Для чего?
Общество не преодолеет гуманитарный кризис, пока не даст именно себе ответа, какова цель его существования«Долговременный гуманитарный кризис» — такое определение состояния украинского общества, в котором оно находится со времен распада СССР, с одной стороны, будет верным, с другой — только надоевшей констатацией факта. В течение полтора десятка лет государственные деятели, ученые и интеллигенция с различных трибун и под различным углом зрения озвучивают этот тезис — но кризис и далее продолжается.
Он приобретает различные формы, сплетенные в своеобразный гордиев узел. Это и кризис воспитательного и образовательного процесса, и унизительное состояние заведений культуры, и упадок общественной морали, и разрушение института семьи, и неадекватная современным потребностям система здравоохранения. Перечень можно продолжать, но он будет констатацией последствий, но не объяснением первопричины гуманитарного кризиса. Источник же кризиса, по моему убеждению, — в другом.
Этот источник — в кризисе мировоззрения. Ни общество в целом, ни политики или те, кого принято называть элитой, ни подавляющее большинство наших сограждан не в состоянии полноценно ответить на, казалось бы, простой вопрос: «Для чего?» Для чего существует общество, для чего существует государство, для чего мы живем в этом мире?
Взглянем в недалекую историю. Убежден, что не внешние факторы, а именно внутренняя деградация мировоззрения обрекла на уничтожение советскую модель общества. В 20—30-е годы плетью и пряником людей направляли к «светлому будущему». И, наконец, многие верили в это будущее. Эта вера вдохновляла на строительство почти голыми руками мощных индустриальных объектов, эта вера убеждала кремлевских вождей в необходимости истребления целых классов, народов, общественных групп. Даже перед дулом пистолета старые большевики продолжали верить в правоту своих идей.
Коммунистические идеалы оказались недосягаемыми, вера в них порочной, но пока она существовала — советское общество жило. Его деградация и смерть начались в тот момент, когда сначала властная верхушка, а потом и рядовые граждане перестали верить в «светлое будущее» для всех и решили лучше всего обустроить собственный сегодняшний день. Советские люди отчаялись в коммунистическом мировоззрении и его идеалах — и Союз умер.
Среди его обломков, внезапно и неожиданно для многих, возникла независимая Украина. И именно ее происхождение стало первым серьезным испытанием общества.
Со времени монгольского нашествия Украина не имела полноценного собственного государства. Веками она ориентировалась на могущественных соседей, только меняя своих правителей. Поэтому идея собственного государства, собственного правления и законодательства стала фактически национальной украинской идеей. Поколения наших предков жили и умирали ради независимости Украины, ради ее соборности и государственности. Борьба за них оказалась настолько тяжелой, а цель казалась настолько недосягаемой, что вопрос «Для чего нам нужно независимое государство?» даже не возникал.
И вот вдруг Украина стала независимой. Цель якобы исчерпала себя, историческая задача выполнена. И именно с этого времени начались, по-видимому, наши нынешние проблемы.
С одной стороны, мы осознаем, что независимость — это хорошо, но для чего она нам? Что мы с ней должны делать? Общество ищет ответы на эти вопросы, но до сих пор их не нашло. А именно эти ответы и должны стать «украинской национальной идеей».
Нам очень необходима эта идея. Нам нужен собственный, уникальный идеал, к которому стремилось бы общество. И этот идеал должен быть настолько ценным, что ради него мы будем готовы жертвовать своим комфортом, своим материальным состоянием, даже своей свободой и жизнью. И не важно — будет ли кто-то забирать это у нас. Важно, что мы будем готовы отдать, пожертвовать личным ради блага Украины.
В свое время наше общество попробовало дать ответ на запрос национального идеала. Этим ответом стало понятие «правда». Правда — как синтез истины и справедливости. Потому что именно за правду, а не за конкретных политиков или лозунги, люди восстали в 2004 году.
На расстоянии более трех лет многие события, которые принято называть оранжевой революцией, сейчас видятся по- разному. По-разному оценивают их те, кто тогда получил власть и кто ее упустил. Можно давать разные объяснения тому, что тогда произошло. Но для меня несомненным останется одно — оранжевая революция победила потому, что слова национального гимна о душе и теле, которые мы положим за нашу свободу, стали реальностью. Люди действительно были готовы отдать все, включительно с жизнью, ради идеалов правды, свободы и любви к своей земле и своему народу. К сожалению, оказалось, что не все осознали то, что любовь должна быть взаимной и самое главное — жертвенной. При чем жертву должен принести именно ты, а не народ, который ты любишь.
Сейчас много говорится об «европейском будущем Украины». Но на самом деле оно — только идеологический штамп, который можно наполнять различным содержанием. Так же, как «права человека», «демократию» или «социальную справедливость». А для того, чтобы проверить, на самом ли деле эти ценности являются важными для нас, просто поставим себе вопрос — готовы ли мы отдать свою жизнь за них? Вряд ли.
И неужели в Европе нет проблем? Почему тогда богатые европейцы не знают, для чего жить, не хотят создавать семью и рожать детей, тем самым обрекая свою нацию на медленное вымирание. Мы смотрим на Европу, как на своеобразный цивилизационный идеал, но на самом деле она глубоко больна и переживает гуманитарный кризис, по-видимому, худший, чем наш. Потому что для нас Европа является своеобразным ориентиром в пути к будущему. А какой ориентир у Европы, ориентир не количественный, а качественный? Такого ориентира, к сожалению, не видно. И им не может быть стремление к большей демократии или к большему росту экономики. Все это — количество, которое не дает ответа на вопрос: «Для чего?»
Мир глобализируется и не раствориться в нем имеет шанс только та политическая нация, тот народ, который осознает свою особую миссию, который будет иметь национальный идеал и уникальное видение своего будущего. Найти их — трудная задача, но она нам под силу. Мы имеем многовековую историю, культуру, духовные традиции и общественные моральные ценности. Наконец, в отличие от «цивилизованных европейцев», наши политические противостояния еще ни разу не завершились кровопролитием, подожженными автомобилями, побитыми витринами и разграбленными магазинами. Поэтому нам надо искать и найти свой особый ответ на вопрос «Для чего?» — для чего мы живем, для чего мы создали общество и государство?
Ответы на эти вопросы будут лежать в мировоззренческой плоскости. Потому что первоисточником бытия является духовное, а не материальное начало. Не может и не должен быть идеалом общественного развития рост ВВП или средней зарплаты, так же, как счастье одного конкретного человека не измеряется в количестве денег, которые он имеет. Свобода личности не должна существовать без ответственности, благо одного должно быть сбалансировано с благом всех, а права человека не должны отделяться от его обязанностей.
Из-за греховного несовершенства каждого отдельного человека на земле не может быть построено абсолютно совершенное общество. Но именно стремление достичь идеала будет помогать нам в том, чтобы хотя бы частично реализовать его.
Богатые не помогут бедным, а сильные не защитят слабых, судьи не будут судить по справедливости, а государство будет страдать от коррупции до тех пор, пока внутренний моральный кодекс будет позволять человеку творить беззаконие. Пока в основу всего общества и каждого гражданина не положат идеалы правды и жертвенной любви к ближним и Родине.
Общество не будет успешным, если его идеалами будут только богатство и удовольствие. А мы будем страдать от гуманитарного кризиса до тех пор, пока ответ на вопрос «Для чего?» будем искать в материальной, а не в духовной плоскости.
Выпуск газеты №:
№56, (2008)Section
Панорама «Дня»