Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как это было?

23 июля, 19:37
ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР БЫЛ ЗАЛОЖЕН В ЧЕСТЬ 900-ЛЕТИЯ РУСИ, ОДНАКО ЕГО СТРОИТЕЛЬСТВО РАСТЯНУЛОСЬ, ПО ТЕХНИЧЕСКИМ И ФИНАНСОВЫМ ПРИЧИНАМ, ПОЧТИ НА ТРИДЦАТЬ ЛЕТ

ГОД 1888 — ДЕВЯТИСОТЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

В 1888 году царская Россия — впервые в таких масштабах — отпраздновала 900-летие Крещения Руси и память князя Владимира Святого. Как это ни странно, но день памяти просветителя Руси святого равноапостольного великого князя Владимира (15 июля по православному календарю), в прежнее время довольно скромно праздновался в Российской империи, и только в 1888 году, когда проходило празднование 900-летия Крещения Руси, этот день был отнесен к числу так называемых средних праздников. Об этом, в частности, свидетельствовали высокие гости, которые приехали в Украину на праздник. В Киев, где проходили основные юбилейные мероприятия, прибыли обер- прокурор Синода, архиереи Российской православной церкви (далеко не все), председатель Славянского благотворительного общества, депутации русских городов, из которых наиболее представительной была почему-то делегация из Нижнего Новгорода. На торжествах присутствовали только два предстоятеля поместных православных Церквей: Сербской и Черногорской, а также представители Болгарии, Чехии, Румынии, Галиции, Абиссинии, японских и курдских христиан. Особенно блистал своим отсутствием царь-батюшка Александр III.

Одним из наиболее важных событий 900-летия было открытие памятника Богдану Хмельницкому в Киеве. Автором проекта был петербургский скульптор Михаил Микешин. Он хотел создать «идею единой неделимой» Российской империи и предполагал украсить пьедестал гетмана не только изваяниями ликующих славян, присоединенных к России, но и поверженных врагов — попираемого копытами коня иезуита, польского пана и еврея. Мудрые киевские власти, предвидевшие межнациональные конфликты, отказали Микешину, однако проект был утвержден царем Александром III. Но неприятностей Киев все-таки благополучно избежал — на такой многолюдный и многонациональный памятник не хватило денег — их было достаточно лишь на то, чтобы отлить конную статую гетмана. (До 1919 года на боковых частях постамента красовались надписи: «Богдану Хмельницкому — Единая Неделимая Россия» и «Волим под Царя Восточного Православного»).

В честь 900-летия Руси и св. Владимира был также заложен киевский Владимирский собор, хотя его строительство растянулось по техническим и финансовым причинам почти на тридцать лет. Достопримечательностью собора являются уникальные росписи, выполненные под руководством Адриана Прахова. Значительную роль в их создании сыграли также киевские мастера.

ГОД 1988 — ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

Празднование тысячелетия Крещения Руси совпало с упадком атеистического советского режима. Нарастание кризиса в обществе и экономические трудности вызвали попытки расширить народную поддержку руководства страны, в том числе и с помощью верующих людей. В русле этих мер 29 апреля 1988 года состоялась встреча Михаила Горбачева с патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской православной церкви, на которой генеральный секретарь пообещал отменить акты и законы, враждебные Церкви. Тогда же Горбачев определил Крещение Руси в Киеве 1000 лет назад как «Знаменательную веху на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности». Эта встреча стала переломным моментом в церковно-государственных отношениях страны ( а потом — стран). Она открыла новую страницу в истории РПЦ.

Торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, начавшиеся 5 июня в Москве, переместились в Киев. Среди многих гостей в Киев прибыли четыре предстоятеля автокефальных православных церквей: Иерусалимской, Румынской, Болгарской и Кипрской. Празднование было открыто 14 июня торжественным актом в Театре оперы и балета им. Т.Шевченко. С докладом о юбилее и его значении в истории Церкви и государства выступил тогдашний патриарший экзарх Украины митрополит Филарет (Денисенко). Следующий день начался Божественной Литургией во Владимирском кафедральном соборе. Ее возглавил патриарх Иерусалимский и всея Палестины Диодор, которому сослужил епископат Русской православной церкви и гости — представители других поместных православных церквей. В последний день торжеств десятки тысяч его участников стали свидетелями исторического события в жизни всей Православной церкви — впервые за почти тридцатилетний период, зазвучала молитва в Киево-Печерской лавре.

Православная церковь, которая на протяжении всей истории существования советской власти испытывала только притеснения, с большой благодарностью восприняла это сообщение: «Мы воспринимаем это как дар советского правительства Русской православной церкви к празднику 1000-летия Крещения Руси, воспринимаем как знак признания ее выдающихся заслуг в деле миротворческого служения на благо нашей Родины», — говорил Киевский митрополит Филарет на церемонии передачи документов. Молниеносно произошли изменения в отношениях с властью. После официальной программы празднования 1000-летия Крещения Руси в Киеве на Церковь начали смотреть по-новому даже атеисты.

ГОД 1020 — НАШЕ ВРЕМЯ

Нынешнее празднование «1020» — вопреки тому, что оно не связано с круглой датой — является особенным. Это наш праздник, с нашими гостями, на нашей земле, на которой и состоялось Крещение. Хотя ни талантливого монументального памятника в столице, ни кафедрального храма, украшенного украинскими художниками, ни широкой святочной церковной благотворительности пока не было заметно. Сегодняшний юбилей отличается также обещанным приездом в Украину Вселенского патриарха Варфоломея. Вопреки тому, что со стороны известных политических и церковных (скорее, церковно- политических) кругов, как в Украине, так и в России, было сделано все возможное (и невозможное), чтобы плотно закрыть Патриарху дверь в нашу страну; оставить украинские церкви в гетто, с дорогой только на восток. Но совершенно понятно, что даже Вселенский патриарх во многом связан в своих действиях и что решать свои проблемы в конечном счете должны мы сами. Наш первый Президент справедливо говорит: «Я ценю тот вклад, который делает Константинопольская архиепископия, расширяя наши знания об историческом церковном процессе, делая акценты на той роли, которую играла когда-то Киевская митрополия. Благодаря Вселенскому патриарху и его окружению наше общество вышло из того круга толкования исторических событий, который был нарисован для нас Московской патриархией». Действительно, в нашей стране уже давно не хватает уважаемого «Третьего» в церковных делах — ради единения расколотой Украинской православной церкви.

Мы верим в то, что в недалеком будущем (ну, хотя бы, к юбилею 1030) в нашей стране будет одна независимая, образованная и очень веротерпимая помесная украинская церковь. А если рядом с ней будут жить какие-либо другие православные и неправославные Украины, то их всех обязательно пригласят на Праздник.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать