Люди живут чувствами, а требовать от них, чтобы они жили мыслями, это все равно, что требовать у богов, чтобы они нас услышали.
Тодось Осьмачка, украинский поэт, прозаик, переводчик

Загадки Черной Мадонны

Почему в средневековой Европе Деву Марию изображали с черным цветом кожи
1 мая, 2021 - 11:27

Мария, мать Иисуса, - один из важнейших образов христианства. Она играет важную роль как в духовном учении и как символический или художественный образ во всем христианском мире. Хотя, казалось бы, мы знаем о Марии все благодаря «Новому завету», однако ее образ имеет и свои загадки. Одной из таких загадок является существование культа Черной Мадонны. Теперь с распространением христианства в Азии, Африке, Латинской Америке никого не удивишь изображениями святых, имеющих негроидные или монголоидные черты. Однако неясным остается факт, почему Деву Марию с черным цветом кожи изображали в средневековой Европе.

Культ Черной Мадонны распространен в основном на территориях, где распространен католицизм. Время появления подобных изображений - ХI-XV вв. В Европе насчитывается всего 400-500 изображений Марии такого типа: в частности во Франции есть более 180 образов черных Марий, в Испании - 50, в Италии - 30, в Германии - 19. Во многих странах этот образ стал важным национальным символом: как польская Черная Мадонна из Ченстоховы или покровительница всей Каталонии - Черная Мадонна из Монсеррат.

Черные мадонны встречаются в европейской культуре в виде статуй и икон. Статуи в основном изготавливались из дерева, часто они делались из редких сортов эбенового дерева. Иногда статуи могли быть сделаны сразу из нескольких видов дерева - лицо и руки темные, а одежда - светлая. Каменные статуи делались в более ранние времена из темного камня, а позже могли быть и из светлого, однако красились. Высота таких изображений - 75 см. Иконы с черными мадоннами в основном рисованы в византийском стиле, а изготовлены итальянскими мастерами ХIII-XIV вв.

Распространение традиции черных мадонн некоторые историки связывали с известным орденом тамплиеров, которые могли завести ее из Палестины. Представители ордена использовали это необычное изображение на своих знаменах, посвящали Черной Мадонне турниры и строили отдельные храмы в ее честь. За 100 лет (1170-1270) в Европе появилось 80 соборов Черной Мадонны и около 500 церквей. В основном здания были выполнены в новом для того времени стиле готики.

Существуют и другие версии происхождения культа Черной Мадонны, от довольно ординарных до сложных и запутанных. Однако интерес к феномену среди исследователей не угасает.

Так, некоторые ученые склонны выводить этимологию культа черных мадонн от древнеегипетской богини Изиды. Изида - богиня плодородия и материнства. Если припомнить, как древние египтяне зависели от разливов Нила и плодовитости своей земли, то становится понятно, почему эта богиня считалась одной из самых почитаемых на земле Кемет. Изида стала женой своего брата Осириса - бога возрождения, а позже потустороннего мира. Осириса убил Сет - бог хаоса, войны и пустыни. Он расчленил тело умершего и разбросал его куски по всему Египту. Изида собрала останки своего мужа и только ей известным способом зачала от него ребенка. Их сын Гор - олицетворение утреннего солнца, впоследствии отомстил убийце отца. Изиду часто изображали как молодую женщину, которая держит на руках младенца Гора и кормит его грудью. Поскольку значение культуры Древнего Египта на античную цивилизацию трудно переоценить, не удивительно, что культ Изиды был распространен во всем Средиземноморье и Передней Азии. Таким образом, влияние семьи Изиды, Осириса и Гора в христианскую традицию вполне натурально. Поэтому версия происхождения культа черных мадонн от культа Изиды тоже выглядит вполне правдоподобно. Например, «египтянкой» называли Черную мадонну из Нотр-Дам на горе Корнель во Франции, которую бросили в костер сторонники французской революции. Статуя Мадонны из Шартра вообще считается давней статуей Изиды, созданной еще в дохристианские времена, которая позже была переделана в христианскую святыню.

У древних народов Европы, в частности у галлов, тоже были свои собственные культы богинь плодородия. Этимологию и связь черных мадонн с этими культами подтверждает то, что многие черноликие святые были найдены на местах старых языческих капищ.
Другая версия гласит, что Черная Мадонна была скопирована европейскими христианами где-то в XI веке от христиан из Африки, в частности от эфиопов. Трудно сказать, так ли это было, но версию отбрасывать не стоит.

Официальная церковь утверждала, что черные мадонны - это просто очень старые изображения матери Иисуса. И что под влиянием времени от дыма свечей изображения почернели натуральным образом. Такие случаи действительно существуют, взять хотя бы Мадонну из Лоретто, Мадонну из швейцарского города Айнзильден, Мадонну из немецкого города Альтэттинг. Однако прецедент нельзя применить ко всем черным мадоннам вместе взятым.
Черные мадонны по всей Европе славятся своей чудодейственной силой и привлекают паломников. Например, Черная мадонна из Альтэттинга, по легенде, даже воскресила утонувшего мальчика. О неугасающей популярности культа свидетельствуют многочисленные дары, которые оставляют верующие близ таких изображений, а также драгоценные украшения, которыми украшают изображения темнокожей Марии. То, что Чорная Мадонна явно не оставляла окружение равнодушным во все времена, свидетельствуют многочисленные «гонения» на нее. Ее статуи очень часто подвергались жестокому разрушению - иконоборцами, гуситами, гугенотами, другими протестантами, участниками французской революции. Неизвестно, такая ненависть была вызвана политическими или идеологическими мотивами. Черных мадонн рубили, сжигали, разбивали. С другой стороны - всегда были и те, кто похищал и прятал такие святыни, тем самым спасая их.

Польская известная «Матка Боска Ченстоховска» - икона Черной Мадонны из Ясной Гуры два раза подвергалась нападению - один раз со стороны татар, а второй - со стороны гуситов. Последние в 1430 году повредили икону - разрубили ее на две части, а на лице польской святыни до сих пор сохраняются следы ударов саблей. Сразу после этого икона была отреставрирована. Этим процессом занимался сам король Владислав Ягайло. Тогда же был изготовлен первый серебряный оклад для драгоценной иконы.

В Польше традиция поклонения Черной Мадонне существует с XV века. Возникла она в монастыре паулинов, который был основан в 1382 году над рекой Варта. Польский князь Владислав Опольско-Ратиборский приказал привезти в монастырь икону Божией Матери из западноукраинского города Белз, которая славилась своей чудотворной силой. Тип иконы - Одигитрия - изображение Марии с Иисусом, где последний одной рукой благословляет, а в другой держит книгу или свиток. История иконы овеяна легендами. По одной из них, ее написал первый иконописец - апостол Лука на доске от стола, стоявшего в доме Марии и Иосифа. В XIII столетии икона появилась на украинских землях - князь Лев Данилович привез ее из Константинополя в Галицкое княжество. Считается, что в свое время икона спасла город Белз, где она находилась, от татарского набега. Позже, уже когда икона была в Ясной Гуре, считается, что во время так называемого «Потопа», она спасла монастырь от шведов. Очередной раз Черная Мадонна из Ченстоховы помогла полякам во время Варшавской битвы 1920 года - в тракте польско-большевистской войны. Тогда, по преданию, Мадонна явилась защитникам города и помогла им выстоять в борьбе с красным нашествием.

Образ Черной Мадонны настолько укоренился в польском национальном сознании, что также появлялся на боевых штандартах и забирался в дальние края теми поляками, которые должны были покинуть свою родину. Образ Черной Мадонны хранится едва ли не в большинстве польских домов. Это символ, который объединяет нацию и придает ей веры в свою силу. Вера в Матерь Божию среди поляков является такой сильной и они так верят в ее покровительство, что добились официального признания со стороны Святого Престола ее Королевой и святой патронкой страны.
Таким образом, Черная Мадонна до сих пор - неразгаданный феномен европейской культуры, который, как показывают вышеприведенные примеры, занимает существенное место в европейской религиозной, культурной и национальной традиции.

Янина БУТЕНКО, фото предоставлены автором
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ