10 или 30 — вопрос (не) принципиальный
Правительство хочет втрое уменьшить время, за которое украинцы должны узнавать об изменении тарифов ЖКХКабмин предлагает сократить срок оповещения потребителей об изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 30 до 10 дней. Об этом идет речь в проекте закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины о процедуре установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги», размещенном на веб-сайте Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Этим же законопроектом правительство планирует установить, что порядок доведения до потребителей информации и мониторинг позиции территориальных общин относительно изменений в теле и структуре тарифов и, собственно, обоснование необходимости их изменения разрабатывается и утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере ЖКХ, а не органами местной власти, как было до сих пор.
Напомним, что с 1 февраля в Украине уже действуют новые тарифы на коммунальные услуги. В частности, стоимость услуг энергопоставляющих компаний на тепловую энергию для населения возросла на 35%. В МинЖКХ это объясняют тем, что в связи с подорожанием газа себестоимость покрывалась тарифом только на 60%.
Сегодня положение отрасли критическое, замечают в профильном министерстве, убытки за 2010 год составляют около 3 миллиардов гривен. Кроме того, пока что об инвестиционной составляющей в структуре тарифа речь не идет, поэтому надеяться, что рост тарифов на «коммуналку» прекратится последним подорожанием, украинцам не стоит.
«День» спросил у непосредственного потребителя жилищно-коммунальных услуг, руководителя одного столичного Объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), на ключевую роль которых в реформе ЖКХ делают ставку власти, как он расценивает инициативу сокращения срока уведомления об изменении тарифа и о порядке установления «коммуналки» в целом.
Олег ГОЛУБЕНКО, глава киевского ОСМД Туровской, 31:
— Конечно, 10 дней — это мало, чтобы информировать людей об изменении тарифа. Нам нужно провести собрание жильцов дома, сообщить каждому эту информацию, разъяснить.
Однако я считаю, что вопрос количества дней в проблеме тарифообразования далеко не тот, о котором сегодня нужно дискутировать в первую очередь. За 10 дней или за 30 — разницы нет, за сколько потребитель узнает, что ему нужно будет платить больше «коммуналки», все равно платить за тепло, воду, электроэнергию ему придется, никуда он не денется, и продавца этих товаров он сменить не сможет, поскольку рынок монополизирован. А обжаловать подорожание коммунальных услуг, как показывает практика, в Украине невозможно, хоть закон и дает такое право.
Я убежден, что проблема здесь в другом. А именно в порядке формирования этих тарифов и, как следствие, в экономическом основании их повышения. Если посмотреть на перечень тарифов на тепло, электроэнергию, воду, то наблюдаем интересную картину: в каждом регионе есть свой тариф, причем существенно отличающийся от других. Почему? Неужели в одной области для выработки гигокаллории тепла нужно сжечь одно количество ресурса, а в другой — вдвое или втрое большее? Просто наши тарифы рассчитываются совсем не рыночными методами. Вместо того чтобы посчитать, сколько реально ресурса тратится на производство той или иной услуги и составить экономически обоснованный тариф, наши энергокомпании идут с конца: берут сумму всех расходов на эксплуатацию устаревшего оборудования, неэффективные котлы, потери воды в трубах, приплюсовывают еще проблемные задолженности, а тогда перекладывают этот груз на конечного потребителя в виде тарифа.
Решить проблемы нашего жилищно-коммунального хозяйства в вопросе тарифообразования можно, лишь установив реальную экономически обоснованную методологию. Пусть они (специалисты предложенного правительством центрального органа исполнительной власти в сфере ЖКХ. — Авт.) посчитают реальную цену тепла, света и воды и покажут ее населению. Если все это будет дорого, люди станут экономить.
Выпуск газеты №:
№24, (2011)Section
Панорама «Дня»