Я - для того, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосом хоре мировой культуры.
Олекса Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

Хоровая ассамблея памяти Михаила Кречко

16 февраля, 2001 - 00:00


Завтра в Национальной филармонии Украины состоится вечер памяти Михаила Кречко — знаменитого украинского хорового дирижера, народного артиста Украины, — в котором примут участие Национальная заслуженная академическая капелла Украины «Думка», Камерный хор им. Бортнянского, Мужская хоровая капелла им. Л. Ревуцкого Черниговской филармонии, Винницкий муниципальный камерный хор, Академический хор студентов кафедры хорового дирижирования Национального университета культуры и искусств. В программе принимает участие Симфонический оркестр Национальной филармонии под руководством Николая Дядюры.

По словам режиссера вечера и художественного руководителя капеллы «Думка» Евгения Савчука, они хотят не только рассказать публике об известном музыканте, а также отдать дань уважения своему коллеге. Сам Евгений Герасимович познакомился с Михаилом Михайловичем в Киевской консерватории, где они вместе преподавали на кафедре хорового пения. В концерте принимают участие певцы и дирижеры, с которыми в разное время связывала творческая и человеческая судьба Михаила Кречко. К сожалению, из-за финансовых трудностей не смог приехать Закарпатский народный хор, где собственно и произошло становление Михаила Михайловича как дирижера. Он был человеком высокоэрудированным, прекрасно разбирался в истории, искусстве, знал несколько иностранных языков: латынь, свободно читал и разговаривал на венгерском, польском, чешском. В каждом коллективе, в котором работал, создавал прежде всего благотворную для творчества атмосферу. Он прожил непростую жизнь. Ведь не стоит забывать, что еще совсем недавно, например, за исполнение колядок или щедривок могли заклеймить человека, поломать не только карьеру, но и исковеркать судьбу. Михаил Кречко на выпады в свой адрес внимания не обращал, считая себя не националистом, как кое-кому казалось, а патриотом. Он стойко сносил удары недругов, никогда не опускался до выяснения отношений и продолжал делать то, что считал правильным. Дебюты Леси Дичко с «Червоною калиною», Ивана Карабица с «Садом божественних пісень», Евгения Станковича с Третьей симфонией состоялись во многом благодаря Михаилу Михайловичу.

С именем Кречко связан расцвет Закарпатского народного хора. Когда он возглавлял капеллу «Думка», она стала известна за рубежом. Одной из вершин его композиторской деятельности является «Литургия Ивана Златоустого». Яркую страницу в репертуарной политике оставил Михаил Михайлович и в Киевском детском музыкальном театре. Но самое главное — его помнят не только коллеги и бывшие студенты, а все, кто любит украинскую музыку.

По словам дочери дирижера Наталии Кречко, она очень хочет, что бы вечер, посвященный памяти отца, получился не печальным, а светлым. Хор университета культуры и искусств, где она работает педагогом, подготовил несколько композиций. Это прежде всего любимое произведение Михаила Михайловича — обработка песни Лятошинского «Тече вода...». А «Веснянку» Стеценко, современного украинского композитора, она выбрала потому, что Михаил Михайлович всю свою жизнь, кроме того, что пропагандировал народную песню, поддерживал новую украинскую музыку.

— Самым ярким моим воспоминанием детства был концерт, когда капелла «Думка» впервые исполнила «Реквием» Джузеппе Верди, а отец был за дирижерским пультом, — рассказывает Наталья Михайловна. — Я под огромным впечатлением находилась несколько дней — насколько проникновенно прозвучала эта музыка. С «Реквиемом» они триумфально гастролировали по многим городам. В 80-е годы «Думка» с Национальной оперой осуществила совместный проект, подключив к исполнению заупокойной мессы суперзвезд того периода: Анатолия Соловьяненко, Гизелу Циполу, Галину Туфтину, Анатолия Кочергу, а дирижировал Стефан Турчак. Отец мне запомнился на сцене очень эмоциональным музыкантом. К каждому своему выступлению он тщательно готовился. Его обработки народных песен всегда отличались яркой интерпретацией. Михаил Михайлович был человеком разносторонним. Кроме дирижирования он прекрасно играл на фортепиано, сочинял музыку, занимался преподавательской работой, писал музыковедческие труды, подготовил несколько сборников украинских народных песен, которые отыскал в фольклорных экспедициях. Довольно часто ему приходилось заниматься аранжировками в свободное от основной работы время. Поэтому я воочию видела нелегкую «кухню» музыканта. К некоторым произведениям он возвращался несколько раз, делая различные варианты, например: «Летів пташок понад воду». Это песня, которую исполнит хор нашего университета в память об отце. К сожалению, она не вошла в сборник его обработок, но песня настолько интересна и красива, что мне очень хочется, чтобы на его юбилейном вечере она обязательно прозвучала.

В доме у Кречко всегда звучала музыка и поэтому не удивительно, что его дочь Наталья стала певицей. Восемь лет она преподает на кафедре хорового пения в Киевском национальном университете культуры и искусств, а став дирижером, продолжила дело отца, которому он посвятил жизнь.

Михаил Кречко родился 5 сентября 1925 года в селе Порошкове (Закарпатье). В тот период эта территория находилось под Австро-Венгрией. Он вырос в простой и бедной семье. Его отец умер, когда Миша был крохой. Матери неоткуда было ждать помощи и ей пришлось пойти в домработницы, чтобы вырастить двоих детей. Учителя с детства отмечали большие способности вихрастого паренька. Он был круглым отличником. Более того, педагоги в гимназии собирали деньги, чтобы заплатить за его обучение, видя его рвение к учебе и разносторонние способности. Одним из малоизвестных фактов биографии будущего дирижера является тот, что Кречко закончил Ужгородскую духовную семинарию. Нет, в священнослужители он себя не готовил. Просто в этом учебном заведении был педагогический факультет. Именно в семинарии он научился играть на скрипке и фортепиано, пел в хоре. Киевскую консерваторию М. Кречко закончил в 1954 году. Его педагогом по хоровому факультету была Элеонора Павловна Скрипчинская, а вокалу он учился у знаменитого оперного певца (баса) Ивана Сергеевича Паторжинского. Примечательно, что, став художественным руководителем и главным дирижером Закарпатского народного хора, Михаил Михайлович сделал этот коллектив высокопрофессиональным, сумев подготавливать интересные программы и создав круг единомышленников. Они объездили с гастролями практически весь бывший Советский Союз и многие страны мира.

14 лет были отданы капелле «Думка». Этот период он считал важным и ценным в своей жизни. Ведь возглавив капеллу, Кречко пришел с определенным планом и сумел его реализовать. Прежде всего он считал, что нужно не только лелеять народную песню, но и поддерживать современных украинских композиторов. Его «ушли» из «Думки» по сигналу сверху. До этого были проверки, выговоры за то, что в концертах, обойдя худсовет, капелла исполняет духовную музыку, а коллектив стал рассадником национализма. Михаил Михайлович стойко перенес этот удар. Остался в нормальных отношениях с экс-коллегами, искренне радуясь их успехам, не держал обиды. С 1983 года М. Кречко стал главным хормейстером Киевского детского музыкального театра, совмещая работу и преподавание. Ему всегда был интересен воспитательный момент в музыке, как для детей, так и для взрослых. Почти четверть века он преподавал в Национальной музыкальной академии, стал профессором. В театре с его участием были поставлены спектакли «Иоланта», «Сказка о царе Салтане», «Дуэнья», «Дитя и чары», «Зима и Весна» и многие другие. По словам Михаила Михайловича, любовь к украинской народной песне ему привила мама. В концертах он старался показывать разнообразные программы. В частности, одним из первых в Украине со своим хором исполнил «Реквием» Шнитке. Михаил Кречко был человеком редкой эрудиции. Долгие годы на телевидении и радио вел музыкальные передачи о народной музыке «Сонячні кларнети» и «Золоті ключі», которые были очень популярны среди слушателей. Приходили тысячи писем-откликов из всех регионов Украины. Михаил Кречко стремился создавать программы, которые были понятны и близки всем слушателям, а не только меломанам.

На сцене Михаилу Михайловичу была присуща эмоциональность, а вне ее он был выдержан, редко повышал голос на собеседника, всегда старался понять человека, не обидеть его, обладал редким умением убеждать. Михаил Кречко оставил после себя много учеников, которые работают в различных коллективах, среди них — Эмил Сокач, ныне возглавляющий камерный хор «Кантус» в Ужгороде, являющийся лауреатом нескольких международных конкурсов; Александр Тарасенко, который руководит Ровенским хором и также отмечен дипломами многих престижных музыкальных форумов.

25 февраля 1996 года сердце Михаила Михайловича остановилось. Трагедия произошла в Луцке на Международном конкурсе хоровых коллек тивов им. Л. Украинки, где он возглавлял жюри. Ночью музыканту стало плохо. Пока приехала «скорая помощь» было уже поздно — сердечный удар. Для всех, кто знал Михаила Кречко, это известие стало шоком, ведь он был энергичным человеком, жизнелюбом, никогда не жаловался на хвори. Похоронен Михаил Кречко на Байковом кладбище в Киеве.

***

Среди любимых композиторов дирижера был Николай Леонтович. Его музыку он чувствовал по-особому, находил неординарный ключ к произведениям, полнее раскрывая их сущность. А песню «Тече вода в синє море» Бориса Лятошинского можно назвать визиткой концертной деятельности маэстро. На вечере его памяти она прозвучит в исполнении дочери музыканта и ее воспитанников.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments