Перейти к основному содержанию

«Именем Лятошинского мы уже прописались в истории мировой музыки...»

Тремя новыми именами пополнился список лауреатов премий, основанных в честь классиков украинской музыки ХХ века
17 января, 20:16
ПОЗДРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕГ. НА ФОТО (СЛЕВА НАПРАВО): ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ им. Б. ЛЯТОШИНСКОГО АЛЕКСАНДР КОЗАРЕНКО, КОМПОЗИТОРЫ — МИРОСЛАВ СКОРИК И ИГОРЬ ЩЕРБАКОВ / ФОТО ОЛЬГИ КАНОНЕНКО

Премии имени Бориса Лятошинского и Михаила Вериковского вручают от имени Министерства культуры и Национального союза композиторов Украины, которые являются соучредителями этих престижных музыкальных наград. Награждение проходило по традиции в квартире Бориса Лятошинского, где до сих пор витает его дух и где всегда чувствуешь себя желанным гостем. В кругу коллег и приглашенных церемонию, которая, скорее, напоминала домашний вечер, проводили заместитель министра культуры Тимофей Кохан и председатели жюри обоих конкурсов — композитор Мирослав Скорик и музыковед Марина Черкашина-Губаренко.

В этом году звания лауреата Премии имени Бориса Лятошинского удостоены львовянин Александр Козаренко и Владимир Зубицкий, который уже свыше 15 лет живет и работает в Италии. В области театрально-сценической музыки Премию имени Михаила Вериковского (ее присуждают раз в два года) получил киевский композитор Иван Небесный за мюзикл «Тарас Бульба». Ведь Михаил Вериковский известен в первую очередь как автор опер «Наймичка», «Сотник», «Вій», «Втікачі» и первого украинского балета «Пан Каньовський». В наше время, к сожалению, имя Михаила Вериковского известно разве что тем, кто интересуется историей украинской культуры.

Основоположник украинской профессиональной музыки и национальной композиторской школы ХХ века Борис Лятошинский должен был бы стать тем, кем является для мировой музыки венгр Бела Барток или поляк Кароль Шимановский. Но, в отличие от их творчества, музыка Бориса Лятошинского почти неизвестна даже на его Родине, которая в долгу перед искусством умалчиванием шедевров украинского композитора, хотя и пытаются наши музыканты раскрыть богатейший мир его творчества. Имею в виду в первую очередь Национальный симфонический оркестр под руководством Владимира Сиренко, который недавно поразил исполнением всех симфоний Лятошинского. (На это событие музыкального искусства отозвалась лишь газета «День», см. №198, №233 за 2011 г.) Однако это только одиночные примеры. И дело здесь не в так называемом комплексе второсортности, а, к сожалению, в уже традиционном отсутствии формирования государственного спроса на украинскую культуру, в нежелании осознать ее уникальность и ценность.

«Именем Лятошинского мы уже прописались в истории мировой музыки ХХ века», — отметил Александр Козаренко во время награждения, прибавив: — Для меня символично, что я получаю премию имени гениального украинского композитора ровно через 30 лет, как начал заполнять нотные листы своими произведениями. Для меня сегодня большая честь принять ее из рук моего учителя Мирослава Скорика». Как музыкальное приношение, Александр Козаренко сыграл на рояле, за которым работал Борис Лятошинский, его прелюдии. Ведь Александр закончил Киевскую консерваторию как композитор и как пианист и является настоящим мастером фортепианной игры.

Все трое лауреатов — личности чрезвычайно яркие и абсолютно разные. Поиски новых звуковых миров лирической музыки Ивана Небесного, глубокая философия и страстное высказывание Александра Козаренко, взрывная энергетика и высоковольтные музыкальные образы Владимира Зубицкого потрясают и вызывают удивление силой таланта и профессиональным мастерством. Вот только бы их музыка звучала чаще и везде! Все трое оказались учениками Мирослава Скорика, который, вне сомнения, тоже чувствовал себя причастным к празднику новых лауреатов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать