Атака на «ДНК»
Приватизация «Святой Руси» продолжается, или Что означает для Украины Десятинная церковь
Вчера в Третьяковской галерее в Москве по инициативе российского президента Дмитрия Медведева открылась масштабная выставка «Святая Русь», которая позже будет представлена также в Санкт-Петербурге. Российские СМИ сообщают, что она посвящена древнерусской культуре, а на сайте Третьяковской галереи она названа «уникальной по масштабу и значимости выставкой шедевров российского искусства X—XIX веков». В сущности же, этой экспозицией Россия атакует украинскую «ДНК» и идентификацию, сплошь приватизируя историю и культурное наследие Украины времен Киевской Руси.
В действительности эта экспозиция (правда, с некоторыми изменениями) выставляется уже во второй раз. А впервые она была представлена в сердце художественной Европы — Парижском Лувре под названием «Holy Russia» (в переводе «Святая Россия»): «Российское искусство от Начал до Петра Великого». В Москве же ее название зазвучало уже как «Святая Русь». Почувствуйте, как говорят, разницу и подмену понятий. Кстати, «Holy Russia» в Лувре была организована при поддержке «Газпрома».
Информацию о выставке до сих пор можно найти на официальном сайте музея louvre.fr. Представили ее как «последовательное знакомство с древнерусской культурой — от скифских каменных баб до архитектурного макета Смольного монастыря в Петербурге». А продолжалась она в течение почти трех месяцев прошлого года
Собственно, «День» уже вспоминал об этой экспозиции. Львовский искусствовед Христина Березовская, которая случайно стала ее свидетелем, писала в материале для «Дня»: «На центральном табло этой экспозиции — фотография нашей Софии Киевской с подписью: «Российский памятник, который расположен на территории Украины». А рядом — немало украинских икон — Владимирская, Петровская Богоматерь ХІІ в., тоже представленных как образцы российского искусства. Мы знаем, что иконописная российская школа возникла только в ХVII в., то есть даже хронологически эти иконы не могут быть российскими. Но... Металлические нашивные украшения из Толстой Могилы, галицкие колты с орнитоморфными эмалевыми изображениями и немало других предметов из собственно украинского художественного «фонда» были представлены на выставке в Лувре как образцы «российского искусства». И именно это «российское искусство» французские журналисты послушно и бездумно «пиарили» на страницах своих газет и журналов. Для рядовых французов разницы между словами Russia и Rouse нет». Христина даже описывала, как «украинская диаспора обратилась в Лувр с письмом, в котором выразила свое удивление: как такое уважаемое учреждение с высоким кредитом доверия элементарно не проверило достоверность информации? В ответ прозвучало: «Вам самостоятельно нужно защищать свою культуру».
Это не что иное, как информационно-культурно-генетическая война, которая ведется против Украины и на ее собственной территории, и в мире, и о которой Украина часто даже не догадывается. Парадокс, но Россия в Европе чувствует себя значительно свободнее и раскованнее, чем Украина, она может значительно больше себе позволить. В частности, за счет бюджетов, которыми распоряжается. Так или иначе, организовать выставку в Лувре — удовольствие не из дешевых. Но смущает в первую очередь другое. С тем, что нам «самостоятельно нужно защищать свою культуру», не поспоришь, но и Лувр — не рядовая выставочная площадка, а как и любой (а в действительности далеко не любой) музей, он является прежде всего научным (!) учреждением... которое включается в процесс легитимизации, по-видимому, одной из самых масштабных фальсификаций в истории человечества. Освящая «Святую Русь», Лувр, сознательно или нет, отрицает украинскую идентичность и Украину как часть европейского пространства. Не наилучший сигнал для Украины. Опять.
Россия декларирует свою святость, но в то же время остается верной Сталину. Во время одной из дискуссий, посвященной десталинизации, в эфире российского телеканала «Совершенно секретно» один из экспертов сказал: те, кто зарится на образ Сталина, должны иметь в виду, что 90% современной российской идентичности — это Сталин; поэтому тот, кто его атакует, — разваливает Россию. Производя христианский флер на экспорт и для внутреннего потребления, Россия не может распроститься ни со своим советским наследием (за которым немало вовсе не христианских поступков), ни с более ранним имперским, которое так же сложно обвинить в чрезмерной христианской нравственности. В этом состоит большой российский парадокс, который Европа упрямо не желает замечать (видя в нем все что угодно — эксцентричность, бескрайность русской души, — только не то, что есть в действительности) и жертвой которого была да еще до сих пор является Украина.
Луврская выставка имела грандиозный (даже по меркам Парижского музея) успех среди публики и прессы. Ее посетило около 260 тысяч человек. И как, интересно, Украина собирается преодолевать эту тотальную ложь общемирового масштаба? Возможно, нам снова помогут Гарнюня и Спрытко, послы нашей идентичности в мире?
Существенная вещь. Как отметила в интервью gazeta.ru куратор выставки «Святая Русь» Наталия Шередега, среди экспонатов, выставленных в Третьяковке, есть... фрагменты росписи Десятинной церкви в Киеве. Именно той, которую в позапрошлую ночь без лишних церемоний захватил Московский патриархат (подробнее о ситуации и по этому поводу — в комментариях экспертов читайте на странице «Общество»). А это значит, что наше «ДНК» продолжают атаковать. На разных направлениях и с разным уровнем агрессии. Хотя методы «обращения», в сущности, не слишком-то и изменились. Выставка в Третьяковке, которая удивительным образом перекликнулась с актуальными событиями в Киеве вокруг Десятинной церкви, выглядит как продолжение очень старой истории о мире цивилизованном и мире варварском; о мире христианском и, как писали на средневековых картах в направлении Востока: «hic sunt leones», то есть территорию, где «живут львы», об угрожающей и хищной земле, в «святости» которой не осталось больше ничего святого.
Выпуск газеты №:
№90, (2011)Section
Панорама «Дня»