШ I-III степеней Коломыйского района Ивано-Франковской области Любовь РЫБЧИНСКАЯ заметила, что в ее заведении участие в эксперименте, прежде всего, воспринимают как шаг к внедрению информационных технологий в учебный процесс. Ведь не все школы имеют интерактивные доски, не у каждого учителя на столе стоит компьютер с принтером и проектором. В Гвоздецкой школе еще не знают, какие именно классы приобщат к эксперименту. Все зависит от того, какие именно э-учебники обнародуют в полной версии. 

«Выбор можно осуществить только тогда, когда есть полная электронная версия, — акцентирует  Любовь Рыбчинская. — Учителей готовим, сообщаем о проекте. Понимаем, что это большой труд, нужно будет искать действенные методические подходы, учитывать санитарно-гигиенические условия, потому что ребенок не может работать с техникой целый урок. Понимаем, что теорию можно почерпнуть из разных источников, а практические задания на электронных носителях ускорят обучение, ребенок не будет переписывать пять предложений, а сразу поставит запятые в них. В известной степени это облегчит работу учителя, а в некоторой степени — усложнит. Но поколение современных детей отходит от книжки и пользуется техникой. Если это станет вызовом для кого-то из нас, то должны эти вызовы преодолевать вместе».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ