Я - для того, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосом хоре мировой культуры.
Олекса Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

ВУЗ или частные курсы?

Как реалии влияют на выбор места обучения
15 июня, 2018 - 11:41
ФОТО ИЗ АРХИВА "Дня"
ОЛЬГА ПАНТЕЛЕЕВА

В 2018 году более 335 тысяч выпускников украинских школ собираются принять участие во внешнем независимом оценивании и, по итогу, поступить в ВУЗы. Но больше половины из них не пойдут работать по специальности. Именно о таком положении дел на рынке труда говорят данные Государственной службы занятости Украины.

Сегодня в Украине растет число выпускников, которые отдают предпочтение частным курсам. И если говорить только об «айтишных» курсах, то за прошлый год они выпустили около 50 тысяч специалистов. Это практически в два раза больше, чем в 2015 году, а по прогнозам, в 2018 году число выпускников вырастет еще вполовину. Почему вузы становятся все менее популярными?

Уже в выпускном классе у будущих абитуриентов возникает вопрос: а что же дальше? И тут разворачивается классическая ситуация — родители видят свое чадо в той сфере, которая сейчас популярна и прибыльна, а подросток выбирает то, что ему интереснее. Проходят долгие вечерние семейные разговоры о выборе специальности, места обучения и будущего.

Часто побеждает решение родителей, и дети вынуждены поступать в вузы на специальность, которую выбрали за них, мучиться на скучных лекциях и сдавать экзамены с тонной шпаргалок. А потом, окончив, например, юридический вуз, пойти на курсы программирования и выбрать IT. Но зачем было тратить на все это пять лет?

Так было и в моем случае — куда я пойду учиться, за меня решала мама. После школы и подготовительных курсов меня зачислили на экономический факультет Белоцерковского национального аграрного университета. Но в силу характера и из-за любви к математике, я тайком поехала подавать документы в Киевский национальный университет имени Шевченка на математический факультет и в итоге прошла на стипендию. Чтобы не огорчать родителей, на третьем курсе я дополнительно все-таки поступила на заочное обучение экономического факультета.

Окончив университет, я так и не пошла работать ни по одной из этих специальностей. Вначале были продажи, а затем маркетинг. Что действительно повлияло на выбор сферы маркетинга и дало четкое представление о профессии, так это трехмесячные курсы, которые я закончила в тот момент. Благодаря тому, что руководителем и преподавателем у нас был сильный практик, который делился своими кейсами, это воодушевило так, что захотелось погрузиться в профессию полностью. И вот уже более восьми лет я успешно занимаюсь маркетингом в образовательных проектах. И за все это время ни разу не пожалела о сделанном выборе.

Таким образом, чтобы принять решение о профессии и получить необходимую для старта карьеры базу знаний, мне понадобилось всего три месяца.

ТАК В ЧЕМ ЖЕ ПРОБЛЕМА ВУЗОВ СЕГОДНЯ?

Ожидания VS реальность

Квалификация, которую сегодня получает выпускник, не пересекается с требованиями рынка труда. К примеру, я закончила механико-математический факультет, изучала теорию вероятности, функциональный анализ, но в дипломе у меня стоит квалификация: преподаватель математики.

При поступлении я выбирала то, что мне нравится, и то, что у меня хорошо получается, но я никогда не хотела быть преподавателем. А что же ВУЗ? Он дает начитку материала, не объясняя студентам, что после выпуска можно работать, например, в сфере data science, или развиваться в программировании.

Пока вузы не введут в своем расписании занятия по профориентации, где приглашенные специалисты и практики будут рассказывать о профессиях и о возможном развитии — эта проблема будет оставаться нерешенной.

Производственная практика в университете

Не будем брать во внимание медицинские факультеты, где практика постоянная, речь пойдет о факультетах информатики, математических, экономических и тому подобное. Там практика начинается на пятом курсе и приравнивается к «0». Студентов часто просто отправляют поставить галочку о прохождении практики, но никто не показывает, как и что работает.

Я считаю это основной проблемой. И непосредственное введение в профессию должно начинаться со второго курса. Если нет возможности отправлять на стажировку в компании, необходимо внутри учебного заведения проводить воркшопы, приглашать спикеров, которые делились бы своим опытом, примерами из практики, давали бы задания на решения определенных задач, с которыми встречаются на рынке.

Такой подход даст понятие будущим выпускникам, что их ждет и в какой сфере они могут применить свои знания.

Теоретики у руля

Ни в коем случае не хочу сказать, что в нашей стране плохие преподаватели: у многих есть научная степень и они являются лауреатами международных премий. Загвоздка в том, что ученые степени получают в рабочих кабинетах или лабораториях, и если для одних наук это приемлемо, то для других — прикладных, категорически не подходит.

К тому же, большинство преподавателей — бывшие студенты, которые остались в магистратуре и решили связать свою жизнь с наукой. К сожалению, мало кто из них работал в компаниях и знает все процессы изнутри.

 Могут ли преподаватели готовить абитуриентов к профессии, не опробовав ее на себе? Они могут дать хорошую теоретическую базу, научить мыслить, но на этом все заканчивается.

Интересный вопрос: большинство преподавателей работают полдня, а что они делают дальше? Притом, многие жалуются на низкую оплату труда. Так почему же не пойти на полставки в компанию, и во второй половине дня работать с рынком, с продуктом, применять свои знания и получать новые? А потом на уроках делиться со студентами своим новым опытом и знаниям, реальными кейсами. Или, к примеру, прийти с проблемным кейсом на пару, разделить студентов на группы и дать им возможность поработать над ним, помочь найти новые подходы в решении той или иной проблемы.

Почему частные курсы становятся такими популярными:

1 Четко сформулирована профессия и ожидаемый результат на выходе. Абитуриент четко понимает, что проучившись энное количество времени, он получит такие-то навыки и сможет работать по таким-то специальностям.

2 Большая часть преподавателей — практики, которые на каждом уроке делятся реальными кейсами. Они целый день трудятся в офисе, получают хорошую зарплату, а вечером идут делиться знаниями, опытом — тем, чему они научились в процессе работы. Таким образом, всегда доносятся новые знания о передовых технологиях.

3 Оптимальная длительность обучения для получения нужных знаний и навыков в выбранной специальности.

4 Студенты обучаются на практике, таким образом собирая первое портфолио из своих реализованных проектов, что повысит шансы при трудоустройстве.

Из минусов частных курсов можно выделить такие три пункта:

1 Дипломы/сертификаты пока не признаются государством как документ о высшем образовании.

2 Стоимость. И зачастую чем более насыщена программа и солиднее уровень преподавательского состава — тем она выше.

3 Отсутствие возврата денежных средств. Большинство коммерческих учебных заведений не возвращают деньги за курс, если в процессе обучения ученик понял, что это не его специализация. Остается или «дотягивать» до конца, или бросать. В лучшем случае, студенту предложат заменить направление обучения на другое. Во избежание этого некоторые курсы начинают использовать входное тестирование, чтобы понять вводные данные абитуриента.

Если вы выпускник или родители будущего выпускника, не спешите делать выбор. Изучите разные варианты учебных заведений, посетите каждое из них, сходите на консультации, разузнайте о программах обучения, о возможных карьерных перспективах, побывайте на пробных уроках, сравните стоимость, длительность и качество обучения. Только после такого глубокого анализа стоит делать окончательный выбор. И, конечно же, этот выбор должен делать сам абитуриент, чтобы у него был интерес к учебе и желание работать по профессии.

Ольга ПАНТЕЛЕЕВА, СМО в DAN.IT education
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments