Где гарантии?
Основное препятствие к созданию любой коалиции — тотальное недоверие
В начале текущего месяца, когда о вероятной коалиции БЮТ и Партии регионов депутаты этих политических сил говорили в кулуарах, и то — в режиме «off the record» Президент обвинил «московскую коалицию» в намерении развернуть Украину на 180 градусов. Под занавес прошлой недели, когда представители двух самых крупных парламентских фракций уже открыто заговорили о возможности создания в Верховной Раде мега-коалиции с «золотым» голосовым запасом — 331, Виктор Ющенко снова нанес информационный удар, заявив, что такая коалиция несет угрозу украинской демократии. Коалиция 331 — это не просто цифра, это конституционное большинство, имеющее возможности и перекраивать Конституцию, и преодолевать президентское вето. По сути, это — монополия, лишающая украинскую властную вертикаль важной в демократических условиях системы сдержек и противовесов. Лидер Партии регионов Виктор Янукович не исключил, что уже сегодня (Анна Герман сказала — в четверг) в здании ВР может быть объявлено о создании новой коалиции. Президент, с которым депутаты хотели обсудить во вторник текущую политическую и экономическую ситуацию, уже отказался от приглашения парламентариев, а премьер интригующе молчит. Похоже, обжегшись на молоке, Юлия Тимошенко, для которой сегодня задача-максимум — сохранить пост главы правительств, — дует на воду. Какие риски несет в себе коалиционный союз Тимошенко — Януковича, актуализирует ли новое правящее большинство несколько подзабытую идею о досрочных парламентских выборах, — «День» поинтересовался, среди прочего, у профессора кафедры политологии НаУКМА Алексея ГАРАНЯ.
— Многие парламентарии говорят о том, что катализатором парламентского кризиса является не выход фракции НУ-НС из состава правящего большинства, а отставка спикера Яценюка. Как вы оцениваете нынешнюю спикериаду и собственно вес должности главы ВР в нынешних условиях?
— Роль спикера в украинской политике гипертрофирована. Почему? В результате выборов по партийным спискам парламент хотя и стал более структурированным, однако многочисленные закулисные маневры, а также недостаточно четкая очерченность большинства после досрочных выборов приводят к тому, что голоса буквально нескольких депутатов оказываются на вес золота. Понятно, что в таких условиях роль спикера как человека, который может что-то проталкивать, что-то замалчивать, в нужное время вынимать козыри из рукава, возрастает. В общем же, гипертрофированность роли спикера в украинских условиях — это свидетельство несовершенства украинского парламентаризма и политической системы в целом.
Если говорить конкретно о нынешних переговорах, то необходимо отметить, что в значительной мере позиция отдельных фракций обусловлена персональным фактором. Литвин стремится к тому, чтобы получить это кресло для себя. Коммунисты рассчитывают, что им опять достанется должность первого вице-спикера. Еще один момент связан с тем, что кандидатура спикера для различных политических сил должна гарантировать разные вещи. Скажем, если на этой должности окажется Плющ, то для Ющенко это будет означать успех его потенциальной коалиции с Партией регионов. Кроме того, это может означать проведение досрочных выборов в удобный для Президента момент. Должность спикера является также одним из основных переговорных пунктов между БЮТ и ПР.
— На ваш взгляд, лидер самой крупной парламентской фракции в контексте нынешних коалиционных переговоров может согласиться на роль спикера?
— Тут есть и «за», и «против». С одной стороны, это будет означать получение Партией регионов и Януковичем возможности публичной демонстрации своей роли. С другой стороны, для него тут тоже есть определенные риски, поскольку очевидно, что в роли спикера Янукович будет выглядеть достаточно неуклюже. И если сейчас страна вспоминает «плющизмы», то теперь будет изучать афоризмы Виктора Федоровича. Но дело даже не в этом. Мы понимаем, что в переговорах БЮТ и ПР кресло спикера для Януковича — это один из элементов, но не главный. Главный момент, который, в общем-то, и тормозит переговорный процесс — это отсутствие гарантий выполнения всех пунктов соглашения. Говорится о возможной комбинации, когда Януковичу будет обещано избрание президентом.
— В парламенте?
— Либо в парламенте, либо на всенародных выборах при неучастии в них Тимошенко. Но где гарантии? Где гарантии, что сотрудничество БЮТ и Партии регионов в коалиционном правительстве будет безоблачным? Наоборот, очевидно, что будут серьезные трения, и в любой момент может оказаться, что потенциал разногласий превышает объединительный потенциал. С чем тогда остается спикер Янукович, ведь кресло премьера остается за Тимошенко?
— Но все же: что в итоге сыграет решающую роль — отсутствие гарантий выполнения договоренностей или углубление кризиса, который может, грубо говоря, смести всех нынешних игроков с политической арены? Кстати, недоверие всех ко всем присутствовало и в демкоалиции.
— Я думаю, углубление кризиса является одним из факторов, который подталкивает Партию регионов (в том числе и тех представителей ПР, которые являются противниками союза с Тимошенко) к созданию коалиции с БЮТ. Но в чем отличие нынешней ситуации? Если мы говорим о первой, «оранжевой», коалиции, даже с участием в ней социалистов, то тут немаловажную роль играл идеологический момент. Все тогда говорили о ценностях Майдана. Реализовались они — не реализовались — это уже второй вопрос, но все участники об этом говорили. Если говорить о создании второго правительства Тимошенко, то, опять же, «Наша Украина» и БЮТ, по крайней мере, идеологически объединялись под лозунгами демократии и возвращениея «к истокам» — к реализации того, что не сделала оранжевая революция. В данном случае, если будет коалиция БЮТ и Партии регионов (или же коалиция ПР и НУ-НС) — это будет деидеологизированный прагматичный союз. В этом смысле можно говорить о том, что украинская политика вступает в пост-майданный период, когда роль играют не «генетические» корни политических сил, связанные с периодом 2003 — 2004 годов, а прагматический расчет текущей ситуации.
— Какую линию в контексте гипотетической коалиции БЮТ и ПР займет Президент? Виктор Ющенко будет молча наблюдать за этим «праздником жизни» или решится на выборы, несмотря на отсутствие поддержки этой идеи в обществе?
— Если во вторник станет ясно, что БЮТ и Партия регионов действительно достигают финишной коалиционной прямой, то Ющенко может решиться на издание указа о досрочных выборах. С формальной точки зрения, он имеет право на такой шаг. Другой вопрос: как это будет воспринято и в обществе, и основными политическими силами? Кроме того, необходимо также акцентировать внимание на том факте, что с указом о роспуске может возникнуть конфуз: указу должны ведь предшествовать консультации Президента, в которых принимает участие и глава ВР, а его нет.
События, последовавшие после издания предыдущего указа о внеочередных выборах, продемонстрировали, что сопротивление одной из трех основных политических сил привело к тому, что указ был фактически заблокирован. Если БЮТ и Партия регионов придут к соглашению и обе стороны окажутся в оппозиции к досрочным выборам, реализовать избирательный процесс будет крайне сложно. Кроме того, Президенту будет сложно найти поддержку этого шага в обществе.
— Кстати, если несколько недель назад глава государства говорил, что готов принять любую коалицию, создание которой будет закреплено соответствующим соглашением, то сегодня Президент называет вероятный союз ПР и БЮТ неприродным и таким, который ставит украинскую демократию под удар.
— Если невозможен возврат к демократической коалиции (плюс Литвин), тогда альтернативой является включение в процесс Партии регионов — формализованное или неформализованное. Вариантов два: либо НУ-НС+ПР+блок Литвина (и этот вариант связан с проталкиванием кандидатуры Плюща), либо БЮТ и Партия регионов. Кстати, давайте вспомним Универсал. Что это было? Это была попытка создания широкой коалиции между «Нашей Украиной» и Партией регионов. Другое дело, что Универсал не сработал. Но мы понимаем, что Ющенко на самом деле внутренне тоже готов к союзу с ПР. Своими действиями, я думаю, Ющенко сам подталкивает БЮТ к союзу с ПР. Не вполне гибкая позиция президентской стороны и президентского Секретариата, который, мне кажется, постоянно подталкивает Ющенко к непродуманным решениям, может аукнуться коалицией БЮТ и ПР, и Президент тогда может проиграть все.
— Кстати, о роли Секретариата в нынешних политических процессах. В эфире «Свободы слова», когда вы поинтересовались у Президента, как он оценивает положение дел в СП, вас устроил ответ?
— Секретариат ведет свою игру, чиновники СП стараются влиять на позицию Президента, поэтому упрощать и говорить о том, что Секретариат просто трансформирует политику Ющенко, думаю, нельзя. Но важно то, что Президент четко взял политическую ответственность на себя, заявив, что Секретариат — это чисто технический орган. В целом же, у меня сложилось впечатление, что Ющенко искренне верит в то, что говорит: о европейской интеграции, о НАТО, о Голодоморе, об опасности российского влияния в Украине... Стратегически, концептуально я соглашаюсь практически по всем вопросам. Однако, когда эти позиции начинают воплощаться на практике, мы получаем обратный эффект — эффект со знаком минус. Это свидетельствует о том, что президентская политика непродумана, и в результате это приводит к неудачам, провалам и бьет бумерангом по позициям самого Ющенко.
— Другими словами, можно говорить о том, что у президентской политики нет профессиональных проводников.
— Да, думаю, можно и так сказать. Вокруг Президента нет команды профессионалов, которая думает прагматически, а не подчиняет свои действия внутриполитической конъюнктуре. Но вы знаете, что в этой ситуации представляется самым опасным? Президент не хочет слышать критики, он не приемлет ее. Президент пребывает в своей системе координат и искреннее верит в то, что только он является человеком, который выведет Украину из кризиса, а все вокруг его почему-то не понимают. Мне кажется, в этом значительная часть нынешних проблем.
— Президент заявляет, что в процессе коалиционных переговоров между лидерами БЮТ и ПР далеко не последнюю роль играет Москва, дескать, Янукович и Тимошенко поочередно ездят на консультации в Кремль. Действительно ли, сегодня есть основания для подобного рода утверждений о «руке России»?
— Влияние России в Украине существовало всегда. В тоже время, влияние РФ мы не можем переоценивать, потому что украинская политика последних четырех лет четко показала — возможности России небезграничны. Развитие политической ситуации в Украине, в первую очередь, определяется внутриполитическими факторами, и никакая Россия не сможет эффективно влиять на процессы, если основные украинские политические силы будут действовать согласованно. Поэтому в данном случае я бы говорил не о «руке России». Москва на самом деле смотрит, с кем ей выгоднее решать текущие вопросы. Ющенко в восприятии Путина и Медведева остается националистом, с которым связан их личный, колоссальный провал в 2004-м. И, конечно же, они хотят взять реванш. Но, вместе с тем, нельзя согласиться с Президентом, который говорит о том, что у нас сейчас будет «Грузия-2». Мне кажется, это недооценка со стороны Президента логики внутренних украинских процессов и преувеличение роли российского фактора. Кстати, и в президентском окружении теперь говорят о «прагматизации» на российском направлении, в чем раньше обвиняли правительство.
Несет ли в себе угрозы коалиция БЮТ и Партии регионов? Несет, конечно же, поскольку эти две политические силы имеют конституционное большинство. Кроме того, существует вопрос о том, как удастся удовлетворить аппетиты ПР, как она себя поведет и во внешней политике, и в вопросах энергетики? Но не надо забывать о том, что не меньшие угрозы существуют и в варианте создания коалиции со спикером Плющом между «Нашей Украиной» и Партией регионов, поскольку именно ПР будет доминировать в коалиции и правительстве.